Площадь Восстания — одна из самых главных площадей города на пересечении оживленных Невского и Лиговского проспектов. Сосредоточение траснпорта, пешеходов и пассажиров Московского вокзала делает место одним из главных заторов в городе. Чтобы решить проблему, власти не раз предлагали использовать всё подземное пространство площади, создав в этом месте паркинг и торговый центр. Тем временем в «Лофт Проект Этажи» прошла международная конференция «Площадь Восстания: Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов». В течение недели студенты архитектурных вузов работали над собственными проектами площади. Участники объединились в 4 группы, каждую из которых направляли эксперты по транспортному планированию. The Village выяснил подробности решений и публикует получившиеся планы реконструкции с комментариями участников.




ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛОЩАДИ ВОССТАНИЯ:

  • Слишком маленькая пропускная способность при большой транспортной нагрузке;
  • Хаотичный паркинг;
  • Отсутствие эстетически привлекательной среды;
  • Очень плотный поток пешеходов — до 8 000 человек в час;
  • Дефицит пешеходного пространства;
  • Отсутствие бренда площади.



ПРОЕКТ 1
«ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ:
ОТ ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА
К ПРОСТРАНСТВУ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА»

Кольцевое движение преобразуют в 4-фазовый перекрёсток, что позволит снизить транспортную напряжённость на площади.. Изображение № 1.Кольцевое движение преобразуют в 4-фазовый перекрёсток, что позволит снизить транспортную напряжённость на площади.


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 9.

 


ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Сейчас, чтобы повернуть с Невского проспекта на Лиговский налево в часы пик, приходится ждать 5 минут. Кроме того, длительность одного цикла светофора по нормам должна составлять до 120 секунд, сейчас это время значительно больше. Большая часть транспортной нагрузки падает на участок, где Староневский пересекает Лиговский проспект.

 

Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 10.  

ПАРКОВКИ

В качестве решения проблемы нехватки парковочных мест группа предложила выделить в утренний час пик места для стоянки 210 автомобилей вдоль Лиговского проспекта и 140 — вдоль Гончарной улицы. Парковка перед вокзалом при этом сможет вместить 35 автомобилей.


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 11.   

СРЕДА

Большинство зелёных насаждений в центре Петербурга изолированы и находятся на значительном расстоянии друг от друга. Необходимо сконцентрировать зелёные насаждения и увеличить их количество. Справа от железнодорожных путей находится расчищенный пустырь, на котором можно создать жилой квартал. Чтобы вид из окон не открывался на железную дорогу, над путями построят озеленённую площадку.


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 12.   

ПЕШЕХОДНЫЕ ПОТОКИ

По всему периметру площади сделают пешеходные переходы на разных уровнях. Выйти из метро можно будет тремя способами: через гостиницу «Октябрьская», на Гончарную улицу и к зданию между Гончарной и Староневским проспектом. Такое устройство навеяло мысль создания над площадью амфитеатра, а также организацию выхода из вестибюля метро на Знаменскую площадь, которая будет находиться под площадью Восстания. Новая площадка связана с амфитеатром подземным переходом, который переходит в пандус, ведущий на поверхность. 

 


 

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 13.АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ

Профессор ИрГТУ

 


«В нашем проекте представлено то, что мы успели рассмотреть за два дня. Распределение потоков мы проанализировали только на самой площади Восстания. Если говорить о более глубокой работе, то нужен анализ работы парковок, „Стокманна“, „Галереи“. Нужно собирать все данные, включая работу видеокамер внутри переходов, в вестибюлях метро, в торговых центрах и на вокзале, чтобы получить полную картину распределения пешеходных потоков во времени и по направлению. Тогда мы сможем более эффективно оценить планировку подземных коммуникаций, которые будут сопровождать новые линии метрополитена. Есть еще один аспект — спрос на места паркирования. Здесь нужны обследования всех улиц, уличных парковок, какой объем подъезда-отъезда от Московского вокзала, генерация подъездов к парковке „Стокманна“ и „Галереи“. Мы тогда бы получили полную картину транспортного спроса в зоне Московского вокзала. Мы сделали так называемый предварительный анализ — успели зацепить лишь маленький кусочек необходимой информации. Главной задачей было приехать и предложить нечто отличное от того, что предлагают мои коллеги. Мы посмотрели реалию, провели математический анализ распределения потоков и направлений, оценили спрос. Результаты не совсем совпали с результатами замеров, данных нам в начале конференции».

