Осенью 2015 года московские власти запустили проект по краткосрочной аренде автомобилей «Делимобиль». Новый сервис каршеринга — не замена автобусов или такси, а скорее аналог велопроката и ещё один городской транспорт, доступный всем горожанам, достигшим 21 года и обладающим водительскими правами. В теории идея автоматизированной поминутной аренды автомобиля очень удобна: где захотел — взял машину, где удобно — оставил, а думать о ТО, страховках, парковках и очередях на шиномонтаж не нужно. Редакция The Village решила проверить, как же обстоят дела на практике. Мы не стали ограничиваться лишь курируемым мэрией каршерингом: в течение двух недель редактор The Village Юлия Ельцова пользовалась, помимо «Делимобиля», сервисами Anytime и YouDrive. Смогут ли новые сервисы стать популярными среди москвичей? Вот что она выяснила.

Anytime

Почему мне не нравится московский каршеринг. Изображение № 1.

Сервис Anytime запустился в Москве самым первым, но за время своего существования он, кажется, не особо развивался. Мои проблемы начались ещё на этапе начала работы с приложением. Оно скачалось, но работало криво, не реагировало на команды и не давало зарегистрироваться. Через 40 минут мучительного тыканья в iPhone мне наконец-то удалось отправить заявку и фото водительских прав и паспорта. Спустя продолжительное время мне позвонили и предложили приехать в офис, чтобы подписать договор. Офис оказался расположен ужасно неудобно: далеко от центра, в 15 минутах пешком от станции метро «Парк Победы». Но выбора не было — пришлось ехать. Учитывая дорогу, я потратила на подписание договора почти три часа.

Установив приложение, я удивилась, что в центре почти не найти доступной машины. Ответ оказался прост. Выяснилось, что оставлять машину на платной парковке в городе нельзя, — только на бесплатной. На вопрос, как же быть, ведь вся парковка в центре платная, сотрудники сервиса предложили мне парковаться во дворах. Идея хорошая, но в договоре написано, что вызволять машину и нести все расходы, связанные с эвакуацией, будет арендатор. Даже если вы завершили свою поездку, а машину увезли потом, головная боль всё равно ваша.

Не самым приятным сюрпризом оказалась и депозитная система. Для того чтобы взять стандартную машину Hyundai или Chevrolet, нужно, чтобы на счету было не меньше 500 рублей. Хотите BMW? Необходимая сумма — не меньше 2 тысяч рублей. Это неудобно: неиспользованные деньги так и повисают на счету, а если они вдруг заканчиваются в процессе аренды, нужно пополнять счёт заново и вручную вводить все данные карты.

Как использовать этот сервис, я придумала с огромным трудом. Решила, что смогу доехать от работы на «Красном Октябре» до дома в Останкино и завершить аренду там, — благо парковка бесплатная. В центре нашлась всего одна машина, и до неё пришлось ехать на метро. Меня ждал очень грязный Chevrolet, а в салоне пахло сигаретами. За 20 бесплатных минут я не успела добраться до машины, поэтому аренда запустилась автоматически, а система не дала мне заполнить опросник о состоянии автомобиля. По договору нельзя завершать аренду, если в баке меньше 25 % бензина, иначе арендатору грозит штраф. Бензина же в моём автомобиле оставалось всего 26 %. Объяснимо: деньги и время, потраченное на АЗС, возмещают на ваш счёт в Anytime, но и происходит это не совсем в пользу клиента. Поэтому никто не заправляет полный бак.

ТАРИФ:
понедельник — четверг: 6 рублей/мин., пятница — воскресенье: 7 рублей/мин.

Тариф для машин BMW:
понедельник — четверг: 8 рублей/мин., пятница — воскресенье: 10 рублей/мин.

Парковка: 1,5 рубля/мин.

количество машин: 120

 

бесплатно: с 20:00 до 08:00 (при заглушённом двигателе)

По дороге домой я решила сделать остановку возле магазина и попыталась поставить машину в парковочный режим. Система закрыла машину, но в приложении она оставалась открытой. Ошибка не давала мне открыть машину заново, а сервис как ни в чём не бывало продолжал списывать с меня деньги по обычному тарифу. Пришлось звонить в службу поддержки. Вежливая девушка исправила ошибку, открыла машину и пообещала, что эти несколько минут мне возместят по парковочному тарифу. Заодно я уточнила про бензин — оказалось, что можно не заправлять машину. Главное — перед окончанием аренды снова позвонить в службу поддержки и сообщить, сколько осталось в баке. Я так и поступила и, добравшись домой, с радостью завершила аренду.

Несмотря на все минусы, Anytime может быть удобным, если вы живёте и работаете за ТТК и вас не пугает, что машина неухоженная. Тестируя сервис, я наткнулась и на довольных пользователей. «Случаи бывают разные, — рассказал мне Максим Долгов, который пользуется сервисом с 2013 года. — То надо прокатиться из Выхино в Ховрино, то скататься в IKEA и обратно. Или неожиданно отвезти человека с „Рижской“ на Удальцова, а после поехать к себе в Новокосино. Денег это стоит смешных: например, от „Рижской“ до Новокосино я попал почти во все пробки и, промотавшись два с лишним часа, отдал всего 625 рублей».

Оценка

 

Удобство подключения

Удобство интерфейса

Состояние машины

Покрытие

YouDrive

Почему мне не нравится московский каршеринг. Изображение № 4.

