Столичные власти решили привлечь «РИА Новости» к созданию проекта Системы городской ориентирующей информации (СГОИ). Арт-директор информагентства Илья Рудерман известен тем, что уже много лет изучает проблемы московской навигации и активно продвигал идею создания единой системы городского ориентирования в столице.

 

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 1.Неспортивное ориентирование: Навигация в городе

По задумке, новая система объединит между собой указатели на вокзалах, в аэропортах, общественном транспорте, на автомобильных трассах, а также уличные, домовые и дорожные таблички. Информационные вывески и указатели, выполненные в едином стиле, помогут ориентироваться в городе не только москвичам, но и туристам: все надписи собираются продублировать на английском языке. Кроме того, на памятные дома и памятники архитектуры повесят QR-коды с исторической справкой и полезной информацией.

Для создания проекта «РИА Новости» будет собирать круглые столы и проводить общественные обсуждения, привлекая к работе как профессиональных дизайнеров, урбанистов, технологов, так и обычных москвичей.

 

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 2.

 

Илья Рудерман

Графический дизайнер, арт-директор «РИА Новости», преподаватель в Британской высшей школе дизайна


 

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 3.

 

Как вы оцениваете нынешнее состояние столичной навигации?

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 4.

 

Нынешнее состояние я оцениваю как запущенное. Это, в общем-то, понимают все, ни у кого нет иллюзий. Никто не может назвать то, что происходит на наших улицах, рабочей системой ориентации. В то же время у нашей системы достоинства есть, и надо их замечать. Например, есть какое-то ностальгическое ощущение от старых навигационных указателей нашего метрополитена. Эти гротесковые мягкие жирненькие формы, все эти вывески «Выход» — они нам нравятся, они приятны, это большое графическое достоинство. Указатели маршрутов на общественном транспорте — есть что-то романтическое в этих трафаретных отпечатках с номерами маршрутов, которые делают неизвестные люди в трамвайных парках. В современном мире так поступаем только мы, ну и страны постсоветского пространства. В этом есть наша особенность. 

 

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 5.

 

Какая задача стоит перед российскими экспертами?

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 6.

 

Наша задача — сделать мудрую и удобную систему для пассажиров всех видов общественного транспорта, автомобилистов и пешеходов. И для начала надо понять, какая информация необходима человеку на каждом уровне перемещения: автомобилистам, пешеходам, туристами. И тут надо обсуждать всё вплоть до графики. Потому что сейчас многие решения касательно навигации принимаются вообще без обсуждения на каком-то интуитивном уровне. Сейчас система навигации представлена в недостаточном объёме. Я исповедую тот принцип, что городская ориентирующая система должна быть избыточной. Пусть лучше её будет чуть-чуть больше, чем надо, чем чуть-чуть меньше. В городе лучше немного переориентироваться — надо, чтобы указатель лишний раз сказал: «Да-да-да, тебе именно туда, метро там». Это лучше, чем оказаться на перекрёстке, где я совсем не буду знать, куда мне двигаться. Это касается и указателей на автодорогах. Они, по правилам, дублируются, расставляются на каком-то определённом расстоянии друг от друга. Но на самом деле их тоже недостаточно. Тут дело не в количестве знаков, а в частоте напоминания. Знаков могло бы быть намного больше, от этого всем было бы только спокойнее. Мы все постоянно торопимся, куда-то бежим, если нам постоянно подсказывали бы: «Всё правильно, туда и надо бежать, иди-иди», — спокойствие горожан увеличивалось бы пропорционально количеству указателей на дорогах.


 

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 7.

 

На кого можно ориентироваться в этом плане?

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 8.

