Ещё недавно казалось, что все копируют Москву и Петербург, а в конечном счёте мечтают сюда перебраться, — теперь очевидно, что позитивная энергия накапливается и в других городах, а их опыта порой не хватает столицам. Именно поэтому The Village запустил серию «Новая география», посвящённую «остальной России».

Российская действительность такова, что проблема плохих дорог обещает быть вечной. Но, к счастью, есть примеры гражданских инициатив, когда, подобно Макмёрфи из романа «Пролетая над гнездом кукушки», люди могут сказать: «Я хотя бы попытался». В очередном выпуске — истории российских городов, жители которых решили бороться с ямами на дорогах самостоятельно.

 

Искусство замечать ямы

Последние пару лет во многих городах России дорожные активисты и просто сознательные горожане занимаются тем, что самостоятельно обводят ямы на дорогах краской. Эта инициатива даже получила общее название «Ямы в цвет». Нехитрая процедура преследует сразу две цели: во-первых, привлечь внимание водителей к опасным участкам дороги, во-вторых, недвусмысленно намекнуть местным властям, что с дорожным покрытием пора что-то делать. Участники акции действуют в меру своего художественного вкуса. Если в Москве, Сургуте, Нижнем Новгороде, Тольятти и Томске ямы просто обводятся белой краской, чтобы были видны их границы и при свете дня, и ночью, то в некоторых других городах жители этим не ограничиваются. Например, в Волгограде вместе с контурами ям и ухабов на дорогах стали появляться послания правящей партии: «Спасибо „Единой России“ за ямы» и «Ямы имени „Единой России“». В Воркуте, где ямы обводились красной краской, появились граффити «Я (сердечко) дороги», а в Красноярске разноцветные предупреждения начинаются за столько метров до самой ямы, что водителю проще успеть свернуть на другую улицу.

Как горожане борются с плохими дорогами России. Изображение № 1.

Креативнее всех проявили себя этим летом жители Ярославля. Обведя несколько сотен ям цветной краской, самые глубокие из них активисты засадили картошкой. Сельскохозяйственная посадка должна стать маркером скорости работы дорожных служб: что случится раньше — прорастёт картофель или яму заасфальтируют? Кстати, власти тоже иногда прибегают к неплохим изобретениям. В Тюменской области ввели новый дорожный знак «Не накатывай колею», который призывает водителей не усугублять состояние дорожного покрытия там, где оно вот-вот начнёт затруднять движение.

 

Фото на память

Другой гражданский способ борьбы с нерасторопностью чиновников, ответственных за ремонт дорог, — бомбардировка заявлениями. Главным координатором этой бюрократической технологии в России является проект «РосЯма». На сайте проекта можно отметить свою любимую яму на карте (предварительно её сфотографировав), получить автоматически сгенерированное заявление с требованием привлечь виновных к ответственности, распечатать, отправить его по почте в ГИБДД и ждать эффекта. 

Как горожане борются с плохими дорогами России. Изображение № 6.

5–10

суток — время, за которое должна быть ликвидирована яма после поступления жалобы

Каждое заявление регистрируется на сайте, поэтому если на вашу жалобу не реагируют ответственные за ремонт, «РосЯма» предложит вам несколько других опций, вплоть до индивидуальной помощи. В некоторых регионах, например в Свердловской области, помимо активного взаимодействия с «РосЯмой», автомобилисты активно заваливают заявлениями, фотографиями и жалобами местные коммунальные службы и прокуратуру. Власти признаются, что яма, на которую поступила жалоба, должна быть ликвидирована в течение 5–10 суток. Активисты считают, что чем больше будет обращений в суд, тем вероятнее, что коммунальщики будут вынуждены постоянно держаться в тонусе, пытаясь хотя бы приблизительно соблюсти положенные сроки.

Как горожане борются с плохими дорогами России. Изображение № 7.

 

Лицо на дороге

Екатеринбургское агентство «Восход» заставило всю страну, а после фестиваля в Каннах и весь мир, говорить о ямах на дорогах Екатеринбурга и работе чиновников. Сотрудники агентства сделали проект «Заставь чиновника работать»: в городе на разбитых участках проезжей части появились карикатуры на местных политиков — губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главу Екатеринбурга Евгения Порунова и главу администрации города Александра Якоба. Вместо ртов у них были ямы, заплатки из асфальта или люки. Рядом были подписаны цитаты с данными ими обещаниями: «реконструкция дорог — наша основная задача», «все улицы будут приведены в порядок» и «ямочный ремонт будет завершён до конца апреля 2012 года». 

Как горожане борются с плохими дорогами России. Изображение № 12.

Новость о появлении портретов чиновников на дорогах Екатеринбурга опубликовали более 100 российских СМИ. Кажется, вся страна ждала реакции властей. Днём коммунальные службы прислали к карикатурам рабочих, и те их закрасили. Чиновники не знали, что за ямами ведётся круглосуточное наблюдение. После этого на каждом закрашенном портрете появилась надпись: «Закрашивать — не чинить». На следующее утро все три ямы залатали.

 

Сделай сам

В отличие от творчески настроенной Сибири и прокачанного в бумажной волоките Урала, суровые жители Нижнекамска ни минуты не надеются на коммунальные службы и чиновников. Поэтому здесь автомобилисты предпочитают просто брать ремонт дорог в свои руки, выбирая самые проблемные участки. Одну из таких акций владельцы машин решили провести весной. Рекламу акции взяли на себя местные автоклубы, средства планировали собрать с помощью автопробега, а донести сведения о проблеме с дорогами до местной администрации собирались только после того, как починят выбранный участок самостоятельно. В итоге, пока в социальных сетях обсуждали, какой же участок дорог наиболее ужасен и выбирали подходящие для пробега и ремонта погодные условия, управление благоустройства города в срочном порядке начало класть асфальт прямо в лужи.

Как горожане борются с плохими дорогами России. Изображение № 17.

 

То, чего нет

О пешеходах как участниках дорожного движения коммунальщики и автомобилисты думать вообще не успевают, да и не слишком хотят. Поэтому заботу о двуногих всё больше берут на себя так называемые городские перепланировщики. Самые известные из них — московская группа Partizaning. Они первыми в России придумали самостоятельно рисовать пешеходные переходы там, где их явно не хватает. Знаки пешеходного перехода партизаны тоже ставят сами, спасая таким образом перебегающих на свой страх и риск дорогу людей, которым организация движения просто не оставляет другого выбора. Опыт «Партизанинга» уже распространяется по стране. Самодельные переходы, например, появились в Самаре и новосибирском академгородке. 

Как горожане борются с плохими дорогами России. Изображение № 21.

Кстати, в Новосибирске есть и свои перепланировщики — движение «Искалеченный Новосибирск». Правда, они не занимаются интервенциями, а дотошно фотографируют убитые тротуары, лишние парковочные карманы и наиболее дикие примеры точечной застройки и настойчиво предлагают свои варианты городских перемен мэрии и областному совету депутатов.

 

Фотографии: Проект «Искалеченный Новосибирск»«Дорога OFF» — г. Нижнекамск
Ravoshod.ru, Rosyama.ru, «Ямаславль»