Начать пользоваться YouDrive оказалось проще всего. Я зарегистрировалась на сайте, отправила фото своих документов, и буквально через минуту мне перезвонили, уточнив адрес, куда можно привезти договор на подпись, — бесплатно. Ещё через минуту на почту пришёл образец договора: всё можно изучить заранее, чтобы не терять времени, когда приедет курьер. Курьер прибыл через четыре дня после заявки, и меня об этом предупредили заранее. Я подписала договор и практически сразу получила СМС с пин-кодом к личному кабинету. Скачала приложение и начала поиск ближайшего автомобиля.

Оказалось, что в центре довольно много машин и до ближайшей можно добраться пешком. Минус — сервис работает только в центре. В качестве эксперимента я собиралась проехать от дома в Останкино до бизнес-центра на Шарикоподшипниковской улице, построенного бюро Захи Хадид. Но не вышло: пришлось ехать на метро до «Савёловской» и там брать автомобиль — им оказался жёлтый Smart. Приложение открыло машину и попросило проверить, всё ли с ней хорошо. На проверку я потратила около пяти минут. Гордо доехала на своём Smart до пункта назначения, припарковала и завершила аренду.

Тариф: 8 рублей/мин.

Парковка: 1,5 рубля/мин.

Количество машин: 67

 

бесплатно: с 20:00 до 08:00 (при заглушённом двигателе)

После рабочего интервью я решила вновь забронировать машину — мой жёлтый друг всё ещё стоял на парковке. Поскольку закончить аренду около дома я не могла, пришлось оставить машину у метро в пределах ТТК и ехать дальше своим ходом. Происшествий не было. За день я потратила 600 рублей, но при этом не пользовалась парковочным тарифом, а просто завершала поездку. Несмотря на небольшую площадь покрытия, YouDrive оказался наиболее удобным сервисом: машин много, их можно оставлять на платных городских парковках. Подходит для тех, кто живёт и работает в пределах центра.

Оценка

 

Удобство подключения

Удобство интерфейса

Состояние машины

Покрытие

«Делимобиль»

Почему мне не нравится московский каршеринг. Изображение № 7.

«Делимобиль» запущен московским правительством в сентябре. Пока можно завершать аренду в будни только в пределах ТТК, а в выходные — в пределах МКАД, на любых официальных городских парковках. После того как я сделала заявку на сайте, мне позвонили и предложили курьерскую доставку за 390 рублей (можно самому приехать в офис на «Павелецкой»), которая к тому же приносит на счёт 15 бесплатных минут пользования сервисом. По актуальному на тот момент тарифу выходило 75 рублей — сомнительный бонус, но хоть не надо никуда ехать. Я подписала договор в четверг, а в понедельник обнаружила, что мой аккаунт всё ещё неактивен. Пришлось звонить в службу поддержки, а потом пересылать фото договора по почте. Спустя пять часов аккаунт стал активен.

Я стала искать машину рядом, чтобы незамедлительно отправиться на шопинг в какой-нибудь торговый центр. Машина нашлась в 15 минутах пешком от офиса, но для того, чтобы открыть попавшийся мне Hyundai, вновь пришлось звонить в службу поддержки. Дело в том, что на момент эксперимента у сервиса так и не было приложения для iPhone (оно появилось лишь 25 октября): больше месяца «Делимобилем» могли пользоваться лишь владельцы Android. Девушка-оператор очень вежливо попросила проверить, всё ли на месте (страховка, документы на машину и топливная карта) и чисто ли внутри и снаружи. Машина оказалась новой, что неудивительно, учитывая новизну сервиса.

Тариф на момент эксперимента (по акции): 5 рублей/мин.

тариф: 8,9 рубля/мин.

Парковка: 1,5 рубля/мин.

Количество машин: 100

 

Ночной тариф с 20:00 до 08:00 (при заглушённом двигателе):
не предусмотрен

Мне понравилась идея с топливной картой: если нужно заправить машину, не надо платить своими деньгами. Но пока я, бодро напевая, ехала навстречу шопингу, машина внезапно вздумала включить аварийку и сигналить — в разговоре с оператором я выяснила, что так предупреждают о пересечении ТТК (правда, я нешуточно напугалась). После покупок необходимо было вернуть машину в зону будничной парковки — в пределах ТТК. Закинув покупки домой, я устало поехала обратно в центр. Домой пришлось добираться на общественном транспорте.

По аналогии с YouDrive, «Делимобиль» пока работает скорее для тех, кто обитает в центре города. Хотя надо признать, что возможность в выходные завершать аренду в пределах МКАД — удобная штука: в субботу и воскресенье вы можете съездить в дальний торговый центр. Впрочем, на момент выхода материала сервис должен запустить акцию, по которой завершать аренду в пределах МКАД можно и в будни.

Оценка

 

Удобство подключения

Удобство интерфейса

Состояние машины

Покрытие

Итоги

Честно говоря, за две недели эксперимента я ни разу не воспользовалась ни одним каршерингом для себя — хотя поводы были. Однажды мне нужно было уехать с «Красного Октября» на Цветной бульвар, но рядом не нашлось ни одной машины всех трёх компаний — оказалось, что быстрее добраться на метро. В другой раз я случайно встретила жёлтый Smart у работы и решила на нём срезать путь домой, но так же внезапно меня опередил кто-то иной.

Перемещаться в Москве на такси получается не намного дороже: средняя поездка обходится примерно в восемь рублей за минуту, и хотя с вас всегда берут деньги за подачу, не нужно искать парковку и тратить время на осмотр машины. Обладание же собственным автомобилем, по средним оценкам, обходится примерно в 500 рублей в день (и это дешевле моего опыта с YouDrive), зато его не нужно искать по городу и в нём можно хранить половину гардероба.

Московский каршеринг — спорный сервис. И всё-таки мне кажется, что эта услуга может работать в Москве, если машин будет больше, зона покрытия станет шире, а компании будут бережнее относиться к своим машинам. Пока же это не так.