Ещё недавно казалось, что все копируют Москву и Петербург, а в конечном счёте мечтают сюда перебраться, — теперь очевидно, что позитивная энергия накапливается в других местах, а их опыта порой не хватает столицам. В серии «Новая география» The Village рассказывает о том, как люди делают свои города лучше — в России и везде, где говорят по-русски. 

В очередном выпуске — проект команды Studio LOCO, которая создала неформатный путеводитель по Нижнему Новгороду — с описанием арт-пространств, кафе и ресторанов, музеев, галерей, хостелов, картой прогулочных маршрутов и авторскими иллюстрациями. 

 

Как пробудить в жителях интерес к их городу. Изображение № 1.

Катя Мамаева

создатель путеводителя

 

 

   

Идея

На первый взгляд Нижний Новгород кажется серым и невзрачным. Из отличительного и привлекательного: крутые берега, слияние Оки и Волги, деревянные фальш-фасады, трамваи, выныривающие из-под горизонта. Из неизбежного и присущего любой провинции: плохие дороги, отсутствие столичной монументальности, старинные улочки, съедаемые бетонными коробками. В Нижний Новгород ежегодно приезжают около 800 тысяч туристов, и они не знают, куда пойти и что посмотреть. 

Несколько лет назад в Петербурге мы увидели Location Hostel гид — иллюстрированный путеводитель по интересным местам города. Он стал для нас проводником в мир питерской арт-тусовки, неформатных баров и причудливых галерей. Зимой прошлого года мы вспомнили о его существовании и решили создать нечто подобное в своём городе. 

 

Город на вкус

Мы придумали путеводитель, собрали под этот проект команду (ко мне присоединились главный редактор Катя Коротина и иллюстраторы Артём и Женя Петровские) и стали искать источники финансирования. Обращались в городскую администрацию, писали потенциальным спонсорам, подавали заявки на гранты, но всё это оставалось на уровне разговоров. В итоге мы выработали простую бизнес-модель: рестораны, хостелы, галереи и другие коммерческие заведения будут платить за размещение в гиде, а общественные пространства и парки будут попадать туда бесплатно. 

Мы назвали гид «Горький. Пробуй на вкус» в честь нашего города (Горький — советское название для Нижнего Новгорода с 1932 по 1990 годы) и ещё потому, что на первый взгляд город кажется горьким, то есть серым и невзрачным, пока ты не познакомишься с ним поближе. Мы подумали, что в Нижнем Новгороде действительно существует серьёзная проблема, куда пойти, а для туристов она практически неразрешима, если у них нет друзей в городе. Хотя на момент запуска гида мы руководствовались не только собственным выбором мест, но и мнением людей, так или иначе связанных с городской культурой.

Мы отбирали места для гида по следующим направлениям: что посмотреть (детали, улицы города), где поесть (кафе, рестораны со своей уникальной атмосферой и вкусной кухней), чем вдохновиться (музеи, галереи), где выспаться (хостелы и гостиницы). Таким образом получилась сборная солянка важных и достойных мест города, формирующих его образ. Путеводитель объединил разные места от секретных баров до Художественного музея. 

Как пробудить в жителях интерес к их городу. Изображение № 2.

 

Реакция

Мы выпустили арт-гид тиражом 15 тысяч экземпляров (10 тысяч — русская версия, 5 тысяч — английская версия) и бесплатно распространили его по отелям и хостелам, а также в аэропорту, на вокзалах, в музеях, галереях, ресторанах и арт-пространствах. Гид читают совершенно разные люди, хотя первоначально он создавался для туристов. Его разбирали быстрее, чем мы успевали привозить: 10-тысячного тиража русской версии однозначно не хватило, а вот 5-тысячный английский тираж оказался слишком большим для нашего города. 

Мы получили множество отзывов. Кто-то хвалил нас, кто-то говорил, что наш гид неинформативный, «аляпистый», с «приевшимся хипстерским дизайном». Одни считают, что в гиде нет информации о городских достопримечательностях, что мы субъективно рассказываем о заведениях, которые нам нравятся. Другие жалуются, что наш путеводитель сделан на «газетной» бумаге и формат у него слишком маленький. В общем, полный набор стереотипов глянцевых журналов, которые являются эталоном печатных изданий в городе. Критики в наш адрес хватает. 

 

Планы

Сейчас мы работаем над выпуском нового путеводителя, который выйдет в конце мая. Он будет посвящён летнему досугу в городе. Мы расскажем о лучших местах для пикников, веломаршрутах, стрит-арте, экстремальном отдыхе и мистических местах с городскими легендами. Также наша команда организовует городские, социальные и благотворительные мероприятия. В ближайших планах: эко-выходные на архитектурном фестивале «О’город» в начале мая, большое мероприятие, посвящённое городским инициативам в конце июня и этнический фестиваль в августе.

   

Фотографии: Locostudio