«Ленфильм» находится на грани банкротства. Киностудия накопила миллионные долги кредиторам, коммунальщикам и даже Комитету по культуре. Последний появился за детский фильм «Моя бабушка — ведьма», который должен был стать русским «Гарри Поттером». В понедельник стало известно имя нового директора «Ленфильма», которому с этими долгами предстоит справиться. Им стал Эдуард Пичугин, автор концепции возрождения киностудии, победившей на слушаниях в Минкульте. Её прежний глава Виктор Шайдаков останется в штате и будет заниматься текущими вопросами и координацией работы. Главой совета директоров киностудии стал никак не связанный с петербургским кино режиссёр Фёдор Бондарчук. The Village познакомился с концепцией и узнал мнения экспертов о будущем студии. 

 

Долги студии

 

Общая сумма долгов

больше

100 млн

рублей

 

Судебные иски

(в том числе
за коммунальные услуги)

25 млн

отсудили,

16 млн

рассматриваются

 

За фильм
«Моя бабушка — ведьма»

15 млн

рублей

 

Кредиторская задолженность

около

70 млн

рублей

 

До сентября этого года шло противоборство между тремя концепциями дальнейшего развития киностудии. Одну предложили в кинокорпорации «Система», другую — в совете директоров (её как раз и представлял Пичугин), третью выдвинули четверо членов общественного совета киностудии, среди которых Александр Сокуров и Андрей Сигле. Вскоре АФК «Система» отказалась участвовать в конкурсе, так как боялась репутационных издержек.

В результате публичного обсуждения, прошедшего на минувшей неделе, предпочтение было отдано концепции Пичугина — её же поддержало и большинство членов общественного совета. В то же время продюсеру Андрею Сигле удалось добиться того, что помещения киностудии на Каменноостровском проспекте не будут продаваться или сдаваться в аренду, как того первоначально хотел Пичугин.

 

Убытки за 1-е полугодие 2010-го

7 809 млн

рублей

 

Убытки за 1-е полугодие 2011-го

23 745 млн

рублей

 

Убытки за 1-е полугодие 2012-го

22 979 млн

рублей

 

прогноз убытков за 1-е полугодие 2013-го

34 234 млн

рублей (банкротство)

 

 

Концепция Пичугина

Киноляп: Сценарий развития студии «Ленфильм». Изображение № 1.

Эдуард Пичугин
 

Родился в 1972 году на Украине. До 1999 года занимался проектами в области строительства. В 1999 году начал развивать кинобизнес в Санкт-Петербурге. Под его руководством в 2002 году был построен первый кинотеатр сети «Кронверк-синема» («Нео» на Большом проспекте Васильевского острова), а в 2003-м — первый мультиплекс «Заневский каскад». С 2008 года вместе с продюсером Сергеем Сельяновым и режиссёром Фёдором Бондарчуком занимается проектом «КиноСити»: предполагает строительство сети мультимедийных образовательных киноцентров в городах с населением менее 400 тыс. человек. С октября 2011 года по октябрь 2012 года — председатель совета директоров «Ленфильма».

 

Основная идея концепции — в том, что студия сама сможет расплатиться с долгами при умелом руководстве. Обременять федеральный бюджет «Ленфильм» не будет, а вместо этого возьмёт кредит в государственном банке по рыночной ставке до 12 %. Во главе поставят группу эффективных менеджеров, которые будут привлекать заказы и предоставлять оборудование и площадки. Так что снимать на студии собираются не менее 15 кинофильмов и 4 сериалов в год, все в разных жанрах. 

Основную ставку делают на обновление оборудования и павильонов. Так, в интервью «Российской газете» член совета директоров студии, автор концепции Эдуард Пичугин сокрушается, что самый масштабный российский проект «Сталинград» Фёдора Бондарчука (затраты на который превышали годовой бюджет студии) сняли не на «Ленфильме». Почти год режиссёр строил декорации и реплики основных мест Сталинграда на территории военно-морской базы под Петербургом, хотя мог бы воспользоваться павильонами Сосновой Поляны, принадлежащей «Ленфильму». В построенных декорациях ещё много лет можно было бы снимать фильмы про войну. 

