30 мая 2016 года в Москве открылся четвёртый московский аэропорт — Жуковский. Новый авиаузел расположен на территории одноимённого подмосковного города и планирует обслуживать порядка 2 миллионов пассажиров в год. Сейчас на его территорию так просто не попасть, но, предположительно, уже 20 июня сюда приедут первые пассажиры — клиенты киргизской авиакомпании Air Kyrgyzstan. The Village побывал в Жуковском и узнал, что из себя представляет новый аэропорт.

Фотографии

катя закливенец

Новый московский авиаузел открывали с помпой: на запуск четвёртых воздушных ворот столицы приехал премьер-министр Дмитрий Медведев. При этом по факту Жуковский пока не работает — здесь не летают самолёты, нет пассажиров, а местные кафе бездействуют.

От других столичных аэропортов Жуковский отличается в первую очередь отсутствием прямого железнодорожного сообщения с Москвой. Добраться сюда можно либо на личном транспорте по трассе М-5 «Урал», либо на автобусе от станций метро «Котельники» или «Выхино», либо на электричке с Казанского вокзала до платформы «Отдых», а затем на маршрутке или такси (в последнем случае на дорогу придётся потратить около одного часа 15 минут). С запуском авиасообщения от ближайшей станции «Котельники» обещают ввести регулярные автобусные маршруты, которыми займётся «Мострансавто». Планируется, что дорога займёт 45 минут и будет стоить 100 рублей для одного человека. Кроме того, в сентябре 2016 года «РЖД» собирается пустить поезда повышенной комфортности «Спутник» до платформы «Отдых», где пассажирам придётся пересесть на специальный шаттл-бас до аэропорта. Стоимость единого билета составит 230 рублей, а время в пути — 55 минут. Также планируется построить эстакаду в обход посёлка Октябрьский, что позволит сократить время пути до 40 минут. Пока же в Жуковский доехать не так просто.

Строительство международного аэропорта Жуковский на территории экспериментального аэродрома Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова началось в 2015 году, когда власти признали, что три основные аэропорта города (Шереметьево, Домодедово, Внуково) не справляются с большим потоком пассажиров. Однако экономический кризис коренным образом изменил ситуацию. По прогнозам экспертов, количество пассажиров будет снижаться в ближайшие пять-семь лет. При этом представители «Рампорт Аэро» уверены, что им удастся привлечь клиентов благодаря заниженным ценам.

Аэродром ЛИИ имени М. М. Громова известен прежде всего по Международному авиакосмическому салону МАКС, который проходит здесь раз в два года. По словам представителей Жуковского, аэродром института продолжит свою работу, но будет делить взлётно-посадочную полосу с новым аэропортом.

К слову, длина взлётно-посадочной полосы — более пяти километров, а значит, Жуковский сможет принимать любые типы воздушных судов без ограничения массы. Изначально аэропорт хотели назвать Раменское (по названию аэродрома ЛИИ), но местные жители проголосовали за другое название.

Пока в Жуковском будет работать только первый пассажирский терминал с пропускной способностью 2 миллиона пассажиров в год. Открытие терминала планировалось ещё в марте, однако управляющая компания «РАМПОРТ АЭРО» не успела оформить необходимые документы. К 2019 году планируют сдать в эксплуатацию и второе здание терминала, а к 2020 году — закончить строительство других объектов и, таким образом, увеличить пропускную способность аэропорта до 12 миллионов пассажиров в год. В общем и целом, на строительство аэровокзального комплекса с гостиницей, торговым и офисным центрами «РАМПОРТ АЭРО» потратит 10 миллиардов рублей.

Компания «РАМПОРТ АЭРО» создана российской госкорпорацией «Ростех» и литовским холдингом Avia Solutions Group. Так как «Ростеху» принадлежит только 25 % плюс одна акция управляющей компании, Жуковский является первым московским аэропортом, чей основной акционер — иностранец.

Представители «РАМПОРТ АЭРО» рассказали The Village, что в строительство пассажирского терминала Жуковского вложили 1,8 миллиарда рублей. Его общая площадь — 17 тысяч квадратных метров. Компактный и оборудованный терминал уже готов к работе. Пространство постарались адаптировать для всех категорий пассажиров: например, специально для слабовидящих на каждой двери разместили жёлтый круг, информационные таблички выполнили с использованием шрифта Брайля, а для малоподвижных граждан организовали лифты и пандусы. За еду в терминале сейчас отвечает только группа компаний «Шоколадница»: поесть можно в одном из одноимённых кафе, а также в «Кофе Хаузе» или «Бирхаусе». В зале ожидания международных рейсов откроется зона Duty Free, которую во внутренних рейсах заменит Travel Value.

Информация о том, какие авиалинии будут летать из Жуковского, пока держится в тайне. Известно, что сейчас идут переговоры с 20 компаниями. Первый рейс совершит Air Kyrgyzstan (Киргизия) — ориентировочно это произойдёт 20 июня 2016 года. Кроме неё, пассажирские рейсы будет выполнять авиакомпания SCAT (Казахстан). Приглашали и единственный отечественный лоукостер — компанию «Победа», но она отказалась из-за отсутствия железнодорожного сообщения аэропорта с городом.

Среди первых городов назначения — Астана, Бишкек, Ош, Шымкент, Актобе и Актау. Резидентами аэропорта также станут две российские грузовые авиакомпании: «Авиастар-ТУ» и «Скай Гейтс Эйрлайнс». Последняя пока не сертифицирована и подаст заявку в Росавиацию только в начале июня 2016 года.

По информации газеты «Ведомости», полученной от неназванного федерального чиновника, из-за того что воздушная зона нового аэропорта пересекается с зоной Домодедова, Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД) собирается ограничить количество взлётно-посадочных операций в Жуковском до 20 в сутки (причём из них не менее половины будет совершаться ночью). При этом представители аэропорта в разговоре с The Village эту информацию не подтвердили. Однако если ограничение всё же вступит в силу, новый московский аэропорт не сможет обслужить больше миллиона пассажиров в год. Для сравнения: в 2015 году аэропорт Шереметьево принял 31,6 миллиона человек, Домодедово — 30,5 миллиона, а Внуково — 15,8 миллиона.