Участники Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ) вместе с арт-обозревателем  «The Village Владивосток» поговорили с руководителями и кураторами музеев и галерей приморской столицы. Как шла работа в 2017 году и какие тенденции проявились — в нашем материале.

Участники интервью

Надежда Сухарева директор галереи ВГУЭС
Алёна Даценко директор Приморской картинной галереи
Юлия Климко
директор МФСКИ «Арт-пасс», организатор девятой биеннале VIBVA
Адель Ким
координатор
арт-резиденции «Заря»

Алиса Багдонайте главный куратор ЦСИ «Заря»
Александр Городний
директор музея «Артэтаж»
Яна Гапоненко руководитель Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ)
Вера Глазкова директор галереи современного искусства «Арка»

Илья Бутусов председатель «Приморского отделения Союза художников России»
Татьяна Олгесашвили администратор и куратор проектов «Артэтаж-монтаж»
Роман Иванищев директор
арт-пространства Gallery&More
ВИКТОР ШАЛАЙ директор музея имени Арсеньева

Выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» в Приморской государственной картинной галерее

Возрастающий интерес центра к регионам

В 2017 году Москва обратила внимание на художественные процессы в регионах. В музее «Гараж» прошла триеннале российского современного искусства, в котором участвовали более 60 художников из городов России. Владивосток представил Павел Шугуров и «33+1» в отдельном павильоне. Но не только региональные художники едут в Москву: столичные институции также приходят на местную сцену.

Надежда Сухарева: «В Приморье заходят крупные игроки из Москвы и Петербурга: Третьяковская галерея и Эрмитаж. Связан ли выход в регионы с политикой, расширением аудитории, развитием межмузейных контактов, говорить сложно. Но процесс замечательный».

Алена Даценко: «Система климат-контроля, правильные витрины, специальный свет — если работаешь с федеральными музеями, всё должно быть на уровне. У нас сложилось взаимопонимание с Третьяковской галереей, и в этом году мы привезли "Март" Исаака Левитана. Но интерес к регионам не надо понимать однобоко, только как интерес Москвы к Владивостоку. Города сотрудничают и между собой. Выставку Айвазовского мы сделали, объединив художественные музеи Севастополя, Улан-Удэ, Симферополя, Нижнего Новгорода, Красноярска и еще семи городов страны. И если в Москве дальневосточный житель оказывается регулярно, то совершить тур по музеям Якутии или Сибири часто нет возможности. И тут как раз спасают межрегиональные проекты».

Виктор Шалай: «Главным событием на площадках Приморского музея имени Арсеньева в 2017 году стала инициированная нами первая дальневосточная конференция региональных музеев, которая проводилась в рамках масштабного всероссийского проекта "Коллекционируя Россию" при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина. Конференция оказалась значимой не только для музейных специалистов нашего региона, но и всей страны в целом. Впервые на площадке, не являющейся федеральной, состоялся профессиональный диалог между региональными музеями при участии представителей порядка 70 ведущих российских музейных и культурных институций — а это более 150 человек из 22 регионов России».

Сян Липин, куратор владивостокской биеннале VIBVA

Укрепление международных связей

Бу Джихён, Ван Шао Цян, Чжан Юй — имена этих художников гремели во Владивостоке весь октябрь. Азиатские участники биеннале VIBVA сделали несколько масштабных работ. Куратором основной программы стала китаянка Сян Липин, известная по работе с Шанхайской биеннале. И это лишь малая часть налаженных международных контактов: в этом направлении активно работают все художественные институции столицы Приморья.

Юлия Климко: «Биеннале существует с 1998 года, но только в этом году ее так подробно осветила московская профессиональная пресса. И это не всё: в китайских СМИ также были напечатаны статьи о том, что происходит во Владивостоке. Важным результатом стало и укрепление связей: к примеру, Ван Шао Цян, директор музея современного искусства в Гуанчжоу, договаривается о сотрудничестве с Приморской государственной картинной галереей».

Адель Ким: «Говоря о прошедшем сезоне в арт-резиденции "Заря", хочется в упомянуть расширение географии ее участников — так, в 2018 году мы впервые пригласили художников из Японии и Южной Кореи. В следующем наборе эта тенденция получит свое развитие, поскольку больше половины резидентов приедут во Владивосток из европейских, азиатских и североамериканских стран. Хочется думать, что в их работе бок о бок с российскими художниками и местной публикой возникнут новые международные связи. А сама резиденция станет одной из центральных площадок культурного обмена во Владивостоке».

