Ещё недавно казалось, что все копируют Москву и Петербург, а в конечном счёте мечтают сюда перебраться, — теперь очевидно, что позитивная энергия накапливается и в других городах, а их опыта порой не хватает столицам. Именно поэтому The Village запустил серию «Новая география», посвящённую «остальной России». 

В очередном выпуске — история группы активистов из Ростова-на-Дону, которые решили изменить свой город с помощью фестиваля урбанистики — с гастрономическим маркетом, играми и кинопоказом на открытом воздухе, проектом легкорельсового транспорта и экопросветительским форумом. Команду из четырёх человек, решивших подтолкнуть горожан и чиновников к переменам, поддержали друзья и несколько городских компаний. Местная администрация дала разрешение на «культурно-массовые мероприятия». 

Как заставить жителей Ростова-на-Дону думать о будущем города. Изображение № 1.

Карнаухова Диана

архитектор

Как заставить жителей Ростова-на-Дону думать о будущем города. Изображение № 2.

Карачинский Алексей

архитектор, планировщик

Как заставить жителей Ростова-на-Дону думать о будущем города. Изображение № 3.

Векленко Михаил

экономист, урбанист

  

 

Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону похож на другие крупные индустриальные города России, хотя у него есть свои особенности, из-за которых он постоянно претендует на роль «Русского Чикаго». Это старая байка, будто ростовские торговцы хотели построить в городе небоскрёбы и вообще сделать Ростов-на-Дону похожим на транспортный узел Северной Америки.

У нас есть интересные локальные проекты: «Ростов — город будущего», который занимается раздельным сбором мусора, центр креативной экономики Creative Space, street-арт-фестиваль «Территория совместных действий». Но городских инициатив, направленных на освоение городской среды и улучшение жизни, никогда не было. Urban Festival Rostov стал первым. Через полтора года в городе пройдут выборы мэра. Мы хотим показать, какие проблемы есть у Ростова, чтобы новая администрация не смогла нас игнорировать. Градоначальники меняются раз в несколько лет, а мы живём здесь всё время. 

 

Идея для города

Этим летом в Ростове-на-Дону прошли два городских форума при поддержке администрации и бизнес-сообщества. Такие мероприятия всегда проводятся в стандартном формате: пришли, поговорили, разошлись. Но это всё разговоры, а мы хотели результата. 

Мы собрали команду из четырёх человек и организовали событие, которое объединило активистов, экспертов, горожан и обратило их внимание на проблемы городской среды. Мы знали, что эта идея важна для Ростова, но не представляли, как на неё отреагирует общественность и будет ли это вообще кому-то нужно. Нас поддержали друзья, несколько местных компаний и районная администрация — дали разрешение на проведение «культурно-массовых мероприятий». Городская и областная администрации отмалчивались. Самым трудным был поиск финансирования. Частично мы вложили свои деньги, что-то дали спонсоры. Нашим главным партнёром была IKEA, они организовали детскую площадку, предоставили доски для рисования, канцелярию — много всего. 

Как заставить жителей Ростова-на-Дону думать о будущем города. Изображение № 4.

Мы предложили горожанам идею полезного отдыха и сделали городской парк имени Вити Черевичкина площадкой для разных активностей. Можно было посадить цветы, сделать уличную мебель, поучаствовать в гастропроектах и попробовать блюда за «Соседским столом», обменять вещи на free-маркете, послушать музыку, посмотреть кино на открытом воздухе, поиграть в городки, прослушать лекции о городе в интерактивном формате и составить большую городскую карту с проектами для нового Ростова-на-Дону. 

 

Urban Festival Rostov

Фестиваль шёл две недели в формате городской ярмарки. На этапе организации появился проект легкорельсового транспорта в Ростове-на-Дону и экопросветительский форум «Ботаники. Калейдоскоп!» в городском ботаническом саду. 

На лекции, семинары и конференцию мы пригласили: архитекторов Влада Маленко и Ольгу Попову — они представили свой исследовательский проект Ростова-на-Дону, а также директора магистерской программы «Дизайн городских экосистем» в Санкт-Петербурге Михаила Климовского, научного сотрудника Высшей школы урбанистики Петра Иванова, мастерскую Миронова — они провели трёхдневный семинар на темы «Методика преподавания», «Транспортная система города», «Понимание города как феномена», креативное пространство Big Picnic, проект по раздельному сбору мусора «Ростов — город будущего», гастрономическое сообщество FoodHunters и ребят из FreeShop — они занимались маркетом с обменом вещами.

Как заставить жителей Ростова-на-Дону думать о будущем города. Изображение № 10.

 

Будущее

Фестиваль получился не особо резонансным: СМИ отреагировали на него довольно слабо. Взаимодействие с администрацией тоже носило скорее формальный характер. Но мы делали это событие не для результатов, нам было важно объединить людей, а не получить публикации или одобрение властей. Интересно, что люди в Ростове легко идут на обсуждения и активно участвуют в опросах и проектах. На фестивале мы представили в формате выставки проект развития легкорельсового транспорта в Ростове-на-Дону. Жители города, в котором нет метро, а общественный транспорт работает с перебоями, смотрели и говорили: «Эй, вы либо подавайте документы и собирайте подписи, либо проваливайте». Мы собрали подписи и отправили их в мэрию. Теперь дело за губернатором.

Чтобы после окончания фестиваля всё не заглохло, мы придумали платформу Urban Factory — с её помощью люди могут предлагать идеи или участвовать в уже существующих проектах. Летом мы проведём Urban Festival Rostov 2014. Площадку для фестиваля начнём осваивать уже в декабре: хотим продемонстрировать возможности нашей команды в планировании и развитии городских пространств. В последний день фестиваля представим изменения горожанам. Собственно, в этом — главная идея нашего мероприятия. 

Есть планы на будущий год — организовать свои СМИ и участвовать в крупных проектах, связанных с проектированием и развитием территорий. Конечно, для нас наиболее интересным и важным в работе является Ростов-на-Дону, хотя мы уже готовим мероприятия и в других регионах. 

 Фотографии: vk.com/urban_factory