 

1,5 млрд рублей

требуется для
«спасения „Ленфильма“»

 

2020 год

время планового
«выхода в ноль»

 

120 млн рублей в год

будет получать «Ленфильм» отчислений за авторские права на фильмы «Золотой коллекции» киностудии после передачи её в следующем году
из «Госфильмофонда»

 

Кроме того, в будущем на киностудии появится бизнес-инкубатор для молодых профессионалов индустрии, арт-лаборатория, открытый музей и кинозал. Ориентиром для совета директоров было возрождение «Мосфильма», который расплатился со всеми коммунальными и прочими долгами с приходом нового руководителя — Карена Шахназарова. У московской студии сейчас есть всё то, о чём только мечтает петербургская: свой фильмофонд с онлайн-прокатом, продюсерский центр и даже город-декорация.

Сотрудники «Ленфильма», с которыми удалось связаться The Village, ситуацию предпочитают не комментировать, дожидаясь развития событий.

 

Киноляп: Сценарий развития студии «Ленфильм». Изображение № 2.

Наум Клейман

Киновед, бывший директор Музея кино

 

Я не знаю программы Бондарчука, но могу понять коллег из Петербурга, которые хотят сохранить традиции «Ленфильма», ту школу, из которой вышло много хороших актёров и режиссёров. Понимаете, очень важно, чтобы ленфильмовская традиция сохранялась, оставалась второй ногой, на которой стоит наш кинематограф, уравновешивая мосфильмовскую. Нельзя всё сводить к одному стилю. Студия хранит европейские традиции. Если «Мосфильм» больше берёт от Голливуда, то европейское направление тесно связано с «Ленфильмом». А мы — часть европейской традиции.

 

Киноляп: Сценарий развития студии «Ленфильм». Изображение № 3.
Лев Лурье

Публицист, директор 610-й классической гимназии

 

В советское время статус кинематографа был необычайно высок. Ленфильм был очень важным местом, там было очень много ярких людей. А сейчас наш кинематограф существует отдельно от него: тот же «Троицкий мост» Сельянова или Алексей Балабанов. Можно было бы превратить территорию «Ленфильма» в общественное пространство, в такой дом культуры. Но тенденция в современном градостроительстве заключается в том, что такие территории застраиваются отвратительными архитектурными сооружениями для богатых людей. Мне бы этого не хотелось.

Киноляп: Сценарий развития студии «Ленфильм». Изображение № 4.
даниил горошко

Директор кинопрокатной компании A-one Films

 

Я не знаю, насколько Фёдор Бондарчук хорош как хозяйственник. Но на «Ленфильме» нужно что-то менять. Там всё устарело, практически никаких фильмов не производится. Там сейчас упадок.

С другой стороны, Бондарчук — всё-таки медийная личность. И, возможно, сейчас он в совете директоров именно для того, чтобы он своим авторитетом способствовал привлечению инвестиций на «Ленфильм». Тем более он же занятой человек и вряд ли будет заниматься покраской стен.

Что же касается будущей продукции киностудии, то не хотелось бы, чтобы получилось то же, что и с Russia World Studios. На RWS в какой-то момент сбежали люди с «Ленфильма», а теперь на ней стали производить исключительно сериалы. Хорошо, если на «Ленфильме» сейчас будет ещё человек, который не только про деньги, но и про творчество: Герман, Сокуров. Сергей Сельянов, насколько я знаю, тоже входит в совет директоров «Ленфильма», и это хорошо. Сельянов — опытный и влиятельный продюсер, чувствует рынок, и, я думаю, он прекрасно представляет, что именно нужно «Ленфильму».

 

 

Текст: Николай Овчинников, Людмила Дзержинская