За последние три месяца в Петербурге по разным причинам отменили три культурных мероприятия: выставку Марата Гельмана Icons, спектакль «Лолита» по Набокову и продолжение проекта «Гражданин поэт» — «Граждане бесы». Обеспокоенная общественность в лице неких мифических казаков, православных, учителей младших классов пишет полуанонимные письма и пытается угрожать своим реальным появлением, если мероприятия состоятся. Так, например, было с выставкой британцев братьев Чепменов «Конец веселья» в новом пространстве Эрмитажа, поднимающей тему фашизма. Угроза казаков не сработала, выставку не закрыли, но на общем контркультурном фоне выглядела реальной.

Тем временем администрация Петербурга в лице Георгия Полтавченко отрицает все разговоры о культурно-политической цензуре. Например, на запрос депутата ЗакСа Максима Резника о причинах отмены некоторых культурных мероприятий губернатор ответил, что упомянутые площадки и организаторы не в ведомстве Смольного, а значит и вмешиваться в процесс их работы он не может. The Village пообщался с организаторами отменённых событий, постарался разобраться в причинах и определениях.

 

Icons

Выставка Марата Гельмана Icons — нашумевшая подборка работ, которые должны отсылать к классическим иконам. Идея не новая — художники пишут в разных техниках, вспоминают библейские образы, при этом герои — простые современные граждане. Скульптуры, картины и фотографии проводят черту между иконографией и современным искусством. В работах прослеживались знакомые образы и формы.

Никак нет: Почему в Петербурге отменяют культурные события?. Изображение № 1.

Выставка должна была приехать в Петербург после Москвы, Перми и Краснодара, где подверглась жёсткой критике со стороны Екатеринодарской и Кубанской епархий РПЦ. Священнослужители были искренне возмущены заигрыванием с темой иконописи в целом, назвав событие духовно пагубным. В Петербурге противники Icons собрали более 3 000 подписей под обращением к губернатору Георгию Полтавченко «с убедительной просьбой принять все меры, чтобы не допустить открытия в городе выставки, оскорбляющей традиционные для русского народа моральные и нравственные ценности и чувства верующих».

Открыться экспозиция должна была 15 ноября, но за месяц до предполагаемой даты Гельман написал в своём ЖЖ, что получил письмо от Rizzordi Art Foundation, организатора петербургской экспозиции, с просьбой «перенести сроки выставочного проекта на конец 2013 года» ввиду сложившейся в городе «крайне неблагоприятной атмосферы». Стоит отметить, что предложение провести выставку на площадке Rizzordi исходило от самого фонда.

 

Никак нет: Почему в Петербурге отменяют культурные события?. Изображение № 2.

Анна Шумилова

Президент культурного фонда Rizzordi Art Foundation

 

Выставка не состоялась по причине технической неподготовленности. Мы не успевали сделать всё необходимое в срок, не были согласованны художники, мы не были в полной мере готовы к мероприятию. Если бы мы успевали, были бы разосланы пресс-релизы. А этого не было. Для организации выставки подобного уровня требуется огромное количество усилий, и всё зависит от множества факторов. Марат Александрович представляет, сколько усилий для этого требуется. Выставка была перенесена на год, и это очень малый срок. Повторюсь: такую выставку нельзя организовать быстро. К тому же у нас выставочный план расписан до 2014 года, и конец года был единственным возможным вариантом. Даже если бы Гельман настоял на проведении её сейчас, это было бы невозможно. По поводу письма — это было формальностью, мы в телефонном разговоре обговорили всё с Маратом Александровичем. Это абсолютно технический момент. Письмо же стало формальным жестом.

 

Публичный ответ Марата Гельмана в своём ЖЖ

«Конечно, удивительно, что эту выставку открыли в Краснодаре — в регионе, считающемся просто столицей традиционалистов, несмотря на беснующихся, она проработала месяц — и отложили в Питере, городе, который гордится своей культурной столичностью. Я не знаю, являетесь ли Вы патриотом города, но имейте в виду, что ваше решение влияет как раз на атмосферу, на которую Вы ссылаетесь.
[…]
Поэтому я, хоть и понимаю Вас и Вашу ситуацию, очень разочарован Вашим решением. Не зная всех обстоятельств, просто фиксирую, Вы приняли это решение в ущерб художественной среде города, которой что теперь — всегда оглядываться на невежественного губернатора? Выставка Icons в вашем пространстве не переносится, а отменяется».

