Через несколько месяцев новое Пулково станет единственным пассажирским терминалом в Петербурге. Здание готово почти на 90 % и официально откроется уже 29 ноября 2013-го, хотя первые регулярные рейсы начнутся только в декабре. Сейчас здесь заканчивают отделочные работы, монтируют оборудование, а в гостинице уже застилают кровати. С октября аэропорт будут тестировать более 5 200 человек.

The Village побывал внутри комплекса и узнал, какие задачи стояли перед архитекторами, чем будут кормить пассажиров и что станет с Пулково-1 и Пулково-2.

94 000

м2 – площадь терминала

1 185 000 000

 евро — стоимость строительства

  

17 000 000

пассажиров – пропускная способность аэропорта

59°47′51″

Северной широты и

30°17′19″

 восточной долготы — координаты 

 

Фоторепортаж: Новый аэропорт изнутри. Изображение № 1.

 

 Архитектура

 

Авторы проекта — английское бюро Grimshaw, одни из пионеров хай-тека в архитектуре. Им необходимо было не только сконструировать мощный транспортный хаб, но и вписать в него открыточные виды Петербурга. По задумке, крыши первых двух этажей должны напоминать пассажирам водную гладь Невы, а третьего — купола Спаса на Крови. Панорамные окна похожи на витрины Елисеевского, а переходы между залами вылета международных рейсов — на петербургские мосты.

По ходу строительства проект пришлось незначительно менять: Ростехнадзор с декабря прошлого года пытался остановить строительство, но проигрывал суд за судом. По мнению ревизоров, подрядчик — турецко-итальянская компания IC Ictas Astaldi — значительно отступил от первоначальных планов «Метростроя», однако исследование «Евроэкспертизы» показало, что, несмотря на изменения, здание надёжно и безопасно. 

 

 

Вылетающим

 

Вылетающие пассажиры сразу попадают на второй этаж — туда ведёт мост от парковки. После стоек первичного досмотра, регистрации и таможенного оформления начинаются ряды залов вылета: слева — для внутренних рейсов, справа — для международных. Там же расположены торговые помещения, рестораны и кафе. В новом терминале они занимают 13 500 квадратных метров. Киоски с напитками, снеками и газетами расставят ещё и перед стойками регистрации. Главная duty free зона заработает на третьем этаже в зале вылета международных рейсов, ещё один магазин беспошлинной торговли — в северной галерее. 

Сейчас «Воздушные ворота Северной столицы», компания, управляющая аэропортом, ведёт переговоры с тремя крупными ресторанными группами. Какие кафе и рестораны откроются в новом терминале, пока не говорят, но, по словам сотрудников компании, «это будет действительно хорошая кухня, а не фастфуд». На дизайн-проекте здания замечен «Старбакс», но даже его открытие в «Воздушных воротах» пока не подтвердили. 

Фуд-корт, предназначенный для путешественников по России, расположится в реконструированном Пулково-1, правда откроют его не меньше чем через полгода после запуска нового терминала. Здание построили ещё в 1973 году под руководством архитектора Александра Жука, автора нескольких станций петербургского метро, ТЮЗа и «Октябрьского». В ходе ремонта внутри поменяют инженерное оснащение и проведут косметический ремонт. После оно станет так называемой «стерильной зоной»: попасть в него можно будет только из нового терминала. Судьбу Пулково-2 пока не озвучили. Раньше его хотели отдать под бизнес-авиацию, но окончательное решение ещё не принято. Кстати, у Пулково и сейчас есть действующий третий терминал — именно в нём принимают бизнес-авиацию. То есть формально новый хаб является уже четвёртым одноимённым аэропортом. 

 

  

88

стоек регистрации

14

телетрапов

110

кабин паспортного контроля

 лент выдачи багажа

45 

лифтов 

17 

эскалаторов

  

Фоторепортаж: Новый аэропорт изнутри. Изображение № 15.

 

Прилетающим

 

Под зону прибытия задействован весь первый этаж. Отдел выдачи багажа поделён на две части стеклянными перегородками — отдельно для прибывающих из России и из-за рубежа. Между перегородками предусмотрено свободное пространство. Его, в зависимости от загруженности терминала, будут использовать для обслуживания либо внутренних рейсов, либо международных. Через зону таможенного контроля пассажиры попадают в зал прибытия, оборудованный для встречающих. Справа и слева в зале установлены лифты и эскалаторы, по которым заблудившиеся вылетающие смогут доехать до второго и третьего этажа.

 

 

Багаж

 

Багаж наконец станут обрабатывать автоматически: система опознаёт сумки, проверяет их безопасность, сортирует и отправляет на конвеерные линии общей длиной в 5 километров. Робот-сортировщик за час управляется с 5 400 единицами багажа.

Развозить пассажиров до самолётов автобусы будут только в северной галерее, пристроенной к терминалу справа. В остальных залах вылета есть телетрапы.

 

 

 

Бизнес-центр и гостиница

 

Четырёхзвёздочный Park Inn by Radisson начнёт работать одновременно с терминалом. Гостиница на 200 номеров расположена в 70 метрах от здания — рядом с восьмиэтажном бизнес-центром, занятым службами аэропорта. Рядом находятся две парковки — крытая и обычная. Возле самого терминала дольше 10 минут парковаться нельзя, чтобы не создавать пробок.

 

 

Фотографии: Дима Цыренщиков