«Citizenfour: Правда Сноудена» 

режиссёр

Лора Пойтрас

Документальный

Обладатель «Оскара» 2015 года в категории «Лучший документальный фильм». Хроника восьми дней документалиста Лоры Пойтрас и журналистов Гленна Гринвальда и Ивена Макаскилла в компании Эдварда Сноудена — сисадмина, доказавшего в 2013 году тотальную слежку американских спецслужб за телефонными звонками, передвижениями и интернет-активностью населения США и десятков других стран. Во-первых, это совершенно литературного размаха сюжет: Пойтрас получает зашифрованные письма от анонима под ником Citizenfour и вылетает к нему в Гонконг, чтобы узнать о сотнях тысяч сенсационных документов. Во-вторых, вся эта история замечательно снята: Пойтрас здорово интригует, а Сноуден предстаёт то героем-диссидентом, то параноиком, каждый раз кутающимся с головой в покрывало, чтобы набрать какой-нибудь пароль, то просто ранимым мужчиной, переживающим за безопасность своей девушки. Ну и в-третьих, параноиком после фильма элементарно стать и самому: немалая часть зрителей наверняка следила за скандалом двухлетней давности вполуха и может открыть много нового о собственных переписках в Facebook.

«Агенты А.Н.К.Л.»  

РЕЖИССЁР

Гай Ричи

В РОЛЯХ

Генри Кавилл, Арми Хаммер, Алисия Викандер, Хью Грант

Элегантная шпионская комедия Гая Ричи о дуэте спецагента КГБ Ильи Курякина и спецагента ФБР Наполеона Соло, борющихся с нешуточной преступной организацией «Д.Р.О.З.Д.» (T.H.R.U.S.H. — Technological Hierarchy for the Removal of Undesirables and the Subjugation of Humanity, главный ералаш года для российских прокатчиков). На роль Наполеона Соло планировали выписать Джозефа Гордона-Левитта, Райана Гослинга, Брэдли Купера, Роберта Паттинсона и даже Тома Круза, однако в итоге она досталась не столь узнаваемому в России Генри Кавиллу, запомнившемуся кому-то Суперменом в последних проектах Зака Снайдера. Динамичный и стильный хит, по всем фронтам обскакавший в этом году нового «Бонда».

«Страшные сказки»

РЕЖИССЁР

Маттео Гарроне

В РОЛЯХ

Сальма Хайек, Тоби Джонс, Венсан Кассель, Стейси Мартин

В XVII веке неаполитанец Джамбаттиста Базиле вдохновился крестьянским фольклором и написал пятитомную «Сказку сказок», которая потом разошлась на сюжеты братьев Гримм и Шарля Перро. Теперь за эти ветхие труды взялся каннский фаворит Маттео Гарроне, снявший до этого, например, «Гоморру», а теперь впервые вышедший в открытое море англоязычного кино. «Страшные сказки» стоит смотреть именно как сказку — Сальма Хайек в роли деспотичной королевы, пожирающей чьи-то внутренности, что твоя Кхалиси; морские монстры; мальчики-альбиносы, красноволосая Стейси Мартин (которой опять, как в «Нимфоманке», пришлось провести львиную часть экранного времени топлес) и прочие персонажи, словно сошедшие с фламандских полотен, очаровывают с первых минут и до кровавого финала. Что до актуального прочтения архаичных текстов, которое, возможно, кто-то пожелает здесь искать, так его нет, как нет и никаких параллелей с нашим веком — всего лишь два часа эстетического восторга, что тоже совсем немало.

«Девушка без комплексов»