 

«Граждане бесы»

Сатирический спектакль «Граждане бесы» — продолжение политическо-публицистического проекта Дмитрия Быкова, Михаила Ефремова и Андрея Васильева «Гражданин поэт». В новом проекте принимают участие также Ксения Собчак, Василий Обломов и Леонид Парфёнов. Премьера спектакля в Петербурге должна была состояться 3 ноября, но за пару недель до назначенной даты организаторы выступления, компания «Театральный альянс», сославшись на неподготовленность спектакля и последствия внутренней ситуации, «которая ни к политике, ни к чему иному не имеет абсолютно никакого отношения», его отменила.

Никак нет: Почему в Петербурге отменяют культурные события?. Изображение № 3.

Ксения Собчак, один из участников
спектакля «Граждане бесы» в Twitter:

«Маразм полный! Из Питера сообщают, что наш концерт „Граждане бесы“ отменили по звонку из Смольного, испугавшись богохульства. Я пока не верю...»

 

«Прям булгаковщина какая-то. Называть „Гражданин поэт“ можно, а „Граждане бесы“ — грешновато???»

 

«Я даже боюсь теперь представить, что было бы, если б концерт назывался „Граждане Pussy“... Быкова хотя бы просто сожгли бы…»

Остальные участники постановки не столь критичны в оценках случившегося. Например, Дмитрию Быкову и Михаилу Ефремову уже приходилось сталкиваться с отменой концертов в других городах России по политическим причинам. Но в Петербурге чтения «Гражданина поэта» всегда проходили без проблем, поэтому Быков и сейчас не связывает отказ с политикой.

 

Никак нет: Почему в Петербурге отменяют культурные события?. Изображение № 4.

Анна Костюковская

Заместитель директора компании
«Театральный альянс»

 

Как это было с проектом «Гражданин поэт»? У них было общее понимание проекта, общая концепция. Хотелось бы, чтобы и эта постановка была отточена и не было бы совсем сырой премьеры. Такой проект должен сначала обрасти своей легендой, своим каким-то мясом, а потом уже выйти на подмостки. Не потому, что у него недостаточно художественного уровня. Просто такова специфика этого проекта, на мой взгляд.

 

 

«Лолита»

В последний раз заслуженный артист России Леонид Мозговой читал свой знаменитый моноспектакль «Лолита» 19 лет назад в квартире Набокова, в присутствии сына писателя. Успех постановки не удалось повторить 21 октября на сцене музея современного искусства «Эрарта». Незадолго до назначенной даты площадка получила письмо от некой инициативной группы казаков, педагогов и студентов, которые увидели в спектакле пропаганду педофилии, — письмо с настойчивыми рекомендациями не допустить проведения представления. Противники поставили под сомнение ценность самого классического произведения, адекватность автора, актёра и организаторов. «Реклама, приглашение людей вступить в грех», — говорится в письме.

Никак нет: Почему в Петербурге отменяют культурные события?. Изображение № 5.

Сразу несколько крупных казачьих организаций заявили, что не имеют отношения к письму и не представляют, кто мог за этим стоять. Также не удалось установить и реальные личности подписавшихся. Несмотря на это, Леонид Мозговой сам отменил спектакль за день до премьеры, объяснив своё решение нежеланием связываться с неизвестными «не знающими культуру» людьми.

 

Никак нет: Почему в Петербурге отменяют культурные события?. Изображение № 6.

Анастасия Блохина

Руководитель отдела маркетинга музея-галереи «Эрарта»

 

Решение отменить спектакль принял артист Леонид Мозговой. Мы как площадка, невзирая на полученное письмо, были готовы провести спектакль и обеспечить безопасность наших зрителей и артиста во время его проведения. Леонид Павлович вместе с организатором решил отменить спектакль, и они поставили нас об этом в известность. Раньше в «Эрарте» такого не было никогда, первый наш такой опыт.

 

Петербургские СМИ и общественность в интернете активно обсуждают вопрос письма до сих пор. Комментарии к новостям об отмене «Лолиты» пестрят предположениями, что противники проекта попросту назвались казаками, преподавателями и студентами, чтобы показать всесторонность протеста. Депутат ЗакСа Виталий Милонов тоже выступил, предположив, что казаки не имеют отношения к этому письму, а в отмене спектакля видит пиар и желание привлечь внимание к малоизвестной постановке. Милонова поддержал протодиакон Андрей Кураев. 

 

Контекст

Ситуация с тремя осенними отменами культурных мероприятий, так или иначе связанных с провокационными темами, не новая для Петербурга. Если проанализировать культурные скандалы последнего полугодия, выходит и правда неоднозначная картина.

Никак нет: Почему в Петербурге отменяют культурные события?. Изображение № 7.

