На петербургских вокзалах началась масштабная реконструкция — к 2015 году их собираются превратить в многофункциональные хабы европейского образца. Они станут транспортными узлами, где под одной крышей находятся остановки нескольких видов транспорта, а пересадка с одного на другой проста и удобна. Уже сейчас практически все вокзалы, за исключением Витебского, предлагают быструю пересадку с электрички в метро. В планах РЖД привязать к ним ещё и личные автомобили, автобусное сообщение и транспорт до аэропортов. Реконструкция петербургских вокзалов обойдётся РЖД более чем в 30 миллиардов рублей — об этом сообщает газета «Деловой Петербург». Перестраивать транспортные узлы будут не только в Петербурге, но и в Туле, Петрозаводске и Мурманске.

The Village узнал, что ждёт городские вокзалы, откуда будет ходить аэроэкспресс и можно ли будет доехать до Москвы за 2,5 часа.

 

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 1.Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания
Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 2.Классическая развязка: 7 транспортных решений Петербурга

 

Московский вокзал

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 3.

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 4.

 

Год постройки: 1847-й 
Архитектор: Константин Тон
Пассажиров в сутки: 15 400 в дальнем сообщении, 27 600 — в пригородном 
Поездов в сутки: 32 поезда дальнего сообщения и 47 поездов пригородного сообщения
Примерная стоимость реконструкции: 15 млрд руб.

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 5.

Главная задача грядущей реконструкции — построить на Московском к 2015 году высокоскоростную магистраль до Москвы, по которой поезд сможет ехать со скоростью 400 км/ч — дорога до столицы займет 2,5 часа. Сейчас «Сапсан» добирается из Петербурга в Москву за 3 часа 45 минут. 

За ближайшие три года на Московском заменят деревянные перекрытия XIX века железобетонными, снесут здание железнодорожного почтамта, а также построят второй ярус для новой магистрали. Платформу по проекту «Студии 44» расположат над уже существующими путями, а в шести метрах под ними появится терминал для общественного транспорта и машин.

Платформа для скоростных поездов. Макет «Студии 44». Изображение № 6.Платформа для скоростных поездов. Макет «Студии 44»

Подъездов к зданию будет четыре, главный из которых – со стороны Обводного канала. Многие чиновники опасаются, что новое распределение транспортных потоков вокруг вокзала усложнит трафик в районе площади Восстания. Ещё одна проблема, которая, возможно, появится в ходе реконструкции — подъём грунтовых вод, разрушающих деревянные основания, на которых стоят дома в центре. Прошлый проект перестройки Московского отменили именно по этим причинам.

Работы на вокзале планируют начать уже в конце 2012-го. Но дирекция Октябрьской железной дороги и «Студия 44» Никиты Явейна, разработавшая проект реконструкции, комментировать стройку пока отказываются. Сейчас заказано транспортное моделирование всех улиц вплоть до Обводного канала, и, по словам КГА, «до архитектуры там как до центра Земли».

 

Ладожский вокзал

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 9.

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 10.

 

Год постройки: 2003-й 
Архитекторы: «Студия 44»
Пассажиров в сутки: 4 700 в дальнем сообщении, 5 300 — в пригородном
Поездов в сутки: 18 пар дальнего сообщения и 15 пригородного
Примерная стоимость реконструкции: зависит от результатов обследования

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 11.

Несмотря на то, что к 300-летию города Ладожский был успешно сдан, работы по превращению его в хаб ещё не закончены. Кроме того, уже сейчас у него начали трескаться полы и нижние платформы. Начальник Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Владислав Покров считает, что всему виной подземная река, протекающая неподалёку от Ладожского. Другие специалисты утверждают, что никаких рек поблизости нет и в затоплении фундаментов стоит винить в первую очередь проектировщиков и строителей, не продумавших это в изначальных планах. Сейчас транспортный узел проходит комплексное обследование. По его итогам должны определить масштаб работ по модернизации вокзала и защите его от сил природы.