 

Главные ориентиры для нас — это, конечно, западные системы, сегодня есть много интересных кейсов: Лондон, Нью-Йорк, Берлин уже решили эту проблему несколько десятилетий назад. Наш город поздно подошёл к этой проблеме, хотя и в этом есть свой плюс: такие современные технологии в городском пространстве, которые мы сейчас хотим внедрить, вроде тех же самых QR-кодов, они только начинают появляться на Западе. То есть им приходится дополнять свою систему новыми технологиями, а у нас всё будет начинаться с чистого листа, и это в каком-то смысле удобнее. Мы очень рассчитываем проработать систему с QR-кодами, чтобы горожанин мог не только узнать название улицы, но и её историю, кто из известных людей тут жил, бывал. Причём информацию можно будет давать не только историческую, но и в режиме реального времени: например, что сейчас происходит в здании, кто там находится. Будет система знать и об окружающей действительности, о логистике перемещения по окрестностям. Будут коды и на остановках общественного транспорта.


 

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 9.

 

Как будет проходить работа, с чего вы начнёте?

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 10.

 

Вначале нужно проанализировать, из каких параметров состоит городское пространство, затем создать несколько рабочих групп, каждая из которых будет заниматься своим вопросом. Будет несколько очень узкоспециализированных круглых столов, где решения будут обсуждаться детально: от того, какой формы делать таблички, до размера шрифтов в разных участках города. Это будут полупрактики с эскизами и теоретическими обсуждениями. Нам нужна консолидированная позиция профессионалов, экспертов. Мы искренне рассчитываем на них и на то, что они потратят своё время, чтобы обсудить эти задачи, чтобы потом никому из нас не было стыдно за то, что висит у нас на улицах.

 

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 11.

 

Кто пригласил вас в проект и в чём заключается ваше участие?

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 12.

 

В данном случае я сам себя пригласил в проект. Инициатор этой активности — я, поэтому и несу на себе всю ответственность за эту активность. Я собрал массу единомышленников за последние годы. По мере того, как я изучал навигационные проблемы Москвы, я накапливал вокруг себя людей, которые согласны со мной, у них складывается такое же впечатление от города, и они готовы работать со мной. У меня нет амбиций решить проблему навигации в городе в одиночку. Передо мной не стоит задача принести готовый проект и сказать «Вот, я всё решил, пускай будет так». Наоборот, я хочу, чтобы «РИА Новости» выступило консолидатором, площадкой для круглых столов и обсуждений. Чтобы мы общались с жителями, чтобы все вместе пришли к лучшему решению. Именно поэтому мне действительно приятно, что «РИА Новости» стало неким покровителем этой проблемы. Мне кажется, федеральный статус агентства сделал нас более объективными, непредвзятыми, мы не гонимся ни за какими возможностями. У нас есть компетенция, есть площадка, на которой мы могли бы демонстрировать происходящее.

 

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 13.

 

Какое именно ведомство будет с вами сотрудничать?

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 14.

 

Дело в том, что проблемы навигации нельзя решить с чиновниками из одного департамента, так как ориентированием занимается и Мосгортранс, и Москомархитектура. Информационные слои лежат на всех плоскостях нашего перемещения по городу, поэтому одному из подразделений, на мой взгляд, отдать этот вопрос было бы неверным. Это должно обсуждаться на нейтральной площадке.

 

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 15.

 

Кто будет участвовать в обсуждениях?

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 16.

 

Мы будем приглашать специалистов из разных областей: это будут дизайнеры разных специализаций, типографы, графики, будут и технологи, которые подскажут, из какого материала лучше делать тот или иной указатель. Это наша общегородская проблема, и решать её надо сообща прозрачным открытым способом. В данном случае агентство приходит здесь на помощь. 


 

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 17.

 

А есть ли уже какие-то сроки?

Столичной навигацией займётся «РИА Новости». Изображение № 18.

 

На самом деле мы уже приступили к составлению инициативных групп. По крайней мере начали собирать информацию, кто и чем мог бы заниматься. Поэтому если кто-то из читателей хочет поучаствовать в обсуждениях, может связаться со мной или с кем-то из менеджеров. Мы будем активно развивать эти дискуссии и в интернете, и в социальных сетях. Наша активность не должна остаться незаметной.