 

Спектакль «БерлусПутин», поставленный по пьесе «Двуглавая аномалия», авторства нобелевского лауреата Дарио Фо, этой весной получил отказы сразу на нескольких площадках Петербурга. Позже эту историю гибрида Путина и Берлускони с успехом принимали в Москве, где сцена всё-таки нашлась.

 

Никак нет: Почему в Петербурге отменяют культурные события?. Изображение № 8.

 

В сентябре из программы международного фестиваля «Послание к человеку», который активно продвигает Комитет по культуре, изъяли сербскую ленту «Клип». Фильм о взрослении подростков стал лауреатом Роттердамского кинофестиваля, в России его представили на ММКФ. Однако прокатного удостоверения «Клипу» так и не выдали по причине того, что в ленте присутствуют брань, эпизоды употребления наркотиков и алкоголя, а также «материалы порнографического характера». В Петербурге фильм показывать не будут.

 

Никак нет: Почему в Петербурге отменяют культурные события?. Изображение № 9.

 

Один из самых спорных случаев — руководство крупной галереи Art re.Flex не выставило полотно с плачущим Владимиром Путинным в ходе экспозиции датского художника Ларса Краммера Сrying Icons. В галерее пояснили, что никто не изымал работу с выставки, 
а изначально не планировали выставлять.

 

Никак нет: Почему в Петербурге отменяют культурные события?. Изображение № 10.

Диана Брат

Исполнительный директор галереи
Art re.Flex

 

Во-первых, мы хотели сконцентрировать внимание на художнике и его творчестве. Мы понимали, что общество на тот момент было зафиксировано на личности нынешнего президента, и не хотели, чтобы его портрет перетянул на себя внимание в восприятии выставки. Во-вторых, мы изначально, ища партнёров мероприятия, обозначали проект в рамках культурных связей. Мы хотели представить современное датское искусство. Это была первоочередная цель. В-третьих, у нас не было желания пиариться на горячей теме. Это непорядочно.

Так что самоцензуры, в смысле «мы не будем это выставлять, потому что страшно и проблемы могут быть», не было в принципе. Содержание портрета ничем не могло кого-то оскорбить или вызвать вопросы со стороны властей, на мой взгляд. Но к моменту открытия, 10 мая (сразу обозначу, что дату открытия мы назначали в соответствии с выставочным планом, а не с выборами), ситуация была подогрета настолько, что даже отсутствие картины вызвало много шума. В чём большую роль, думаю, сыграли СМИ, ища ещё какую-нибудь горячую тему. Моё личное отношение: ситуация не стоит того пристального внимания, которое ей уделили.

 

Мнения

Диана Брат

Исполнительный директор галереи 
Art re.Flex

«Могу сказать только, что ситуация с отменой спектакля „Лолита“ Леонида Мозгового и попытки отменить выставку братьев Чепменов в Эрмитаже меня очень удивляет. Я искренне задаюсь вопросами: что представляют из себя люди, которые пишут эти обращения? С чего они вдруг начали вести такую активную деятельность? Какова их истинная мотивация? Чего они так рьяно взялись за культурные дела? Ну и, в конце концов, почему Набоков их ранит, а вот то, что показывают по телевизору, — нет? Вот уж где опасность для детской и взрослой психики, и я говорю не о канале „2х2“.

К тому же, как я поняла из фрагмента обращения в Эрмитаж, на выставке обращавшиеся не были, просто посмотрели картинки в интернете. Такая активность меня настораживает, хотя я допускаю возможность того, что все события немного преувеличены. Тем не менее, цензура и самоцензура в обществе есть всегда и везде, вопрос в границах. Я чувствую, что рамки у нас в стране есть, но на себе мы их не испытывали. Над властью же будут иронизировать всегда, как бы страшно ни было. Плюс важный вопрос — на что каждый отдельный человек или организация готовы ради свободы высказывания. Вы-то сами на что готовы? И какую бы точку зрения в данном вопросе субъект ни принял, считаю нужным к ней отнестись толерантно».

Елена Сонина

Доцент кафедры истории журналистики
факультета журналистики СПбГУ, специалист по истории цензуры в России

«В большинстве запретов схема была одна: неординарное действо (постановка, концерт, выставка), письмо таинственных авторов, которых потом не разыщешь, авторский отказ от реализации замыслов или отмена события без объяснения причин. Правда, кое-где мелькает ещё упоминание некоего телефонного звонка.