РЕЖИССЁР

Джудд Апатоу

В РОЛЯХ

Эми Бет Шумер, Билл Хейдер, Колин Куинн, Тильда Суинтон

Пятая комедия Джудда Апатоу, сценарий к которой впервые написал не Джудд Апатоу, а Эми Шумер — 34-летняя нью-йоркская комедиантка и звезда собственного шоу на Comedy Central. По сюжету тёзка Шумер — автор незатейливых заметок в мужском глянце, апологет беззаботного образа жизни и свободных отношений с молодыми людьми. Однажды она получает задание сделать материал о симпатичном спортивном враче, сохранить лишь рабочие отношения с которым ей окажется не под силу. Врач же в свою очередь неожиданно серьёзно влюбляется в Эми, так что привычный беззаботный мир журналистки рушится. Для Шумер это первая главная роль в настоящем кино, и здесь ей симпатизируешь как никогда раньше — продолжательница правого дела Лины Данэм, она разгуливает в неловких платьях и утопает в дурацких ситуациях, которые, правда, вполне могли бы случиться и с героиней какого-нибудь «Секса в большом городе» или любого ромкома из тех, которым не повезло быть снятыми Апатоу. К счастью, руку автора здесь узнаёшь сразу — мало кто умеет так же остроумно и непошло рассуждать о сексе и отношениях полов в эпоху Tinder и Канье Уэста. Вот кого не узнаёшь — так это Тильду Суинтон, облачившуюся в пиджак и шпильки так неожиданно, что о её присутствии в кадре догадаешься дай бог с третьего раза. 

«Легенда»

РЕЖИССЁР

Брайан Хелгеленд

В РОЛЯХ

Том Харди, Эмили Браунинг, Пол Андерсон, Колин Морган

Том Харди играет сразу двух реально существовавших в Лондоне 60-х братьев-бандитов Крэй: классического гангстера с сигарой Реджинальда и смахивающего на Леонида Ильича Брежнева параноика Рональда, то закатывавшего гей-оргии, то выходившего в свет с наряженным в смокинг ослом. Ни к одному, ни ко второму невозможно придраться, это отличный актёрский бенефис. Харди в этом году ведь мелькал в кино много, но всё не по-крупному: то в скучном «Общаке», то в откровенно клюквенном «Номере 44», то в новом «Безумном Максе», где, играя собственно Макса, он уступил главную роль Шарлиз Терон. Но даже если оставить актёра в стороне, «Легенда» в любом случае стоит потраченного на неё вечера: это динамичная, снятая со вкусом история взлёта и падения — в общем-то, куда более трагическая, чем то, какой её может представить трейлер.

«Марсианин»

РЕЖИССЁР

Ридли Скотт

В РОЛЯХ

Мэтт Деймон, Джессика Честейн, Джефф Дэниелс, Шон Бин, Кейт Мара

Венец тренда на научно-фантастическое кино последних лет, «Марсианин», вслед за «Гравитацией» и «Интерстелларом» выполняет важную функцию популяризации космоса, при этом, в отличие от того же Нолана, умудряясь угодить самому избалованному поп-культурой зрителю. Это кино, доступное даже непроходимым гуманитариям. Во-первых, причиной тому служит качественный и легко написанный первоисточник, бестселлер фантаста-любителя Энди Вейера. Во-вторых (и здесь стоит сказать спасибо звёздному сценаристу Дрю Годдару, приложившему руку к «Хижине в лесу» и «Сорвиголове»), это на редкость остроумный фильм, которому удавалось заставить зрителей громыхать над шутками про зонды и марсианскую почву. Вот кому было скучно, так это занудам, ищущим ляпы: съёмочную группу консультировала NASA, и, как уже признали учёные, небрежностей здесь немного, за исключением сюжетообразующей бури на Марсе, которой в реальности не может быть из-за разрежённой атмосферы на планете. Безусловная удача Ридли Скотта после спорных «Советника» и «Исхода», которую точно будут обсуждать вплоть до финала оскаровской гонки, да и после неё.

«14+»

РЕЖИССЁР

Андрей Зайцев

В РОЛЯХ

Глеб Калюжный, Ульяна Васькович, Ольга Оззолапиня

14-летний юноша увлекается рано созревшей ровесницей из соседней школы, находит её во «ВКонтакте» и начинает пубертатные ухаживания. Постепенно у людей развивается первая любовь с медляками на школьных дискотеках, поцелуями в подъезде и другими вытекающими. Российский участник параллельной программы Берлинского кинофестиваля и обладатель специального приза жюри последнего «Кинотавра» — довольно славный рассказ о школьной любви с непрофессиональными актёрами, вроде бы найденными в соцсетях. Здесь нет безысходности Валерии Гай Германики или какого-нибудь «Класса коррекции», зато есть несколько умилительных сцен, вроде рефлексий главного героя на тему того, добавлять возлюбленную в друзья или это слишком рискованный шаг. Хочется жестоко наказывать людей, придумывающих к таким по-хорошему незатейливым фильмам слоганы типа «История современных Ромео и Джульетты» — к счастью, с размашистым пафосом творений иных российских режиссёров эта камерная история не имеет ничего общего.

