Летом и в сентябре в Петербурге продолжали расширять сеть велодорожек. Основной объем работ по их обустройству, который был запланирован в начале этого года, уже завершен (в 2019 году обещают сделать еще 18 маршрутов общей протяженностью 43,8 километра). Удобную карту существующих и создаваемых маршрутов велосипедных дорожек можно посмотреть здесь. Как видно, единой сети, связывающей разные районы, пока не получилось — впереди много работы. Есть и формальные проблемы: как сообщают в Городском центре управления парковками, подготовка документации для ввода маршрутов в эксплуатацию еще ведется, в результате автомобилисты паркуются на велодорожках — и их за это не штрафуют.

Мы решили проверить, как на самом деле устроены городские велодорожки. Корреспондент The Village Роман Чернянский проехал по уже существующей сети велосипедных маршрутов — от Яхтенного моста до проспекта Луначарского, — не забыв проверить и набережную Фонтанки.

Фотографии

Виктор Юльев

«Питерлэнд» — Крестовский остров

Первое, что видишь на велодорожке у ТЦ «Питерлэнд», — прогуливающихся по ней петербуржцев. Зато это действительно настоящая велодорожка — со специальным покрытием и огороженной территорией на Яхтенном мосту.

Как только переезжаешь Яхтенный мост, оказываешься в лабиринтах заборов у нового стадиона. И в этой точке условно непрерывная сеть велодорожек для меня бы закончилась, если бы не карта с сайта городской администрации, убеждающая в том, что маршрут можно продолжить: велодорожку за забором вдоль Гребного канала сразу не определить; кажется, что там идет стройка.

У стадиона начинается настоящая велосипедная действительность Петербурга: вчерашний тротуар со старым асфальтом и редкими нанесенными отметками. Пешеходная зона тут не предусмотрена — она перенесена на другую сторону Северной дороги. И, разумеется, горожане предпочитают прогулку по велодорожке с видом на канал. Со знаками — беда, с разметкой — тоже. И ощущения ровно те же, когда ты катишь по забитому людьми тротуару. Через какое-то время начинаешь сомневаться: а по велодорожке ли ты едешь и, соответственно, справедливо ли негодуешь на перекрывающих движение пешеходов. Приходится постоянно искать взглядом подтверждения — редкие знаки, остатки стершейся разметки.

На перекрестках — никаких следов велосипедизации. Зато есть припаркованные рядом автомобили и зонтики-навесы от кафе, очередь в которые начинается как раз почти на велодорожке. Больше же всего на этом отрезке удивляет конец маршрута, дорожка буквально упирается в куст, который даже обойти нет возможности, не выйдя на проезжую часть. И это в 150 метрах от станции метро «Крестовский остров».

Морской проспект — Петроградский остров

Далее — Морской проспект, велодорожка на котором отчего-то начинается не от перекрестка, поэтому замечаешь ее не сразу. К тому же подъезд к ней перекрыт машинами. Однако здесь опыт начинает налаживаться: дорожка идет не по тротуару, а по выделенной зоне проезжей части. Местами появляется специальное покрытие. Даже водителей, решивших запарковаться на велодорожке, не так уж много, поэтому ехать довольно комфортно. Здесь же на перекрестках впервые появляются велосипедные переезды.

После Большого Крестовского моста — поворот на Песочную набережную, которого нет: чтобы продолжить путь, велосипед приходится поднимать на тротуар через 40-сантиметровый поребрик. А далее — характерная картина: привычный тротуар Песочной набережной, поверхность которого изрисована сочетающимися силуэтами велосипедов и пешеходов. То есть, получается, зона совместного движения. И такая картина — это половина новой велосети Петроградского острова — Песочная, Аптекарская и почти вся Петроградская набережные.

Есть и другая половина — единственное в городе подобие настоящей сети, в которую, помимо Морского проспекта, входят Левашовский и линия Большой Зелениной до Кронверкского проспекта. Их можно почти полностью проехать даже вдвоем вместе, не вылезая за пределы велодорожки. На Зеленина пока ремонт — приходится постоянно объезжать леса и преграды, но уже понятно, как комфортно здесь будет по окончании строительных работ (если не считать неожиданного появления на велодорожках лежачих полицейских). При этом большая часть этой сети имеет дорожку в одну полосу и только по одной стороне дороги.