Алиса Багдонайте: «Мы начали интенсивную работу в направлении международного сотрудничества, первые результаты будут уже в 2019 году. Начинаем, что логично, с Азии. Большего пока сказать не могу».

Александр Городний: «Были, есть и будут проекты с художниками зарубежья и в нашей стране. Владивосток всем интересен, но есть финансовые проблемы по организации».

Фотосессия для проекта «Фэшн Юродивый»

Новый андеграунд Владивостока

«Артэтаж» дает карт-бланш новой волне: на балконе над улицей Фокина выступают «Дальневосточные разлучницы», а на вернисажах выставок администраторы пекут вафли со сгущенкой. Шутливые кураторские тексты так рассказывают о художниках: «Жаловался в детстве на отсутствие ласки. Но вскоре, осознав это, уволился и предался сладострастию в узких кругах».

Неудивительно, что именно в «Артэтаже» прошел показ «Фэшн шоу» —секондхэнда, превращенного в искусство. Команда «Фэшн юродивый» собирает старые вещи, перерабатывает их с дизайнерами и устраивает модные показы на коврах. В 2017 году проект выиграл конкурс грантов мэрии (что, впрочем, никак не отразилось на ироничном подходе к делу). А андеграундные настроения распространяются и на остальные институции.

Алиса Багдонайте: «Суперновости — это выставки молодой генерации в "Артэтаже", которые курирует Таня Олгесашвили. В этом чувствуется свежий воздух, и "Заря" берет на заметку все Танины находки».

Яна Гапоненко: «Один из трендов — отчаянная либерализация выставочной программы музея "Артэтаж“. На позицию администратора пришла панк-двигатель Татьяна Олгесашвили, и за время ее работы музей открыл выставки таких молодых арт-единиц, как Владик Шуба (Хабаровск), Миша Суйфенхеньский (брат Алексея Круткина) и "Фэшн юродивый". Для всех это был выставочный дебют ─ и сразу в городском музее современного искусства».

Татьяна Олгесашвили: «Все мои проекты посещаемы и поддерживаемы, любимы и ненавидимы публикой. Потому что я их сама люблю. Мы с ними живем сейчас — и с ними, и с нашими современниками. Творим все вместе. Обратная связь есть, в этом смысле все проекты успешные. Но если не так глобально, то самый успешный — "Я-Лох" (пародия на фестиваль V-ROX: ребята скопировали его логотип, вольно перевернув две буквы — так музыканты, которых "не позвали на большой фестиваль", организовали свою программу в пику мейнстриму с Лагутенко и азиатскими звездами — прим.ред.). С этим проектом мы попали в нерв».

Илья Бутусов: «Новая волна пробирается и в наши стены. Выставка "Послание насекомых" — необычный формат для Союза художников. Но она была и одной из самых посещаемых, именно за счет своей необычности. Молодежь много что растащила там на телефонах, делала селфи».

Вера Глазкова: «Галерея "Арка" традиционно предоставляет площадку молодым художникам с экспериментальными проектами. Хотела бы отметить выставку Алексея Круткина, в экспозиции которой были представлены уже известные зрителю объекты и рисунки "О жизни", ежедневные наблюдения автора».

«Полевые исследования», онлайн-лекция Музея современного искусства «Гараж» для ВШСИ

Образовательные программы: лекции,
мастер-классы, кинопоказы

Курс лекций от Приморской картинной галереи, который ведет Александр Лобычев, рассказывает о важных личностях в искусстве: от Модильяни до Булгакова. ЦСИ «Заря» предлагает посещать кинопоказы и разные мастер-классы: от проработки произведения вместе с художником до детских творческих мастерских. В рамках ВШСИ в библиотеке «Бук» проходили скайп-лекции с кураторами московского музея «Гараж».

Надежда Сухарева: «Edutainment как обучение через развлечение — важнейшая мировая тенденция. Многие выставки сегодня сопровождаются образовательной программой, и не обязательно это должно быть простое перечисление фактов о художнике или произведении. Самый простой пример в нашем музее: демонстрация классического японского кимоно, мастер-классы по икебане и каллиграфии и так далее. Всё это обычно проходит вместе с выставками японского искусства».