«Багровый пик»

РЕЖИССЁР

Гильермо дель Торо

В РОЛЯХ

Миа Васиковска,
Джессика Честейн, 
Том Хиддлстон,
Чарли Ханнэм

Пока прогрессивная общественность с замиранием сердца ждёт второго «Тихоокеанского рубежа», мастер мистических историй Гильермо дель Торо закончил не менее впечатляющую работу с бюджетом в четыре раза меньше. Соединённые Штаты Америки на пороге XX века. Молодая писательница влюбляется в загадочного британца, который горит желанием жениться на ней и увезти в фамильное поместье, где он живёт вместе с язвительной сестрой. Довольно быстро выясняется, что это поместье хранит в себе множество тайн. Как и его хозяева. 

Главная роль юноши бледного со взором горящим, хозяина дома с призраками, первоначально должна была достаться Бенедикту Камбербэтчу, но, к счастью, перешла Тому Хиддлстону, который уже был в ней достаточно убедителен в «Любовниках» Джима Джармуша. «Багровый пик» формально триллер, тем не менее нередко вызывающий улыбку из-за нарочито литературных диалогов главных героев: когда жена пугается замогильного гула за стенкой и муж на голубом глазу отвечает ей что-то типа: «Дорогая, это восточный ветер», — зал громко хохочет. Конкурировать с пышностью бесед здесь может только пышный видеоряд — подобное в этом году можно было видеть в «Страшных сказках» Гарроне, но если те были в первую очередь праздником визуальности, то «Багровый пик» — это фильм про любовь, толкающую, как бы примитивно это ни звучало, на безумие и на эффектнейшую финальную сцену с участием Васиковской и Честейн, ради которой можно было бы вытерпеть даже куда менее одарённого режиссёра, чем дель Торо.

«Молодость»

РЕЖИССЁР

Паоло Соррентино

В РОЛЯХ

Майкл Кейн,

Харви Кейтель, Рэйчел Вайс,

Пол Дано,

Джейн Фонда

Второй англоязычный фильм звезды нового итальянского кино Паоло Соррентино — в первом, четыре года назад, он уже тренировался в изображении стареющих апатичных музыкантов на Шоне Пенне. Соррентино — поэт красоты, каждый кадр в его фильмах похож на модную обложку, однако порой в этом стремлении очаровать зрителя картинкой ему будто бы отказывает чувство меры. Так было в его последней «Великой красоте», что, впрочем, не помешало ей завоевать «Оскар». В «Молодости» же он, обращаясь к привычным для себя размашистым темам — старение, творческий кризис, искусство, — вдруг демонстрирует идеальный союз эстетского кадра и его смысловой наполненности. Бесподобные Майкл Кейн и Харви Кейтель сетуют друг другу на барахлящую простату, любуются снующими меж ними молодыми телами и не без труда вспоминают юношество, всё это прерывается более чем конкурентоспособными выходами Рейчел Вайс и Джейн Фонды. Удивительное дело — как сложно давать однозначную оценку фильмам, апеллирующим к глубоко личным переживаниям зрителя, какого бы возраста и материального положения он ни был. Подобное пытается сделать каждый второй европейский режиссёр, а выходит у единиц. У Соррентино, безусловно, вышло.

«Голодные игры: Сойка-пересмешница. 
Часть II» 

РЕЖИССЁР

Френсис Лоуренс

В РОЛЯХ Дженнифер Лоуренс,

Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт, Вуди Харрельсон, Дональд Сазерленд

Долгожданный финал главной киносаги последней пятилетки, успешно вышедшей из категории подростковых, зато вошедшей в топ самых коммерчески успешных книжных экранизаций XXI века: предыдущие три части суммарно собрали в мировом прокате более двух миллиардов долларов. Если кто-то из полупоклонников осмелился пропустить прошлогоднюю «Сойку» из-за обвинений в недостатке экшена (то были первые «Игры» без собственно игр), то уж на эту часть, которую режиссёр Лоуренс заблаговременно объявил самой жестокой, зрителю пришлось рвануть. Что до жестокости, то насилия было немногим больше обычного, но вот психологическое давление на и без того натерпевшуюся Китнисс стало феноменальным. Финал франшизы именно в 2015 году выглядел как нельзя более актуальным в мире, где там и тут идёт борьба официальной власти и угнетённых (у которых в семье тоже не без урода) и то, что завершиться эта борьба должна победой не первых и не вторых, а третьей — свободолюбивой Китнисс — та самая идея, за которой в кино стоило отправиться как подростку, так и не только ему. 

