В ближайшие пять лет в Петербурге должен появиться новый зоопарк, вторая сцена Мариинского театра, обновленный остров «Новая Голландия» и стадион «Зенита». Также близится согласование нового небоскрёба «Газпрома». Все эти проекты нужны городу, однако их строительство связано с постоянным увеличением бюджетов и изменением утвержденных архитектурных проектов в процессе строительства. The Village вспомнил историю каждого объекта, узнал их стоимость и собрал комментарии экспертов.

 

 

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 1.

 

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 2.

НОВЫЙ РАЙОН В ЛАХТЕ

Проектировщик: RMJM London
Время завершения строительства: 2018 год
Стоимость реализации проекта: 60 млрд рублей


Строительство масштабного делового центра «Газпрома» на Малой Охте должно было оживить «депрессивный» район. Архитектурное бюро RMJM London разработало план комплекса площадью 66,5 га. В нем было три зоны: в первой располагалась башня с офисными помещениями высотой 400 м, к ней прилегали офисы, конференц-зал и спортивный центр; во второй зоне должны были разместить музей современного искусства и концертный зал; в третьей — отель и масштабный спортивный центр с бассейном, катком и спа-зоной. Архитектурная доминанта комплекса — башня высотой 400 м, которую было бы видно из любой точки города — вызвала бурное недовольство горожан. Градозащитники начали археологические раскопки на месте и нашли остатки исторической крепости Ниеншанц. После 4 лет противостояния, в декабре 2010 года, было официально объявлено о переносе делового центра.

 


Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 3.Вокруг башни планируется строительство общественно-культурных сооружений
Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 4.метров — высота нового проекта небоскрёба

«Лахта-центр» на новом участке. Фотографии: ОДЦ «Охта». Изображение № 5.«Лахта-центр» на новом участке. Фотографии: ОДЦ «Охта»

В марте 2011-го для небоскрёба нашли новую площадку — в районе Лахты, на участке между Финским заливом и Приморским шоссе. Проект тут же получил неофициальное название «Лахта-центр». Архитектурный проект бюро RMJM сохраняется, но его ещё ждут согласования. К примеру, уже известно, что высота башни увеличится до 500 м. Для небоскрёба в Лахте необходимо развить транспортную инфраструктуру, в том числе водный транспорт. Проблемы с сохранением археологических находок актуальны и для этого места: учёные утверждают, что в районе сохранились стоянки людей эпохи неолита.

 

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 8.В связи со строительством бизнес-центра предполагается развитие транспорта, в том числе водного

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 9.

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 10.АЛЕКСАНДР КАРПОВ

Директор Центра экспертиз ЭКОМ

 

«Проект „Лахта-центра“ не является примером современной архитектуры. Это не здание, это монумент, памятник большим деньгам, поэтому его и переносят с места на место, как в своё время церителевского Петра. Даже подъезды к нему проектируются как к какому-нибудь мемориалу, чтобы открывался вид. Современная архитектура — это архитектура знаний. Это архитектура, которая вбирает в себя информацию об окружающем городском ландшафте и выражает её в форме и функции. Здесь же форма и функция заданы изначально, поэтому это не будет подлинным развитием района и города. Смысл высотных зданий — концентрировать бизнес в одном месте, чтобы создать синергетический эффект. Здесь же существующая нормативная база не позволяет создать бизнес-кластер: будет одна башня, а вокруг зелёные просторы. К тому же район не обеспечен транспортом. И работники „Газпрома“ будут вынуждены долго ехать в Лахту, потом долго подниматься на лифте — рабы стеклянной башни. Есть в этом что-то от Толкиена».

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 11.

 

 

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 12.

СТАДИОН НА КРЕСТОВСКОМ ОСТРОВЕ


Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 13.

