Федеральная антимонопольная служба решила, что Кондитерская фабрика имени Крупской незаконно торгует шоколадом «Крупская Алёнка». На этикетке шоколада служба увидела советский бренд «Алёнка», принадлежащий «Объединённым кондитерам». Теперь ФАС обещает объявить вне закона и все остальные «Алёнки», которые выпускают не «Объединённые кондитеры». Фабрика имени Крупской должна прекратить производство шоколада к августу. Но петербургские кондитеры утверждают, что имеют такие же права на «Алёнку» и намерены лоббировать возвращение в законодательство нормы, по которой компании могут использовать советские бренды, под которыми выходила их продукция до приватизации 1992 года.

Шоколад «Крупская Алёнка» Кондитерской фабрики имени Крупской. Изображение № 1.Шоколад «Крупская Алёнка» Кондитерской фабрики имени Крупской

«Алёнку» придумали в 60-х годах прошлого века: кондитеры подарили её Союзу на празднование 50-летия советской власти. Десятки фабрик по всей стране, в том числе «Красный Октябрь» и фабрика имени Крупской, стали выпускать такие шоколадки. После перестройки и с началом приватизации торговую марку зарегистрировал на себя «Красный Октябрь». Теперь только они и холдинг «Объединённые кондитеры», в который входит фабрика, имеет право выпускать продукцию с девочкой в платочке, пухлыми румяными щёками и написанным от руки словом «Алёнка». Тогда фабрика имени Крупской переименовала шоколадку в «Крупскую Алёнку» и дорисовала девочке хвостик, букет полевых цветов и стрекозу. «Красный Октябрь» увидел в этом нечестную конкуренцию и пожаловался в ФАС. К ФАСу «Октябрь» пришёл не с пустыми руками, а с результатами проведённого ВЦИОМом соцопроса. Оказалось, что больше половины опрошенных увидели в шоколадках сходство. И хоть спутать «Алёнки» смогли только 5,4 % испытуемых, Федеральная антимонопольная служба сочла жалобу убедительной и запретила Крупской выпускать свою шоколадку.

Фабрика имени Крупской, напротив, заявляет, что нечестно на кондитерском рынке ведёт себя как раз «Красный Октябрь», а регистрация Роспатентом исключительного права на любую советскую марку несправедлива и неразумна. Многие фабрики продолжают выпускать известные и популярные конфеты, шоколадки и торты в той же этикетке и с теми же названиями, под которыми выпускали их десятилетиями до этого в Союзе. Делают они это вовсе не для того, чтобы украсть чью-то товарную марку, а чтобы показать, что они готовят конфеты и торты по традиционным рецептам. Фабрика имени Крупской обратится к властям с предложением вернуть закон, по которому все компании смогут выпускать продукцию под своими историческими советскими брендами на условиях безвозмездной лицензии.

 

Фабрике Крупской запретили выпускать шоколад «Алёнка». Изображение № 3.
Вадим Тёр-Исраелян

Генеральный директор «Оркла Брэндс Россия» (бывшая Кондитерская фабрика имени Крупской)

 

Выводы ФАС России, отражённые в решении, самым непосредственным образом могут определить судьбу кондитерского рынка России — кондитерским компаниям фактически вернули право на использование советских брендов. Позиция ФАС во многом, на мой взгляд, основана на том, что в законодательстве РФ уже существовала соответствующая норма, позволявшая производителю, который до октября 1992 года выпускал продукцию под известным брендом, продолжать в дальнейшем использование этого бренда (товарного знака) на условиях безвозмездной простой лицензии. Таким образом, принятое ФАС решение позволяет нам обратиться в государственные органы с целью возвращения данной нормы на законодательном уровне. Наши норвежские акционеры, Orkla ASA, целиком и полностью поддерживают такую инициативу, поскольку она соответствует политике компании и направлена на развитие локальных исторических брендов и повышение качества производимой продукции.