«Макбет»

РЕЖИССЁР

Джастин Курзель

В РОЛЯХ

Майкл Фассбендер, Элизабет Дебики, Марион Котийяр, Шон Харрис, Дэвид Тьюлис

Номинант на золото последних Канн и одна из двух амбициознейших ролей Фассбендера в этом году (вторую, Стива Джобса, мы увидим в январе) — почти дословная экранизация трагедии Шекспира о короле Макбете. Всего лишь второй фильм австралийца Джастина Курзеля с небольшим бюджетом в 20 миллионов долларов и боготворимой критиками Марион Котийяр в роли леди Макбет задолго до российского проката заслужил высокие оценки — в тех же Каннах, например, овации после титров не умолкали десять минут. Это действительно эффектное кино с тщательно скроенными кадрами, изумительной работой художника по костюмам (женщины средневековой Европы будто вышли из лукбука Кирилла Гасилина), с прекрасными актёрскими работами, зрелищными битвами, талантливой операторской камерой (привет оператору первого сезона «Настоящего детектива» Адаму Аркпоу), выразительной музыкой, а также в заданном «Игрой престолов» тренде последних лет на помпезное средневековье. Тонкость в том, что именно эта подчёркнутая театральность может сыграть со зрителем злую шутку: Курзель намеренно не даёт новых интерпретаций хрестоматийного текста и лишь строка за строкой переносит неудобоваримого сегодня для многих Шекспира на киноэкран — удовольствие для людей с иммунитетом к монотонности и классическому театральному репертуару. Тем, у кого он есть, смотреть «Макбета» горячо рекомендуется — заодно можно получить представление об экранизации игры Assassin's Creed, которую Курзель выпустит через год всё с теми же Фассбендером, Котийяр и Аркпоу.

«Шпионский мост»

РЕЖИССЁР

Стивен Спилберг

В РОЛЯХ

Том Хэнкс,

Марк Райлэнс,

Остин Стоуэлл,

Алан Алда

Новое творение успешного творческого союза Стивена Спилберга и Тома Хэнкса («Спасти рядового Райана», «Поймай меня, если сможешь» и «Терминал»), а также реальная история лица США в переговорах с СССР и Кубой, дипломатичного адвоката Джеймса Донована, переписанная к тому же пером самих братьев Коэн. 1957 год, холодная война в разгаре. Нью-йоркскому юристу, когда-то представлявшему обвинение на Нюрнбергском процессе, а теперь ушедшему в страхование, поручают защиту советского шпиона Рудольфа Абеля. Американская судебная система обязана быть прозрачной, хотя предполагаемый вердикт всем понятен — и это электрический стул. Однако Донован не желает быть пешкой, да и с Абелем его быстро свяжет взаимная симпатия. А вскоре в СССР разоблачают американского разведчика Гэри Пауэрса — и, кажется, у Абеля появляется шанс пригодиться американским властям.

Самое главное, что предлагает фильм, помимо как никогда нужного на своём месте Тома Хэнкса, это гуманистический посыл — советский шпион Рудольф Абель здесь самый обаятельный персонаж после самого Донована, да и десяток других героев — из Штатов, СССР или ГДР, независимо от их политических воззрений, становятся объектами режиссёрской эмпатии. Даже из самых глухих политических интриг можно выйти сухим и вывести за собой других, если ты порядочный человек и уважаешь закон — об этом захватывающий, нервный и неожиданно великий фильм режиссёра, который, как принято думать, всё своё великое оставил в прошлом столетии. 

«Страна Оз» 

РЕЖИССЁР

Василий Сигарев

В РОЛЯХ

Яна Троянова, Гоша Куценко, Александр Баширов, Андрей Ильенков, Евгений Цыганов

Смешная и жестокая комедия от жестокого режиссёра Василия Сигарева («Жить») вышла почти под Новый год, но в один ряд с семейными новогодними фильмами последних лет не встала — для выхода в свет с детьми и бабушкой безопаснее будет подождать новых актёрских работ Сергея Безрукова и Сергея Светлакова. Главная героиня, уроженка посёлка Малая Ляля Лена в попытке закрепиться в большом городе Екатеринбурге устраивается работать продавщицей в продуктовый киоск. По пути на первую смену она теряется на полузнакомых улицах и один за другим встречает удивительных людей. В «Стране Оз» слишком много ругаются матом, грубо шутят про сексуальные девиации и политику, светят попами в камеру и тому подобное — иными словами, честно изображают жизнь в русской провинции, страшную и смешную одновременно.