 


Проектировщик:
 Kisho Kurokawa Architect & Associates
Время завершения строительства: ноябрь 2012 года
Стоимость реализации проекта: 33 млрд рублей


Проекты новой площадки для ФК «Зенит» рассматривались с 2004 года. Первоначально ее планировали построить на проспекте Маршала Блюхера или в Рыбацком, но позже от этой идеи отказались. В 2005-м решили разобрать старый стадион им. Кирова на Крестовском острове, а на его месте возвести новую арену. Площадка, построенная в 1950 году, была одним из самых больших спортивных объектов в мире, на 100 000 зрителей, но за полвека заметно обветшала. Итоги конкурса на проект нового стадиона были подведены в августе 2006 года, победителем стал японец Кишо Курокава (Kisho Kurokawa Architect & Associates) с идей стадиона — космического корабля.

 


Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 14.Прямая речь: Джон Барроу о российских стадионах и о будущем спортивной архитектуры

Вид на стадион с высоты птичьего полета. Изображение № 15.Вид на стадион с высоты птичьего полета

Арена рассчитана на 62 000 зрителей и занимает площадь 9 840 кв. м. У спортивного объекта будет раздвижная крыша и мобильное выдвижное поле. То есть стадион можно использовать не только для футбольных матчей, но и для концертов. По проекту архитектора, крыша стадиона должна была складываться гармошкой, но механизм пришлось переделать, так как в складках мог скапливаться снег. Сроки сдачи проекта сдвигались несколько раз, в июне этого года губернатор заявила, что к подрядчикам будут применены экономические санкции, если открытие перенесут ещё раз. В связи с доработками проекта, обусловленными требованиями FIFA для подготовки чемпионата мира по футболу (который пройдёт в России в 2018 году) и российскими условиями пожарной безопасности, нынешняя стоимость стадиона выросла с первоначальных 8 млрд рублей до 33 млрд рублей.

 

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 18.Cтадион на Крестовском — второй по стоимости стадион в мире
Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 19.зрителей будет вмещать в себя новый стадион

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 20.

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 21.ДЖОН БАРРОУ

Архитектор, руководитель компании Populous

 

 


«Петербургский стадион — это катастрофа, его стоимость постоянно увеличивается. Тут только одно можно сказать: большие комплексы надо заказывать людям, которые умеют их строить, которые делали это не раз. Недорогие стадионы выходят, когда проект хорошо проанализирован и понятно его будущее применение. Спортивный объект нужно строить за разумные деньги».

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 22.

 

 

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 23.

ВТОРАЯ СЦЕНА МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 24.

 


Проектировщик:
 Diamond and Schmitt Architects
Время завершения строительства: 2012 год
Стоимость реализации проекта: 19 млрд рублей


Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев выступил с предложением о строительстве второй сцены еще в 1997 году, но официальное распоряжение вышло только в июне 2002 года. Под строительство была отдана территория за зданием самой Мариинки, ограниченная Крюковым каналом, Минским переулком, улицами Декабристов и Союза Печатников. Приняли проект француза Доминика Перро (Dominique Perrault Architecture) в виде «золотой вуали» — огромного прозрачного купола сложной формы. Для того чтобы возвести здание, снесли несколько исторических построек в охранной зоне. Это вызвало резкий протест горожан, и сам архитектор несколько раз ссорился с городскими властями. Проект подвергся переработке из-за особенностей территории и градостроительного регламента — здание уменьшили, инженерные конструкции изменили. Руководству театра, городской администрации и архитектору не удалось прийти к компромиссу, и в 2007 году контракт с Домиником Перро был расторгнут, хотя он всё же должен был курировать строительство объекта. 

 


Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 25.5 лет длились попытки строительства «вуали» по проекту Доминика Перро
Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 26.сцен будет в новом здании Мариинского театра

Общий вид новой сцены Мариинского театра. Изображение № 27.Общий вид новой сцены Мариинского театра

Еще позже в проекте обнаружили сотни технических ошибок, и в 2009 году было принято решение найти для второй сцены новый архитектурный облик. Его создало канадское архитектурное бюро Diamond and Schmitt Architects. Здание в их трактовке приобрело более традиционный вид, с террасами на крыше. По задумке, террасы должны стать новой обзорной точкой города. Также архитекторы придумали застеклённый переход через Крюков канал в главное здание. Стоит отметить, что за время работ над второй сценой в рекордно короткие сроки (2005–2006 гг.) была построена третья сцена Мариинки — Концертный зал на улице Писарева.

