Авиационный учебный центр Boeing — один из первых резидентов «Сколково»: компания зашла на его территорию в 2015 году, а в июле 2017-го получила сертификат Росавиации, который позволяет обучать коммерческих пилотов для полетов на Boeing 737 NG и 777. The Village рассказывает, кого готовят в АУЦ и почему в тренажерном зале всегда холодно.

Текст

Маша Шаталина

Адрес

Сколково, ул. Сикорского, 15

Дизайн

Британское конструкторское бюро

Площадь

4 300 м²

Количество сотрудников

40 человек


Центр Boeing расположен в Сколкове не случайно. Так как «Сколково» — инновационный центр, то в сфере деятельности любой организации, находящейся на его территории, должна присутствовать инновационная или исследовательская составляющая. В Boeing таким компонентом стал научный центр — здесь работают инженеры, конструкторы и ученые, которые совместно с российскими научными работниками занимаются анализом полетных данных, полученных с тренажеров, чтобы лучше готовить летный состав и делать полеты более безопасными.

Вообще в России на корпорацию Boeing работает более 1 500 человек: это инженеры, ученые, работники завода на Южном Урале и сотрудники офиса, расположенного в центре Москвы. База в Сколкове является 14-м по счету учебным центром Boeing в мире. До открытия центра в Сколкове российские авиакомпании обучали свой персонал в учебных центрах, расположенных в Майами, США, и Гатвике, Великобритания. АУЦ ориентирован на российские авиакомпании: здесь коммерческих пилотов переучивают на типы Boeing 737 и 777 и проводят полугодовую аттестацию действующих пилотов. Мощности центра позволяют готовить до тысячи авиационных специалистов в год.

Центр подготовки пилотов производит впечатление большого футуристичного пространства. Тренажеры расположены в огромном светлом зале, который занимает значительную часть площади центра. На 4 300 квадратных метров работают всего 40 человек: инженеры, обслуживающие комплексные пилотажные тренажеры, преподаватели и инструкторы, которые обучают пилотов, а также сотрудники научного центра. Кроме того, график работы сотрудников ненормированный: тренажеры нужно обслуживать 24/7, а у инструкторов бывают ночные сессии.

Коммерческие пилоты — те, которые работают в авиакомпаниях, — дважды в год проходят курсы повышения квалификации (КПК), в которые входят как теоретические занятия, как и практические сессии на авиационном тренажере. В процессе таких тренировок действующие пилоты отрабатывают различные внештатные ситуации и полеты в сложных метеоусловиях, чтобы быть готовыми к этому в кабине самолета — от этого зависит не только их жизнь, но и жизнь пассажиров на борту.

Условно учебный центр можно поделить на две зоны: классы, где проходит теоретическая подготовка, плюс комнаты отдыха для пилотов и непосредственно зал, где установлены тренажеры, с примыкающими к нему кабинетами проведения брифингов — помещениями для предполетной подготовки экипажей и разбора полетов.

Типичный учебный класс оборудован смарт-доской, экраном для проектора, аудиосистемой и возможностью подключения ноутбуков и различных девайсов. Стена между двумя классами мобильная — может складываться, если нужно объединить две комнаты в одну. В центре также есть три просторных класса, которые рассчитаны на большие группы слушателей.

Еще один учебный класс — CBT (computer based training) — комната со специальными столами и плакатами приборных панелей самолетов (Boeing 737 и 777): здесь пилоты изучают устройство кабины и систем самолета. Весь процесс обучения ведется в электронном виде: у пилота есть доступ к программе учета пройденных сессий, каждая из которых заканчивается тестированием. Если пилот не сдал экзамен на 100 %, система не допустит его к следующему модулю.

Кроме отдельных классов, в центре есть зона поддержки пилотов, оборудованная парой компьютеров для доступа в интернет и МФУ. Многие авиакомпании (и Boeing в том числе) хранят различные инструкции, учебные материалы и другую документацию в электронном виде — доступ к ней пилоты получают с помощью личной учетной записи. Тут же в любой момент можно связаться с центром бронирования тренажеров в Сиэтле: для удобства пилотов в дневное московское время (то есть в ночное американское — разница с Сиэтлом составляет 11 часов) там дежурит русскоговорящий специалист.

В учебном центре компании Boeing должны соблюдаться все стандартные требования компании: начиная от того, как выглядит зона ресепшена — стандартная Boeing Blue Wall, которую можно встретить во всех учебных кампусах Boeing; на каждом этаже здания оборудованы комнаты безопасности на случай пожара для малоподвижных людей, а в медицинском кабинете есть дефибриллятор.

В большой лаундж-зоне можно разогреть еду в микроволновке и приготовить чай или кофе — здесь пилоты обычно отдыхают в перерывах между сессиями или если есть время до начала занятий.

В огромном тренажерном зале за стеклом установлены два полнопилотажных тренажера Boeing: 737 NG производства британской компании Thomson Training & Simulation и 777 канадского производителя САЕ. В начале 2018 года планируют установить первый тренажер Boeing российского производства для модели 737 NG. Есть место еще для одного, четвертого тренажера — его установят, как только поймут, в каком именно типе есть потребность у авиакомпаний. В зале с тренажерами прохладно: здесь поддерживается температура в 18–20 градусов — чтобы дорогостоящее оборудование не перегревалось.

На противоположной стороне зала расположены еще десять учебных комнат: восемь — для проведения брифингов и две — с процедурными тренажерами, где пилоты отрабатывают стандартные полетные процедуры и различные внештатные ситуации, перед тем как сесть в кабину-тренажер.

Полнопилотажный тренажер состоит из самолетной кабины со всеми панелями управления и системой визуализации с обзором в 200 градусов по горизонтали и 40 градусов по вертикали. За ними находится рабочее место инструктора с двумя мониторами, где он задает параметры тренировки и управляет отказами, и кресло наблюдателя для зачетно-проверочной сессии. Из интересного: здесь установлен дымогенератор по типу дискотечного — чтобы можно было отрабатывать действия экипажа при частичном или полном задымлении кабины. Когда дым валит из отсека авионики, системы кондиционирования или других частей панели, пилоты обязаны надеть маски и отработать процедуры снижения и посадки в ближайшем аэропорту.

Тренажер полноподвижный: он оборудован шестистепенной системой подвижности, которая очень реалистично воспроизводит движение самолета на земле и в воздухе. Принцип работы тренажера основан на работе вестибулярного аппарата: изменение положения тела в пространстве имитирует настоящий полет. На тренажере моделируется порядка 150 отказов и их комбинаций, чтобы можно было отработать необходимые процедуры действий, изменяются погодные условия и время суток. В базе доступны 25 различных аэропортов. Инструктор дает четкое задание на тренировку, где расписано, какие именно упражнения нужно отработать. Все они разбираются пилотами на предполетном брифинге.

Тренажеры стоят в среднем 8–10 миллионов долларов (в зависимости от комплектации и выбранных опций) и довольно дорогие в обслуживании, поэтому арендовать их частным лицам в центре Boeing не получится: АУЦ рассчитан только на профессиональных пилотов.