«45 лет» 

РЕЖИССЁР

Эндрю Хэй

В РОЛЯХ

Том Кортни, Шарлотта Рэмплинг, Долли Уэллс, Ричард Каннингэм

Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни играют бездетную пару, готовящуюся к 45-летию своего брака. Незадолго до годовщины герой Кортни получает извещение о найденном в Альпах теле женщины, с которой когда-то — до знакомства с супругой — он встречался. Это событие придаёт их отношениям новые оттенки, преимущественно ревности. Два заслуженных приза на последнем Берлинале — за лучшую мужскую и женскую роль. Большое, чувственное кино о сути брака и скелетах в давно казавшихся изученными шкафах, которое способно сказать о любви гораздо больше, чем последний фильм Гаспара Ноэ.

«Звёздные войны: Пробуждение силы»

РЕЖИССЁР

Джей Джей Абрамс

В РОЛЯХ

Дэйзи Ридли, Джон Бойега, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Адам Драйвер, Оскар Айзек

Фанатские переживания о Джей Джей Абрамсе, сменившем в режиссёрском кресле бессменного Джорджа Лукаса, и «Диснее», ответственном за новый эпизод, не оправдались. «Пробуждение силы» — практически идеальный перезапуск саги, на которой выросли миллионы, внимательный к фанатам и в целом доступный даже для не смотревших ни единой предыдущей части. Хотя разделить коллективный стон при появлении на экране Кэрри Фишер и услышать «Чуи, мы дома» из уст Харрисона Форда — возможно, главное удовольствие из тех, что в этом году подарили нам кинотеатры. К тому же, в отличие от какого-нибудь пятого «Терминатора», выезжавшего лишь на отличной форме и культовых репликах Арнольда Шварценеггера, новые «Звёздные войны» — словно редкая удачная встреча с повзрослевшими школьными друзьями, которые не просто сумели вспомнить шутки над математичкой, но и оказались хорошими собеседниками с интересными судьбами. Год был под завязку набит более и менее удачными сиквелами и перезапусками франшиз из детства — от «Безумного Макса» до «Парка юрского периода»: хайп вокруг них не стихал месяцами, а несусветная касса была бы обеспечена, даже если бы каждый фильм снял Фёдор Бондарчук. Пропустить в итоге можно было половину, но вот этот итог всему, седьмые «Звёздные войны», — почти безукоризненное возвращение, от которого, отбросив завышенные ожидания, можно было получить всё, чего ждёшь.

 Ещё 25 хороших фильмов, вышедших в первой половине года 

 

10 самых кассовых фильмов 2015 года
в России*

40 хороших фильмов, вышедших в прокат в 2015 году. Изображение № 1.

«Миньоны»

1 866 431 191

40 хороших фильмов, вышедших в прокат в 2015 году. Изображение № 2.

«Форсаж 7»

1 739 742 658

40 хороших фильмов, вышедших в прокат в 2015 году. Изображение № 3.

«Мстители: Эра Альтрона» 

1 716 274 684

40 хороших фильмов, вышедших в прокат в 2015 году. Изображение № 4.

«Мир юрского периода» 

1 350 684 625

40 хороших фильмов, вышедших в прокат в 2015 году. Изображение № 5.

«Терминатор: Генезис»

1 201 252 079

40 хороших фильмов, вышедших в прокат в 2015 году. Изображение № 6.

«Марсианин» 

1 196 277 432

40 хороших фильмов, вышедших в прокат в 2015 году. Изображение № 7.

«Монстры на каникулах 2» 

1 126 692 845

40 хороших фильмов, вышедших в прокат в 2015 году. Изображение № 8.

«Пятьдесят оттенков серого» 

1 101 617 371

40 хороших фильмов, вышедших в прокат в 2015 году. Изображение № 9.

«Головоломка» 

1 066 103 266

40 хороших фильмов, вышедших в прокат в 2015 году. Изображение № 10.

«Седьмой сын»

1 045 694 850

* по состоянию на 29 декабря 2015 года