Александр Городний: «На „Заре“, как всегда, отличные мероприятия проходят. Отмечу так же занятия ВШСИ у Яны Гапоненко, хорошее дело для нашего города».

Яна Гапоненко: «Состав нового набора ВШСИ неожиданно оказался самым многочисленным и замотивированным за два года. Он объединил специалистов самых разных направлений в области культуры. Это может говорить о том, что во Владивостоке увеличилась потребность в узкоспециализированном и альтернативном классическому образовании».

Виктор Шалай: «Помимо программы для специалистов в рамках конференции региональных музеев был разработан отдельный модуль форума — открытая лекционная площадка. Она была посвящена художественным и исследовательским проектам, успешно реализованным на территории России. Данная секция была адресована широкому кругу слушателей: студентам и преподавателям гуманитарных вузов и всем тем, кто интересуется актуальными процессами, определяющими развитие текущего культурного и художественного производства».

Проект Романа Иванищева и Ксении Фроловой «Не такой как все», созданного в рамках биеннале

Сайнс-арт и кинетическое искусство

В 2017 году аккуратной поступью во Владивосток зашел сайнс-арт (научные исследования как объекст современного искусства). Проект Романа Иванищева и Ксении Фроловой «Не такой как все» включал в экспозицию куски метеорита, а ЦСИ «Заря» открыл год выставкой об истории русского кинетического искусства.

Юлия Климко: «В 2017 году были представлены несколько проектов в области art and science и большая выставка кинетического искусства на "Заре". Последняя во Владивостоке в таком объеме была показано впервые. Сейчас художественный мир нельзя представить без науки. Тот факт, что во Владивостоке тренд хоть немного проявляется ─ стимул для художников работать в данных направлениях».

Вера Глазкова: «Один из важнейших для "Арки" художников — Ольга Киселёва. Мы сотрудничаем с ней давно, и это всегда гордость. В этом году она участвовала в биеннале и показала несколько проектов, где использовала научные данные: "Сеть", "Завоеватели Арктики" и инсталляцию в океанариуме».

EVOL, художник из Германии, в рамках программы арт-резиденции «Заря»

Работа с городским пространством

Один из трендов в искусстве Владивостока 2017 года — уличный арт. Немецкий художник Evol расписал городские электрощиты и пару бетонных блоков на Маяке под типовые здания. А в рамках биеннале VIBVA Кирилл Крючков создал на остановке «Картинная галерея» арт на подпорной стене.

Адель Ким: «Важной особенностью мне видится выход резидентов 2017 года в город, причем в разных форматах. Так, Николай Смирнов во время съемок своего фильма "Мирные завоеватели" работал в тандеме с ВШСИ и деятелями художественной сцены города. Мариос Иоанну Элиа задействовал не только ряд культурных организаций, но и жителей города в создании проекта "Звуки Владивостока". Evol оставил свои уличные объекты, имитирующие типовую застройку во многих городских локациях, чем вызвал активную реакцию интернет-пользователей. Алексей Булдаков строил деревянные конструкции в серф-лагере, а Никита Nomerz использовал городскую среду, чтобы задать важные вопросы о природе и развитии уличного искусства. В совокупности такая работа резидентов делает арт-резиденцию более открытой и позволяет привлечь жителей Владивостока к взаимодействию с художником».

Алиса Багдонайте: «Действительно, освоение городской среды — важный шаг. Пожалуй, самые эффектные проекты — это работы резидента "Зари" из Германии художника Evol, городские акции "Дальневосточных разлучниц", музыкальный хэппенинг "Я-Лох" и инсталляция Чжана Юя "Наполняя водой". Последнее — самая не авангардная и отнюдь не городская средовая, но очень красивая работа, которая к лицу пейзажу острова Русского».

Роман Иванищев: «Мы планируем развивать уличную часть нашей галереи. Может быть, переведем в формат смены экспозиций раз в два-три месяца. Будем привлекать уличных художников, создавать какие-то объекты, которые можно выставлять на улице. Я думаю, это даст большему количеству людей прикоснуться к современному искусству. Даже тем, кто не задумывается о том, что они посещают галерею».


Фотографии: обложка, 1 — Ксения Рябова, 2 — из личного архива Сян Липин,
3 — «Фэшн Юродивый», 4 — ВШСИ, 5, 6 — Оксана Маякова