Ещё недавно казалось, что все копируют Москву и Петербург, а в конечном счёте мечтают сюда перебраться, — теперь очевидно, что позитивная энергия накапливается и в других городах, а их опыта порой не хватает столицам. Именно поэтому The Village запустил серию «Новая география», посвящённую «остальной России». 

В очередном выпуске — история группы активистов из Нальчика, которые превратили аварийное здание в историческом центре города в арт-кластер «Периметр» — с мастерскими, концертной площадкой, кинотеатром под открытым небом и стрит-арт-галереей.  

 

 

Как изменить имидж Кавказа. Изображение № 1.

Керим Аккизов

Руководитель творческой мастерской «Столком» и основатель арт-кластера «Периметр»

 

 

  

Нальчик

События, произошедшие на Кавказе за последние 10−15 лет, изрядно потрепали имидж региона и отношение к нему как в самих северокавказских республиках, так и за их пределами. Местная молодёжь предпочитает устраивать жизнь в других городах России или за рубежом. Мы со студентами и молодыми дизайнерами из арт-клуба «Экспромт» при университете пытались что-то изменить: устраивали городские выставки и арт-акции, но реакция аудитории была слишком слабой. 

Два года назад, на волне популяризации ребрендинга российских городов, мы создали свою стратегию развития Нальчика. Разработали логотип, придумали слоган, провели стрит-арт-акцию, кинопоказ под открытым небом, создали сообщества в социальных сетях — чтобы объединить усилия администрации и активных горожан. Оставалось только создать общественное пространство, где мы могли бы обмениваться опытом, проводить мастер-классы, обсуждать проблемы и просто общаться. 

 

  

Администрация только разводила руками: у города нет на это средств

  

 

Проект «Периметр» возник в процессе поиска выхода из положения. Творческая мастерская «Столком» базируется в административном здании, построенном в 1937 году в историческом центре города. Этот дом и уличная территория находится в ветхом состоянии: разбитый асфальт, стихийная свалка мусора, аварийный фасад и, самое главное, отсутствие желания изменить положение у самих арендаторов, ссылающихся на то, что, дескать, это забота городских властей. Администрация только разводила руками: у города нет на это средств. И тогда мы взялись за это сами. 

 

«Периметр»

Мы собрали команду и решили создать арт-кластер, чтобы благоустроить конкретную проблемную территорию. Дух коллективной стройки по вечерам укрепляли вечеринками с барбекю и акустическими концертами. Нам помогли ребята из ландшафтного магазина «Зеленый дом»: вместе мы организовали небольшую зелёную зону и посадили кусты. Так мы узнали, что под обычным газоном может лежать четыре слоя асфальта, что разнорабочие могут убрать мусор почти даром, узнав о твоих намерениях, и что представители бизнеса больше всего боятся перемен. 

Для концертов нам нужно было построить сцену. Мы вложили свои деньги, но этого было мало. В здании, которое мы взяли под свой контроль, были и другие арендаторы. Мы надеялись, что наши благие намерения побудят их к действию. Но они подумали, что мы хотим захватить общественную территорию для коммерческих целей. Нам помог владелец аптечного склада, расположенного на первом этаже дома. Мы долго объясняли ему, как хорошо будет, если двор станет чище и уютнее. Он долго сомневался, но в итоге компромисс нашли. Сцена стоит по сей день, а наш сосед с удовольствием посиживает в кресле, которое мы вынесли во двор. 

Как изменить имидж Кавказа. Изображение № 2.

Первую публичную акцию в «Периметре» мы провели в мае — с кинопоказом под открытым небом, акустическим экспромтом, печёной картошкой и рассказами о концепции арт-кластера. После были субботники и воскресники с вениками, лопатами, кистями и в итоге — пятидневный оупен-эйр. 

 

  

нас поддержал директор лакокрасочного магазина: подарил сто литров краски и колеров

  

 

Оупен-эйр

Дизайнеры творческой мастерской «Столком» разработали фирменный стиль мероприятия, составили программу — с концертами, кинопоказом, открытием галереи «Фишкиндом» в подвальном помещении, мастер-классами, стрит-арт-акцией и литературными чтениями. На сцене выступали молодые музыканты, во дворе художники разрисовывали стены, скамейки и столы, а в подвале развернули арт-галерею. После захода солнца гости, закутавшись в пледы, смотрели кино под открытым небом. 

Городские власти были очень довольны: мы не просили у них денег, занимались арт-терапией с детьми из местного интерната, проводили для них же мастер-классы, самостоятельно решали вопросы с соседями. Нас поддержал директор лакокрасочного магазина: подарил сто литров краски и колеров, а также кондитерская «Бейкер-стрит», которая угощала участников оупен-эйра кондитерскими изделиями, и наши друзья из багетной мастерской — в один из вечеров они привезли восемь пицц, на которых зеленью было выложено слово «Периметр». 

Как изменить имидж Кавказа. Изображение № 14.

После пятидневного оупен-эйра мы провели ещё ряд мероприятий в Нальчике и даже за его пределами: участвовали на фестивале молодёжной культуры «Арт-квадрат» в Пятигорске. Консервативные соседи-арендаторы поверили, что изменить к лучшему среду обитания, хотя бы в радиусе ста метров, вполне реально, и предложили нам делать ремонт совместно. Министр культуры изъявил желание посетить наши мероприятия, молодые кинорежиссёры снимают курсовые работы в галерее «Фишкиндом», вечерами костяк сообщества обсуждает новые идеи. В конце сентября мы презентуем новый проект. Нам на ушко шепнули, что в «Периметр» заедет глава республики. Думаем, тогда с организацией будет полегче. 

  

 

Фотографии: Стасия Манакова, Дарья Шомахова (МинСМИ КБР) для Арт-пространства «Периметр» / Vkontakte