Тёплый сезон в Москве горожане традиционно посвящают прогулкам, для которых выбирают исторический центр города или территории парков. Главный редактор сайта телеканала «Дождь» Илья Клишин решил пойти дальше, причём в буквальном смысле. В минувшие выходные он вместе со своей девушкой Яной Козловой отправился в многочасовую пешую прогулку насквозь через весь мегаполис — от станции метро «Речной вокзал» до «Алма-Атинской». В разговоре с The Village Клишин рассказал о том, как выбирался маршрут, сколько длилось путешествие и что нового удалось узнать о Москве благодаря этой экспедиции.


Илья Клишин, главный
редактор сайта телеканала «Дождь»

Устроить большую пешую прогулку через всю Москву предложила моя девушка. Нужно было придумать ориентиры, и в качестве начальной и конечной точки мы решили взять первую и последнюю станции какой-нибудь линии метро. Долго думали, какую ветку выбрать: я даже написал пост в Facebook, просил совета. Сначала думали о Сокольнической или Калужско-Рижской, но они обе нам хорошо знакомы, поэтому в итоге остановились на Замоскворецкой.

Правила игры довольно простые: мы взяли первую и последнюю станции ветки, забили эти данные в Google Maps и двинулись по кратчайшему пешему маршруту, который высчитал робот. От «Речного вокзала» до «Белорусской» шли вдоль Ленинградки 12–15 километров. Иногда немного отклонялись от маршрута — например, заглядывали в прилегающие парки, ведь идти вдоль многорядного шоссе не очень интересно, там почти ничего не происходит. Кроме того, в районе «Автозаводской», на Шарикоподшипниковской улице, стоит здание, построенное по проекту Захи Хадид. Чтобы посмотреть на него и разнообразить путь, мы сделали небольшой крюк.

Есть сильный контраст: всё, что от «Речного вокзала» до «Белорусской», — это одна Москва, а потом, начиная от «Белорусской», — совсем другая, там старый город. Затем снова однообразие — например, пять километров мы шли вдоль Каширского шоссе. Вначале наш путь пролегал вдоль дороги, парков и нечастой застройки. Местами вдоль Ленинградки становилось тяжело дышать — например, в районе путепровода по направлению к «Войковской» или у развязки в районе Сокола. От «Белорусской» до «Автозаводской» — сплошная городская среда. Дальше парка «Коломенское» — шоссе и спальные районы, парки, пруды. По сути, город как таковой находится в пределах Третьего транспортного кольца.

В центре мы ничего нового не увидели, потому что везде были миллион раз. Единственный примечательный инцидент с нами случился, когда мы случайно встретили мэра Сергея Собянина на Кузнецком Мосту. Он осматривал пасхальные яйца и прочие объекты, установленные к фестивалю «Московская весна», и я даже успел сделать с ним селфи.

Район Братеево — депрессивная окраина Москвы. Замоскворецкая линия заканчивается станцией метро «Алма-Атинская», и я там побывал впервые. Наши телефоны разрядились за четыре километра до конца маршрута, но это было не критично: мы примерно знали, куда идти, а ещё спрашивали дорогу у местных жителей. Я предполагал, что отдалённые районы достаточно депрессивны, однако думал, что там есть хотя бы «Кофе Хауз» с «Шоколадницей», то есть самые очевидные сетевые кафе, где хотя бы телефон можно зарядить. Но в Братееве нам встретилось только кафе под названием «Шашлык» — у дверей стояла такая публика, что мы не решились зайти внутрь.

Согласно первоначальным данным Google, наша прогулка составила 34 километра, но на самом деле получилось больше, потому что мы несколько раз отклонились от маршрута. Из-за этого получилось где-то 35–38 километров. По времени прогулка заняла десять с половиной часов, но мы шли не всё это время: один раз остановились пообедать в районе «Маяковской» и пару раз заходили в магазины, чтобы купить воды. Кроме того, мы два или три раза садились посидеть на лавочке: последний раз на Китай-городе, а после ни разу не присели. Под конец прогулки болели ноги — даже несмотря на то, что мы надели беговые кроссовки с пружинящей подошвой. Уверен, что если бы пошли в кедах или ботинках, ногам было бы гораздо хуже.

Нашу прогулку мы планируем повторить, но теперь хотим выбрать Сокольническую или Арбатско-Покровскую линии: они протяжённые и выходят за пределы МКАД. В следующий раз пойдём не вдвоём — мне уже написали несколько человек с предложением присоединиться. Думаю, с небольшой группой будет даже веселее.


обложка: Катя Закливенец