В это воскресенье завершился Международный авиакосмический салон МАКС-2015. С 25 по 30 августа авиасалон посетили 400 тысяч зрителей, одним из которых, по традиции, оказался Владимир Путин. Колумнист Forbes, основатель клуба частных пилотов AviaClub Анастасия Дагаева также побывала в подмосковном Жуковском и объясняет, что же не так с выставкой в этом году.

«Местами задор переходил в угар»: Анастасия Дагаева — о Путине с топором и повестке МАКС-2015. Изображение № 1. 

Анастасия Дагаева

колумнист Forbes 

   

В воскресенье завершился 12-й Международный аэрокосмический салон (МАКС). По телевизору его называли событием планетарного масштаба, но на самом деле МАКС всегда был местечковым, а в этом году — из-за санкций — и вовсе выглядел бледно. Число иностранцев сократилось почти вдвое — до 151 компании (тогда как от России было 609 компаний). При этом заметно усилил позиции Китай, появился Иран.

Статусность мероприятию придавал новый самолёт Airbus A350 и визит Владимира Путина. Вообще его присутствие — неотъемлемая часть МАКС с 1999 года. Путин не приехал в Жуковский лишь в 2013 году — тогда это стало главной новостью салона. Зрелищность, как всегда, обеспечили пилотажные группы «Русские витязи» на Су-27 и «Стрижи» на МиГ-29. Дала о себе знать и созданная в этом году пилотажная группа на учебно-боевых самолётах Як-130, названная «Крылья Тавриды». Якобы это название появилось потому, что первый официальный полёт группа совершила в Крыму, но очевиден и политический контекст. Не оказалось в программе завсегдатаев прошлых МАКСов — пилотажных групп Patrouille de France (ВВС Франции) и Frecce Tricolori (ВВС Италии). Когда-то и самолёты ВВС США прилетели в Жуковский. Но это было в другой жизни.

«Местами задор переходил в угар»: Анастасия Дагаева — о Путине с топором и повестке МАКС-2015. Изображение № 2.

Главное впечатление от МАКС-2015 — ярко выраженный военно-патриотический задор. Допустим, самолёты времён Второй мировой войны можно объяснить 70-летием Победы. Всё остальное имеет отношение к сегодняшнему дню. И его повестка такова: Путин обходил экспозиции в окружении военных чинов. В часовой лётной программе гражданскому самолёту Sukhoi Superjet 100 было выделено всего четыре минуты — остальное заняли истребители и бомбардировщики. Самый большой контракт на авиасалоне заключило Министерство обороны. Главными иностранными гостями были военные — король Иордании Абдулла II (по совместительству фельдмаршал вооружённых сил и маршал ВВС) и наследный принц Абу-Даби Аль Нахайян (по описанию «НТВ», «фактически второй по влиянию человек в ОАЭ — занимает пост заместителя главнокомандующего вооружёнными силами»). Вишенка на торте — простой, как пуля, факт: 80 % доходов Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) приходится на военную технику.

Местами задор переходил в угар. Путин шёл из павильона в павильон, радовался военным наработкам и без особого энтузиазма смотрел на гражданские самолёты. А ведь ради президента было устроено целое шоу: в прямом эфире ему показали стыковку элементов МС-21 на заводе «Иркут». И вот — встреча Путина с детьми, участниками фестиваля «От винта». Ему подарили космическую зубную пасту, командирские часы «размером с кастрюльку» и продемонстировали летающий топор. Когда видишь фотографию, на которой Путин стоит с гигантским топором полтораметровой длины, то думаешь, что это фейк. Но это не фейк, а реальность. Кажется, Путин растерялся от такого детского изобретения. «Может быть, вы придумаете ещё и летающий утюг?» — только и смог он отшутиться. Обыграть этот экспонат не смогли даже журналисты с госканалов — топор в сюжетах проходил мельком. Оно и понятно, на фоне военных самолётов и вертолётов он выглядел, мягко скажем, странно.

«Местами задор переходил в угар»: Анастасия Дагаева — о Путине с топором и повестке МАКС-2015. Изображение № 3.

Юные авиаконструкторы, на мой взгляд, очень точно угадали с образом. Ведь топор — это демонстрация агрессии, силы, готовности воевать. А что уже больше года транслируется через телевидение в головы россиян? Именно это. Кругом ведь враги. Вот и получите топор. Молодые умы пошли дальше — сделали его летающим. Из скомканного объяснения одного из дарований я поняла, что топор можно запустить в космос. И вот представьте: топор действительно запускается, выходит на орбиту и начинает наматывать круги вокруг Земли. Это ж какой мощный сигнал всему миру от России! Из разряда «Не влезай — убьёт!»

А что у нас с гражданским авиапромом? Он есть — в виде летающего регионального самолёта SSJ 100 и ещё не летающего МС-21 (среднемагистральный лайнер, находится в нише с Airbus A320 и Boeing 737). Когда-то, 13 лет назад, SSJ 100 заявлялся как проект для покорения мира. Но европейский рынок Superjet не принял, а на азиатский ещё предстоит пробиться. Сейчас в эксплуатации 50 самолётов, единственный иностранный клиент — мексиканская авиакомпания Interjet. Внутри России на SSJ подписались три крупнейших авиакомпании – «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр».

«Местами задор переходил в угар»: Анастасия Дагаева — о Путине с топором и повестке МАКС-2015. Изображение № 4.

Стагнирующая российская экономика сказывается на состоянии дел перевозчиков — у них падает пассажиропоток, а за ним — и доходы. Отпадает и надобность в самолётах. Но ставится задача — продавать по 30 самолётов в год. Поэтому государство по всей цепочке начинает вкачивать деньги, — тем более что все предприятия государственные. Оно даёт деньги ОАК, чтобы погасить долги по проекту SSJ (100 миллиардов рублей), оно даёт деньги Государственной транспортной лизинговой компании (30 миллиардов рублей), чтобы она оформила контракты на лизинг SSJ. Говорить о полноценном бизнесе не приходится.

Россия по-настоящему успешна в поставках титана и титановых штамповок: у «ВСМПО-Ависма» есть контакты с Airbus, Boeing, Bombardier. И, кажется, это чуть ли не единственная российская компания, связанная с авиапромом, которая демонстрирует уверенность в завтрашнем дне. На международном авиасалоне в Ле Бурже стенд «ВСМПО-Ависма» был жизнеутверждающим — с заготовками для всех новейших самолётов, включая B787 Dreamliner. Несколько настораживало лишь творение русских мастеров — лебедь из титана: он как бы стремился улететь, и во всём его образе сквозила лёгкая печаль.

Кстати, на МАКС лебедь тоже был. Но Путин к нему не подошёл.

   

Фотографии: Леонид Фаерберг/Transport-Photo Images