Кроме того, есть в целом отдельно расположенная набережная реки Карповки, которая начинается от велотротуара Аптекарской набережной и заканчивается ничем. Здесь — тоже дорожка на проезжей части, а на протяжении 50 метров даже положили покрытие.

Также на Петроградской впервые сталкиваешься с метаниями водителей, которые, очевидно, не понимают, что делать с велосипедистами, которые катятся по выделенной для них полосе. Они то и дело застревают где-то на грани решения уступить дорогу и никого не пускать.

Фонтанка — Гренадерский мост

Главная проблема велодорожек — их фрагментированность и полное отсутствие нормального транзита между отдельными частями велосети — наиболее остро ощущается на Троицком мосту. Пожалуй, каждый, кто был в центре на велосипеде, знает, как неприятно пересекать Троицкий. По узкой пешеходной зоне почти не протолкнуться, а по проезжей части часто ехать попросту страшно.

Преодолев разрыв, добираюсь до набережной Фонтанки, обнаружив там три небольших велоучастка: у цирка и по обеим сторонам реки у БДТ. При этом со стороны театра все напрочь заставлено машинами. Там никто даже не прикидывается, что на набережной появилась разметка для велосипедистов.

После этого, преодолев в очередной раз препятствие в виде Троицкого моста, вдвойне приятно оказаться на Петровской набережной: там расположена единственная настоящая велодорожка — с нормальной разметкой и покрытием  (таким, что даже машины паркуются на границе дорожки: причем все, включая огромные туристические автобусы у «Авроры»). Правда, счастье это заканчивается довольно быстро — сразу после Сампсониевского моста.

Выборгская набережная — Свердловская набережная

Довольно интересная часть маршрута — длительный участок от Выборгской до Свердловской набережной. При этом отрезок до площади Ленина — это привычный уже велотротуар и неприятные ощущения от пролетающих в двух шагах от тебя машин. Однако все налаживается после площади Ленина: неожиданно появляется разделение на вело- и пешеходную зоны. Все тот же старый тротуар, но зато нормальная разметка. И тут ты попадаешь в царство велосипедистов. Пешеходов здесь мало, а вот для велосипедов маршрут прекрасный. Впервые можно нормально передвигаться — без постоянных остановок на необорудованные под велосипеды перекрестки, без необходимости вилять между пешеходами, и даже не нервничая из-за летящих по набережной автомобилей (вскоре маршрут прячется за зеленым холмом, оставляя дорогу вне зоны видимости).

Главный минус этого отрезка — препятствие на Свердловской набережной, где на середине пути дорожка упирается в стену. Возможности ее обойти только две: тащить велосипед по ступеням на несколько метров вверх или подняться по вытоптанной на склоне дорожке. И этот участок в 20 метров, конечно, портит все впечатление.

Пискаревский проспект — проспект Луначарского

Возможности попасть с набережной на Пискаревский проспект, не пользуясь ступеньками или вытоптанным газоном, тоже не предусмотрено. В итоге транзит между двумя самыми длинными участками велосети — это очередное неудобство.

Что касается Пискаревского, то главный плюс здесь — отделение велодорожки от пешеходной зоны на протяжении всего маршрута. Да, велопокрытия тут нигде нет, только асфальт (хотя и зачастую новый), а иногда дорожка расчерчена прямо по плитке, что выглядит совсем нелепо, однако именно в этом месте понимаешь, что самое главное для комфортной езды — это отгороженность маршрута от пешеходов и автомобилей. Разметка — уже неплохо, но желательно иметь разделяющее пространство.

На Пискаревском же постоянно сталкиваешься с основной проблемой, которая, вероятно, еще долгое время будет мешать развитию велосипедного транспорта в Петербурге, — отсутствие, помимо адекватного транзита, нормальных переездов на перекрестках, а с ними и отсутствие непрерывного пути. По правилам, использовать пешеходные переходы верхом на велосипеде нельзя, поэтому приходится либо каждый раз слезать, либо нарушать правила и мешать людям.

В конечном итоге лучшим стало окончание маршрута — Муринский парк, где появилась одна из первых мини-велосетей города. Здесь и четкое разделение на зоны, и правильное расположение маршрута, и даже привыкшие за годы к велосипедному движению местные жители, которые предпочитают не занимать дорожку, а двигаться по тротуару.