 

 

ПРОЕКТ 2
«ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ:
СНИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА
И УЛУЧШЕНИЕ КОМФОРТА СРЕДЫ» 

План улучшения пешеходной ситуации в краткосрочной перспективе: расширенные и приподнятые над уровнем дороги пешеходные переходы, островки безопасности на площади и на Невском проспекте, сужение проезжей части.. Изображение № 14.План улучшения пешеходной ситуации в краткосрочной перспективе: расширенные и приподнятые над уровнем дороги пешеходные переходы, островки безопасности на площади и на Невском проспекте, сужение проезжей части.


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 18.
 


БРЕНД

В большей степени проект направлен на иностранных и российских туристов, а также жителей пригородов и тех петербуржцев, которые проживают за пределами центра. На площадь вернут памятник Александру III, который сейчас стоит перед входом в Мраморный дворец.

 

Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 19.  

ПЕШЕХОДНЫЕ ПОТОКИ

Пешеходные потоки разделят при помощи островков безопасности и дорожной разметки. Особое внимание уделят покрытию: пешеходные переходы и островки будут сделаны из брусчатки и приподняты над проезжей частью на 7 см. Вдоль проезжей части установят столбики.

 

Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 20.   

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Для того чтобы сделать площадь комфортной как для транспорта, так и для пешеходов и велосипедистов, под Лиговским проспектом проложат тоннель, организуют подземное пешеходное пространство и стоянки. Однако полностью разгрузить площадь Восстания можно только при комплексном подходе к транспортным проблемам города, в частности поощряя использование общественного транспорта.

 

Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 21.  

СРЕДА

В перспективе необходима зона «терминал/общественное пространство». Она сможет как стратегическая мера снижать нагрузку на площадь Восстания в масштабе агломерации Петербурга, то есть наращивать рабочие места и стараться уменьшать потребность горожан в поездках.

 


 

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 22.ЕЛЕНА СВАТКОВА

Директор ООО «Автодорожный консалтинг»

 


«К работе над проектом мы подходили как консалтинговая компания: клиенту требуется конкретный результат, поэтому делается опрос — население отвечает, а далее идёт чистая математика. В данном случае заказчиком выступает государственная структура, то есть здесь можно столкнуться с бюджетными ограничениями, нужно сделать так, чтобы ни рубля зря потрачено не было. Ребята узнали шикарную методику „Управление проектным циклом“, которая не преподаётся в России, только в Европейском союзе. Это означает, что у них будет эксклюзивное знание. Ребята получили способность формировать проекты, интересные для инвестора, — те, которые имеют шанс получить деньги и отвечать потребностям клиента, это не просто концептуальная разработка».

 


ПРОЕКТ 3
«ВОССТАНИЕ ПЛОЩАДИ»

Дом № 120 по Невскому проспекту планируют соединить переходами с гостиницей «Октябрьская» и использовать их крыши в качестве рекреационных зон. Изображение № 23.Дом № 120 по Невскому проспекту планируют соединить переходами с гостиницей «Октябрьская» и использовать их крыши в качестве рекреационных зон


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 27. 
 


БРЕНД

Так как в формировании площади заинтересованы собственники недвижимости в окрестностях, то нужна специальная комиссия по формированию площади Восстания, которая могла бы согласовать их интересы и потребности горожан. Сегодня для людей остаётся мало места, в результате горожане ощущают бессмысленность площади. Вернуть ей символ — значит сделать местом встречи с Петербургом: площади нужен выход в ядро исторического центра через Невский проспект.


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 28.   

ПЕШЕХОДНЫЕ ПОТОКИ

Для прогулок и деловых переговоров предлагают использовать систему переходов между гостиницей «Октябрьская» и угловым домом номер 120 по Невскому проспекту. Пешеходные переходы расширят и перенесут ближе к площади. В долгосрочной перспективе площадь станет пешеходной, а автомобильные дороги уйдут под землю.


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 29.  

