Могут ли СМИ и блогеры распространять вашу личную информацию. Изображение № 1.

Вячеслав Леонтьев

управляющий партнёр адвокатского
бюро «Леонтьев и партнёры»

По закону персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу. К ним, например, относятся фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, работы или учёбы. Такие сведения СМИ могут публиковать только с согласия человека.

Публикация списка пострадавших в СМИ — это мера, направленная на защиту населения от чрезвычайных ситуаций. Информация о состоянии здоровья лица — специальная категория персональных данных. Её можно распространять для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов человека. Но на такое распространение информации имеют право уполномоченные органы. Блогеры к таким не относятся, следовательно, распространение ими любых персональных данных — нарушение законодательства.

Персональные данные должны быть в любое время исключены из общедоступных источников по требованию человека, по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. В случае неправомерного использования персональных данных лица оно может обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства, деловой репутации, раскрытии персональных данных, компенсации морального вреда, в зависимости от конкретных обстоятельств, а также потребовать опровержения информации от её распространителя.

Нарушение этого закона влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц — от 5 до 10 тысяч рублей.

Защита персональных данных на законодательном уровне ведётся и в европейских странах. В некоторых из них законы строже: персональные данные подлежат различной классификации, а также установлены свои особенности, например, в отношении оборота медицинской информации или персональных данных публичных лиц, занимающих высокие государственные посты.

 

Могут ли СМИ и блогеры распространять вашу личную информацию. Изображение № 2.

Татьяна Кормилицына

партнёр юридической группы
«Яковлев и Партнёры»

СМИ могут распространять персональные данные, если это необходимо для осуществления профессиональной деятельности журналиста и при условии, что этим не нарушаются права и законные интересы гражданина.

Но хоть блогеров приравняли к журналистам, на самом деле у них другие условия. С 1 августа вступают в силу поправки к закону о СМИ, согласно которым те блогеры, чья посещаемость в течение суток составляет более трех тысяч человек, обязаны проверять достоверность публикуемой ими общедоступной информации, не распространять данные о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства, соблюдать запреты и ограничения избирательного закона и указывать возрастные ограничения для пользователей. За нарушение установленных требований предусмотрен штраф. Для физических лиц он составит от 10 до 30 тысяч рублей, а для юридических — от 50 до 300 тысяч.