 

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 31.В новом проекте предусмотрены открытые террасы на крыше и остеклённый переход через Крюков канал.

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 32.

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 33.РАФАЭЛЬ ДАЯНОВ

Директор архитектурного бюро «Литейная часть-91»

 

«На данный момент происходит нарушение архитектурной застройки, что очевидно и специалистам, и дилетантам. У Мариинки-2 слишком большой объем, которые не имеет входной зоны. Перед театром должна быть большая площадь, а здесь мы этого не видим. Потом это некорректное отношение к городской застройке — бесконечное разрушение и пренебрежение к наследию города. Что касается территории, то, на мой взгляд, её просто нет. К тому же проект не утверждали, а мы так и не увидели конечный вариант Мариинки-2. Конечно, появление новых культурных объектов в большинстве случаев положительное явление: вдыхается новая жизнь, а улица Декабристов с Мариинкой-1,2,3 и Консерваторией превращается в серьезный культурный центр. В частности, можно привести пример с Мариинкой-3, которая располагается на территории Стадиона имени П. Ф. Лесгафта. Ранее здесь располагался луна-парк с тремя театрами с большой посещаемостью. Потом объект был заброшен, сейчас находится в безобразном состоянии».

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 34.

 

 

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 35.

«НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ»


Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 36.

 


Проектировщик:
 Work AC
Время завершения строительства: 2014 год
Стоимость реализации проекта: 12 млрд рублей


Реконструировать остров, ограниченный Адмиралтейским каналом и Мойкой, городская администрация предложила в конце 2004 года. Задача заключалась в создании общественно-делового комплекса с частичным сохранением исторической застройки. Многие горожане были против такого применения территории, так как в «Новой Голландии» сохранились исторические постройки по проектам Саввы Чевакинского и Валлен-Деламота. В феврале 2006 года архитектурный конкурс выиграл проект Нормана Фостера (Foster & Partners). Фостер хотел возвести культурно-деловой комплекс площадью 7,6 га. Доминантой архитектурного ансамбля «Новой Голландии» должны были стать открытый стадион, обрамляющий естественный бассейн в центре острова, и концертный зал с эффектным куполом. В комплекс также входили театр, выставочные галереи, магазины, рестораны, жилые здания, по периметру располагались офисные помещения. Хотели построить два моста, связывающие остров с районами Мариинского театра и Эрмитажа. 

 


Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 37.Жизнь на острове: Всё о реконструкции и летней программе «Новой Голландии»
Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 38.человек за 1,5 месяца посетили остров в рамках проекта «Лето в Новой Голландии»

Макет концепции реконструкции острова от архитектурного бюро Work AC. Фотография: Артем Голощапов. Изображение № 39.Макет концепции реконструкции острова от архитектурного бюро Work AC. Фотография: Артем Голощапов

Кризис помешал осуществлению проекта. В ноябре 2010 года стало известно, что тендер на реконструкцию острова выиграла компания Романа Абрамовича. Архитектурным проектом пространства занялась американская студия Work AC, среди достижений которой значится, например, бруклинский культурный центр BAM. По их задумке остров разделят на три зоны: зону кино и моды с кинотеатрами, магазинами и площадками для показов, зону искусств с галереями и музеями и гастрономическую зону с рынком, ресторанами и оранжереями. В центре острова создадут искусственный холм, в котором устроят парковку, в центре будет бассейн.

 

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 43.«Новая Голландия» будет состоять из трёх зон: искусств, кулинарии, моды и кино.

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 44.