СРЕДА

В доме № 120 по Невскому проспекту может расположиться не только деловой комплекс, но и музей. В зимнее время на крыше этого дома будет создан каток, а в весенне-летнее время появится открытая озеленённая площадка. Между гостиницей «Октябрьская» и домом № 120 будет создана система крытых переходов, которые смогут использоваться для прогулок и деловых встреч. 

 


 

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 30.АЛЕКСАНДР КАРПОВ

Директор ООО «Автодорожный консалтинг»

 


«Начиная работать над проектом, мы серьёзно задумались: „А зачем эта площадь в городе? Зачем она людям?“ Ответ на эти вопросы отсылает нас к контексту существования площади Восстания. Возьмём такой пример: зачем мне спичка, если я не курю. Смысл у неё может быть разный: спичка в лесу, спичка в фильме „Кин-дза-дза!“. Мы попробовали разобраться с такими контекстами, как это делается в отношении других градостроительных проектов в городе. Ребята зацепились за эту идею — они определяли смысл Петербурга, смысл каждой площади в городе. Как оказалось, многие из площадей утратили исконный смысл. Например, Сенная всегда была утробой Петербурга, а сейчас — транспортная развязка, Театральная утратила свой парадный смысл и стала совершенно проездной. В итоге кто-то из ребят подал мысль: новые торговые комплексы вроде „Стокманна“ и „Галереи“ задали новый смысл площади, которая стала торжищем, местом, где совершаются покупки. Это стало отправной точной, дальше мы выработали правила — что сохранять, что развивать, — и началась осознанная работа».

 

 

ПРОЕКТ 4
«ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ:
NOT REVOLUTION, BUT EVOLUTION»

Четырехуровневое развитие площади:  рекреационная зона на верхнем уровне, транспортный тоннель на втором, коммерческие зоны на третьем и пути легкорельсового транспорта на четвёртом.. Изображение № 31.Четырехуровневое развитие площади: рекреационная зона на верхнем уровне, транспортный тоннель на втором, коммерческие зоны на третьем и пути легкорельсового транспорта на четвёртом.


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 35.

 


ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ

В центральной части города нужно снизить количество личного транспорта и сделать объездные маршруты. Акцент сделан на развитии велодвижения: если сузить проезжую часть на Невском проспекте с каждой стороны на одну полосу, можно организовать велодорожки и расширить тротуары. Лиговский проспект пустят под землю, для этого построят четырехполосный тоннель.

 

Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 36.  

ПАРКОВКИ

Проблему стихийных парковок можно решить, запретив парковку автомобилей на Гончарной улице, Лиговском и Невском проспектах, и оставить стоянки под комплексами «Галерея» и «Стокманн», а в окрестностях площади устроить платные паркинги. Вместо стоянки у здания гостиницы «Октябрьская» по Лиговскому проспекту предложен новый терминал для туристических автобусов в районе современной Конной площади, к юго-западу от Московского вокзала, при этом сам вокзал можно реконструировать и расширить.


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 37.   

ПЕШЕХОДНЫЕ ПОТОКИ

Комфортной для нахождения человека площадь Восстания станет в том числе благодаря системе подземных и наземных переходов. Построить переход можно под Невским проспектом в створе верхнего вестибюля станции метро «Площадь Восстания», под Невским проспектом на пересечении с улицей Марата, под перекрёстками Лиговского проспекта и Кузнечного переулка, Лиговского проспекта и 2-й Советской улицы, а над транспортным потоком направления Невский — Гончарная на площади Восстания перекинуть мостики для пешеходов. Наземные переходы могут появиться над Лиговским проспектом от верхнего вестибюля станции метро «Площадь Восстания», через выделенную троллейбусно-автобусную линию на площади Восстания и через Лиговский проспект южнее площади Восстания.

 


 

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА


Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания. Изображение № 38.ЖАННА СЕМКИВ-ГОЛОВАН

Специалист по транспортному планированию
K-projekt

 

 


«Говоря об эволюции площади Восстания, подразумевается эволюция в сознании людей пространства и коммуникаций. При этом в центре внимания должен оказаться человек и его будущее. Окружающая среда меняется, и хочется подтолкнуть людей разумнее потреблять ресурсы, бережнее относиться к миру, именно поэтому в проекте много внимания уделено вопросам изменения поведения и образа жизни человека».