 

Финляндский вокзал

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 12.

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 13.

 

Год постройки: 1870-й 
Архитекторы: Пётр Ашастин, Николай Баранов и Яков Лукин
Пассажиров в сутки: 100 человек в дальнем сообщении, 37 500 — в пригородном. 
Поездов в сутки: 2 поезда дальнего сообщения и 119 пригородного
Примерная стоимость реконструкции: 13 млрд руб.

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 14.

Первый этап реконструкции вокзала уже пройден. Кассы дальнего сообщения перестроили под международный терминал для поезда «Аллегро», курсирующего между Петербургом и Хельсинки. Там разместили пограничную и таможенную службы, Роспотребнадзор и ветеринарный контроль. 

Декоративные работы по обновлению фасада тоже почти закончены: здание облицевали доломитом, отремонтировали башню с часами, обновили крышу и по всему периметру выложили цоколь из полированного гранита.

Первый этап реконструкции Финляндского. Изображение № 15.Первый этап реконструкции Финляндского

В начале 2013-го РЖД планирует надстроить над путями три этажа делового центра с гостиницами и офисами, а также оборудовать привокзальную территорию современными парковками. В здании вокзала решили разместить торговый центр, так как в прилегающих районах практически нет ТРК, где можно совершать покупки. Кроме этого, в международном терминале должен заработать магазин Duty Free, которым смогут пользоваться пассажиры «Аллегро».

 

Балтийский вокзал

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 18.

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 19.

 

Год постройки: 1857-й
Архитектор: Александр Кракау
Пассажиров в сутки: только в летний сезон с вокзала в Петродворец отправляются более 3,5 млн человек, а всего в год пригородный пассажиропоток превышает 25 млн человек
Поездов в сутки: 96
Примерная стоимость реконструкции: 3 млрд руб.

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 20.

На Балтийском появятся два новых павильона: для пригородных поездов (Балтийский занимает второе место по пригородным перевозкам после Финляндского) и для «Аэроэкспресса» до Пулково. Сейчас добраться до городского аэропорта можно только с помощью наземного транспорта, который часто стоит в пробках в районе Московского проспекта. В качестве альтернативы до Пулково пустят регулярные поезда, которые будут идти менее часа. Такая практика распространена во многих крупных городах мира, в том числе в Москве: на поезде за фиксированное время можно добраться из центра столицы до Внуково, Шереметьево или Домодедово.

 

Витебский вокзал

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 21.

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 22.

 

Год постройки: 1838-й
Архитектор: Станислав Бржозовский (современное здание 1904 года)
Пассажиров в сутки: 4 000 пассажиров в дальнем сообщении и 22 700 — в пригородном.
Поездов в сутки: 14 дальнего сообщения и 70 пригородного сообщения
Примерная стоимость реконструкции: 2 млрд руб.

Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 23.

Капитально перестраивать Витебский не будут. Здесь планируют возвести навес, соединяющий платформы и станцию метро «Пушкинская», чтобы во время дождя пассажиры могли не промокнув пересесть с одного вида транспорта на другой. У РЖД даже есть специальное название для этого проекта — «Сухой пассажир».

В ходе ремонта решат одну из основных проблем вокзала: крутую лестницу на второй этаж, по которой пассажирам приходится с чемоданами подниматься на платформы, заменят эскалатором. Под самим зданием должна появиться подземная парковка. Сейчас поиск места для стоянки машины рядом с Витебским может занять до получаса.


Как реконструируют петербургские вокзалы. Изображение № 24.

 


Анна Максимова, начальник отдела по работе со СМИ Октябрьской железной дороги: «Важно отметить, что при разработке и реализации проектов будут учтены индивидуальные особенности каждого вокзального комплекса. В первую очередь будет сохранён исторический вид вокзалов, являющихся памятниками архитектуры, будут развиваться прилегающие к вокзалам территории. Особое внимание уделим созданию комфортных условий для пассажиров с ограниченными возможностями».