Название: Тверской путепровод архитектора И. Струкова
Адрес: площадь Тверской заставы
Что находилось: путепровод
Что планируется: расширение моста, строительство трехуровневой парковки
В зоне риска: Тверской путепровод. Изображение № 1.В зоне риска: Тверской путепровод. Изображение № 2.В зоне риска: Тверской путепровод. Изображение № 3.

Тверской путепровод был построен в 1904 году на площади Тверской заставы по проекту архитектора-модерниста Ивана Струкова, который занимался проектированием всего Белорусского вокзала. Путепровод был задуман в стилистике морского причала. Примером для Струкова послужили мосты постройки Отто Вагнера в Вене: ажурный модерновый светлый верх моста с башенками-маяками противопоставлен грубой основе из тёмного камня. 

За столетнюю историю мост не раз перестраивался, но изменения не были значительными. Несколько лет назад «Мосинжстрой» разработал проект строительства под мостом трёхуровневого паркинга, сам же путепровод должен был стать выше и шире. Власти потребовали сохранить памятник путём «реконструкции с разборкой и последующим воссозданием в новых габаритах с сохранением архитектурного стиля». Тем не менее так называемая реконструкция фактически предполагает снос нынешнего моста и строительство новодела. В конечном счете столичное правительство решило дать мосту статус ценного градоформирующего объекта, но это не может помешать запланированной реконструкции.

 

В зоне риска: Тверской путепровод. Изображение № 21.

 

Юрий Егоров, координатор общественного движения «Архнадзор»: «Для России этот мост уникален, это такой махровый модерн. Говорят, что мост стилизован под морской причал: башни, металлические украшения — всё намекает на это. Аналогичные мосты есть только в Европе, и все они работают до сих пор, несмотря на те же годы постройки. Они, конечно, ремонтируются, но не сносятся.
Тверской путепровод имеет статус ценного градоформирующего объекта, хотя для него этого явно мало, этот мост — полноценный памятник. Несмотря на статус объекта, его снос запланирован в рамках строительства Большой Ленинградки. Одно дело, если бы это было просто расширение. По действующим планам, он изменится до неузнаваемости: его собираются поднять до уровня крыши Белорусского вокзала и добавить полос. Это будет такая реконструкция-реставрация в „лучших“ лужковских традициях: когда снесли и построили что-то отдалённо напоминающее. 
С точки зрения транспорта реконструкция также не обоснована: расширение не сможет решить проблему „бутылочного горлышка“ на площади Белорусского вокзала. Широкий Ленинградский проспект в любом случае упирается в Тверскую с ее тремя полосами в каждую сторону, поэтому разницы нет, где именно будет сужение: на 300 метров раньше или позже. Также есть странное высказывание „РЖД“ о том, что у них под мостом некоторые вагоны не помещаются. Однако для этого есть простое решение: перестроить один подземный пешеходный переход под площадью и немного углубить пути».


В зоне риска: Тверской путепровод. Изображение № 22.
В ЗОНЕ РИСКА:
ДОМ ОРЛОВА-ДЕНИСОВА
НА БОЛЬШОЙ ЛУБЯНКЕ

 

В зоне риска: Тверской путепровод. Изображение № 23.
В ЗОНЕ РИСКА:
ЕГИПЕТСКИЙ ПАВИЛЬОН
И ПОМЕРАНЦЕВА ОРАНЖЕРЕЯ