Министерство обороны заканчивает передачу городу своих зданий на острове Котлин. Глава Кронштадтского района Терентий Мещеряков уже видит их музеями, ресторанами, гостиницами и прочими креативными пространствами. Год назад Музей истории Кронштадта уже проводил конкурс на проект музеефикации Петровского дока, правда его результаты так и не представили общественности. Инженерное сооружение в 1719 году построили в центре Кронштадта по поручению Петра I, но его уже давно не используют для ремонта кораблей. Своим проектом с нами поделилось Simmetria Architectural Bureau.

 

  

Перестройка: Военно-морской музей на дне Петровского дока . Изображение № 1.
Александр Стругач

архитектор Simmetria Architectural Bureau

Петровский док — крупнейшее кораблестроительное хозяйство своего времени, уникальный памятник архитектуры и градостроительства, символ — гигантский латинский крест, одетый в гранит.

Любое предложение по переустройству, реставрации и музеефикации Петровского дока, конечно, автоматически превращается в перепланировку и переустройство всего ансамбля центра Кронштадта, настолько важную градообразующую роль играет это не имеющее аналогов пространство.

  

 

Петровский док

Перестройка: Военно-морской музей на дне Петровского дока . Изображение № 2.

Механизм работы Петровского дока был следующий: глубокий гранитный латинский крест наполняли водой, корабль заходил на ремонт, а воду после этого откачивали насосом с ветряным двигателем. Таким образом корабль оказывался на суше в течение нескольких дней, в то время как в голландских и английских доках на это уходили месяцы.

Перестройка: Военно-морской музей на дне Петровского дока . Изображение № 4.

1. Петровский док

11. Парк

2. Военно-морской музей и музей подводной археологи

12. Крытая летняя арена

3. Большой корпус музея с экспозицией «старая верфь»

13. Большой пешеходный пандус

4. Малый корпус музея с экспозицией «Военно-морской флот СССР»

14. Ландшафтная инсталяция «оплот сопротивления» и подземный пешеходный туннель

5. Подводная лодка 30-х

15. Офисы

6. Военное судно 70-х

16. Ресторанный двор

7. Военное судно 10-х

17. Деловой комплекс с крытой многоэтажной автоматической парковкой

8. Ремесленные мастерские

18. Торгово-развлекательный комплекс

9. Кронштадский художественный музей

19. Многоэтажная крытая и открытая автопарковка

10. Художественные галереи

 

 

Заброшенную территорию Simmetria Architectural Bureau предлагает не перестраивать, а отреставрировать. По замыслу, в восточную и северную части креста поставят несколько кораблей-музеев 1910–1970-х годов — к ним подведут мостики и лифты для инвалидов. Две другие хотят накрыть ажурным куполом из стекла и металла. В одной расположится выполненный в натуральную величину макет строящегося корабля XVIII века, в другом — экспозиция, посвящённая военно-морскому флоту СССР, с боевыми катерами и гидросамолётами. Туда можно будет спуститься по широкому пандусу или тоннелю, часть которого пролегает под землёй.

Малый корпус музея с экспозицией «Военно-морской флот СССР». Изображение № 5.Малый корпус музея с экспозицией «Военно-морской флот СССР»

 

 

Адмиралтейство

Из дока в один из старых пакгаузов Кронштадтского адмиралтейства будет вести галерея. Внутри обустроят военно-морской музей и музей подводной археологии, а неподалёку — ремесленный блок, где посетители смогут наблюдать за мастерами-кораблестроителями, владеющими старыми судостроительными ремёслами.

Вид на центральную часть деловой зоны. Изображение № 12.Вид на центральную часть деловой зоны

Закрытый от горожан комплекс зданий Адмиралтейства предлагают соединить с остальным островом новыми пешеходными мостами. По проекту, вокруг нового музейного пространства появляется благоустроенный парк, а остальные пакгаузы становятся музеями, галереями, деловыми центрами, крытыми парковками и кинотеатрами.