Проблема видится в том, что в Петербурге аккумулируются настроения Средневековья. Нас — зрителей, читателей, слушателей — трактуют как аморфную массу, не способную оградить себя от тлетворного влияния неважно кого, будь то Набоков или Гейнор, автор гимна секс-меньшинств. Почему-то именно наш город становится той площадкой, где отрабатываются механизмы общественной реакции в нужном для властей аспекте. Но есть и реакции в обратном духе. Каждое 31-е число площадка перед Гостиным забита автозаками, там же собираются такие же учителя начальных классов и, возможно, даже казаки, — им нельзя высказать свою позицию?

Мы не включаем самоцензуру, она живёт в нас. Мы не повторяем в присутственных местах то, о чём говорим с друзьями. Нас явно хотят вернуть в славные времена, когда всем цехом, всей бригадой, всем студенческим потоком мы яростно аплодировали обвинительным приговорам распоясавшейся шайке бухариных, троцких, каменевых. Нас хотят заставить думать так, как удобно наверху. И это страшнее любого цензурного „не пущать“».

Олеся Туркина

Куратор, специалист отдела новейших течений Русского музея

«Я считаю, что искусство не должно быть подчинено никакой цензуре. Слышала все эти истории, но не в курсе звонков. Выставка Марата Гельмана не состоялась, очень жаль. Как говорил Дмитрий Пригов, чьи „Дни“ только что прошли в Государственном Эрмитаже, для него есть только два табу: он никогда не будет применять насилия по отношению к другому человеку и не пойдёт устраивать свой перформанс в церкви. В остальном искусство не должно быть ограничено, оно — единственная свободная область, оно так существовало и должно существовать. Всегда жаль, когда выставки отменяют, и вдвойне жаль, если по причине цензуры».

Максим Саватеев

Глава отдела правовой защиты объектов информационных правоотношений
от угроз в информационной сфере (интернет) общественной организации «Казачья милиция»
и главный редактор газеты «Казачья правда»

«По поводу спектакля „Лолита“ — письмо подписывалось рядом граждан, которые не являются казаками. Чтобы в казачестве какое-то мнение публично заявить, нужно решение круга. Поэтому, конечно, казаки не пытались влиять на вот этот спектакль, тем более с помощью силы, как это подаётся в СМИ. Я это письмо читал, там ни угроз, ничего такого нету. 

Я как родовой казак, как православный человек, имеющий высшее образование, отец троих детей, читавший это произведение, к „Лолите“ Набокова отношусь негативно. Есть очень интересный термин „оружие массового обольщения“, которое Запад применяет к нам.

Вот я как бывший офицер правоохранительных органов рассматриваю этот вопрос в сфере уголовного права. Девочка 12 лет и мужчина там за 50. Да? И только в этой сфере любой нормальный здравомыслящий мужчина, у которого есть дети, будет рассматривать этот вопрос. Покаянием там и не пахнет. Там идёт пропаганда определённой слабости.

 

 

 

Если мы будем говорить
о разрушениях в рамках всей страны, то город Санкт-Петербург — это точка, из которОй можно сделать определённые выводы.

 

 

 

Многие в городе власть держащие, у которых уже есть внуки, видят, что наша женская половина, наши жёны, наши девочки, подрастающее поколение, они выходят за рамки адекватности. Они не хотят создавать семьи, они не хотят воспитывать детей. Если мы будем говорить о разрушениях в рамках всей страны, то город Санкт-Петербург — это точка, из которой можно сделать определённые выводы. Запад, который на протяжении последних 50 лет разрушает Россию с помощью идеологической борьбы, достиг очень больших успехов.

Мы не участвуем в глобальных тяжёлых боевых действиях, крупномасштабных, мы потихонечку вырождаемся, благодаря в том числе и Набокову. Несмотря на то, что это тонко замаскированная программа по разрушению психики русского человека».

Георгий Полтавченко

Губернатор Петербурга в ответ на депутатский запрос
Максима Резника о цензуре в Петербурге

«В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55), каждому гарантируется свобода мысли и слова (статья 29), свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества (статья 44), цензура запрещена (статья 29).

Также в соответствии со статьёй 31 „Основ законодательства Российской Федерации о культуре“ творческая деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры осуществляется на основе профессиональной самостоятельности. Исходя из этого исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга не вправе вмешиваться в творческий процесс с целью ограничения творческой свободы субъектов культурной деятельности. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлён только судом и лишь в случае нарушения законодательства. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга руководствуются в своей деятельности указанными положениями.

Организации, указанные в Вашем запросе, не находятся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и являются самостоятельными субъектами культурной деятельности. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга ни в какой форме не давали указаний об изменении тематики, формата, творческого содержания или отмене перечисленных Вами мероприятий».