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 45.ГРИГОРИЙ РЕВЗИН

Архитектурный критик

 

«В Петербурге довольно много искусства в заброшенных промышленных зданиях, часто бывает искусство и в парках, на открытых территориях. Но соединить одно с другим, сделать оранжерею рядом с промышленными строениями, по-моему, свежая и удачная идея. Некая гора, куда Work AC хочет спрятать парковку, — это бессмысленно. Во-первых, это и не получится выполнить, во-вторых, в Петербурге это будет смотреться неудачно. Если вы строите большой выставочный комплекс или магазин, то парковка вам необходима. А если это центр современного искусства для молодежи, то смысла в ней я не вижу: молодежь в основном ходит пешком. Но пока это нельзя назвать проектом, сейчас это идея, интересная и инновационная. Была ведь цель выбрать не конкретное решение, а креативных архитекторов. Это им удалось. Конечно, тот вариант создания оранжереи, который предложило бюро Work AC, делать в Петербурге нельзя. У них будет масса запретов, связанных с охраной памятников. Как они всё будут согласовывать и изменять что-то в предложенном проекте, это уже другой вопрос. Но что-то новое они явно предложили».

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 46.

 

 

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 47.

ЗООПАРК «ПРИМОРСКИЙ»


Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 48.

 


Проектировщик:
 бюро Beckmann-N'Thepe
Время завершения строительства: 2014 год
Стоимость реализации проекта: 11 млрд рублей


О необходимости расширения Ленинградского зоопарка и создании зверинца для крупных животных городские власти впервые заявили еще в середине 90-х годов, но руководство зоопарка было против. К этой идее вернулись в 2006 году, тогда впервые в качестве потенциальной площадки для нового зоосада назвали территорию Юнтолово. Влажный климат и болотистый ландшафт местности подойдут не всем животным, к тому же через эту территорию проходит миграционный путь перелетных птиц, которые могут заразить местных обитателей. Экологи недовольны проведением строительных работ на границе с Юнтоловским заказником — охраняемой природной зоной с хрупкой экосистемой. Кризис 2008 года на время приостановил эти споры, проект был реанимирован лишь в 2010 году. В закрытом конкурсе, объявленном комитетом по градостроительству и архитектуре, участвовали французское бюро Beckmann-N'Thepe совместно со студией ландшафтного проектирования TN Plus и петербургская «Студия-17». У иностранцев был опыт реконструкции Венсенского зоопарка и зверинца в Хельсинки, у российских архитекторов — доскональное знание местности. В итоге победили французы.

 


Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 49.За авторами числится реконструкция Венсенского и Хельсинского зоопарков
Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 50.гектара — площадь нового зоопарка

Вид на зоопарк с высоты птичьего полета. Изображение № 51.Вид на зоопарк с высоты птичьего полета

Проект французов основан на представлении о Пангее — едином материке, из которого образовалось шесть континентов. Сооружения зоопарка расположат на шести островах, занимающих площадь 93 га. На каждом создадут привычный для животных ландшафт. Например, два острова связаны ледниковой зоной. Авторы руководствовались принципами экоархитектуры, поэтому постройки, входящие в комплекс зоопарка, гармонируют с окружающей средой. Также на территории оставят большие зоны без всякой застройки. 

 

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 58.Зоопарк будет расположен на шести островах с разными ландшафтами

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 59.

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 60.РУСТАМ САГИТОВ

Директор «Балтийского фонда природы»

 

«Новый современный зоопарк нужен городу. В немалой степени как образовательно-просветительский элемент городской инфраструктуры, способный влиять на экологическую грамотность горожан и гостей города. Если говорить о концепции, которую недавно представили разработчики, то все акценты расставлены грамотно. Если это будет реализовано так, как задумывалось, то это будет очень полезно для города. Насчет Юнтолово можно сказать, что место это не идеальное: болотистая дельта Невы со всеми вытекающими санитарными, инженерными и другими проблемами. Но при грамотной организации нового зоопарка его взаимовыгодное сосуществование с Юнтоловским заказником возможно и, я бы сказал, естественно».

Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга. Изображение № 61.