Частичное закрытие воздушного пространства над Украиной скажется не только на пассажирах, но и на бизнесе авиакомпаний, украинских аэропортов и экономике страны.

 

Какие сложности возникнут у пассажиров

Во-первых, из-за облёта территорий конфликта увеличится средняя продолжительность многих рейсов. По словам опрошенных The Village представителей авиакомпаний, в среднем самолёты начнут летать на 30−40 минут дольше.

Во-вторых, с неудобствами придётся столкнуться транзитным пассажирам. Время стыковок увеличится. «Аэрофлот», Air France, некоторые американские авиакомпании отменили несколько своих рейсов, которые должны были вылететь из аэропорта Борисполь (всего таких рейсов восемь, при том что из аэропорта вылетает около 120 самолётов в сутки).

 

Какие сложности возникнут
у украинских аэропортов и диспетчерской службы?

Авиакомпании, пролетающие через воздушное пространство Украины, платят сервисный сбор за работу диспетчеров. Деньги получает госкомпания «Украэрорух», управляющая диспетчерскими службами страны. Размер сбора индивидуален и рассчитывается по формуле. К примеру, Малазийские авиалинии заплатили за полёт «Боинга-777» около 30 евро.

Сервисный сбор за приём воздушного судна и обслуживание пассажиров получает аэропорт. Размер этих сборов также индивидуален и составляет, как правило, несколько тысяч долларов.

Международный аэропорт Донецка закрылся до 31 октября по техническим причинам ещё в июне, тогда же закрылся Международный аэропорт Луганска сроком до 10 сентября. Аэропорт Харькова сейчас работает, но многие рейсы были отменены. Представители харьковского аэропорта отмечают, что многие перевозчики отменяют свои рейсы из Харькова в целях безопасности. Несколько рейсов в Стамбул, Вену и Москву были отменены. «Аэрофлот» и «Трансаэро» в харьковский аэропорт больше не летают.

 

Какие сложности возникнут у авиакомпаний?

Воздушные коридоры вокруг территории Восточной Украины перегружены, и авиакомпаниям приходится ставить рейсы в очередь. Увеличивается расход топлива — впрочем, в большинстве случаев не настолько значительно, чтобы влиять на цену билетов.

 

 

Олег Смирнов

президент Фонда содействия развитию гражданской авиации

Экономика украинской гражданской авиации как отрасли переживает те же сложности, что и экономика всей страны. Авиакомпании платят миллионы долларов в год за пользование воздушным пространством Украины, кроме того, они платят сервисные сборы аэропортам за приём и отправку пассажиров. За счёт этого, собственно, аэропорты и живут. Если самолёты перестанут принимать и отправлять, аэропорт просто обанкротится. Также много денег тратится на поддержку системы управления воздушным движением, высококвалифицированные диспетчеры также получают зарплаты из отчислений авиакомпаний.

 

Янис Дзенис

представитель компании Aviasales

Я могу говорить только про «Аэрофлот», так как смотрел сегодня, какие их рейсы проходят на территории Украины. Они пролетают страну на рейсах из Москвы в Афины, Каир, Будапешт. Центрально-европейские маршруты не относятся к участку, навигация в котором стала невозможной.

Если мы говорим о том, какой ущерб катастрофа может нанести бизнесу компаний, тут возникают два типа платежей. Так называемый пролётный, или транзитный, платёж — то, за что платит иностранная авиакомпания, пролетая над территорией Украины. В России эти деньги доставались «Аэрофлоту», на Украине я не знаю подробностей, как это работает, но у них тоже есть такая система. Второй платёж уходит диспетчерам.

Сейчас компании начали облетать территорию Украины через Венгрию. В Европе действует Договор по открытому небу, там не нужно платить за пролёты.

Если разложить стоимость рейса компании, получается, что примерно 30 % уходит на топливо, ещё 30 % — на лизинговые платежи, 15 % — наземное обслуживание, остальное — на персонал и налоги.

Следом за самолётом из Амстердама летел рейс из Парижа, и после катастрофы он облетал Украину через Венгрию. Его маршрут удлинился на полчаса, за счёт чего самолёт потратил чуть больше топлива. Я не думаю, что это существенно скажется на выручке компании.

Увеличение времени в пути повлияет на трансферных пассажиров. Есть жёсткие стыковки, которые длятся час или меньше, здесь могут возникнуть сложности, но компании будут их корректировать.

На стоимость билетов эта ситуация не должна повлиять. Если компании и понесут дополнительную нагрузку, они всё равно вряд ли будут брать больше денег с пассажиров, понимая общее настроение. Для людей скорее будет ощутимо колебание валютного курса и финансовый рынок, на котором сказалась эта история.

 

Марин Рикен

представитель пресс-службы Lufthansa

Финансовые последствия не очень существенные. Для дальнего рейса, который длится 11 или 12 часов, издержки увеличатся незначительно. В любом случае безопасность наших пассажиров и полётов является главным приоритетом, и мы никогда не изменим этому принципу из-за финансовых соображений.

 

Ирина Колесникова

руководитель пресс-службы S7 Group

Мы приняли решение не осуществлять полёты над территорией конфликта уже давно, а теперь, как вы знаете, Евроконтроль велел и всем остальным авиакомпаниям поступать таким же образом.

Рейсы в Киев и Одессу летают, но траектория полёта не пролегает над зоной, где идут военные действия. Траектория полётов в Киев изменилась: часть её всё равно проходит через Украину, но не через восточную часть. Мы огибаем Днепропетровскую, Донецкую и Луганскую области.

Насколько изменится время в пути, надо смотреть по каждому направлению. Например, сегодня рейс из Новосибирска в Бургас, летавший раньше через территорию Украины, полетел через Турцию. На стоимости билетов это никак не скажется.

 

Сергей Быхал

директор центра
по связям с общественностью «Трансаэро»

Как показывает опыт «Трансаэро», среднее увеличение продолжительности рейсов за счёт облёта территории Украины составляет 20−30 минут. Важно, чтобы пассажиры понимали, что это происходит по объективным причинам. Компания, естественно, несёт потери от увеличения расхода топлива, однако мы никогда не экономили на безопасности.

Персонал компании проводит все необходимые мероприятия для минимизации потерь от увеличения протяжённости маршрутов. Цены на билеты для пассажиров на рейсы, идущие в обход Украины, авиакомпания повышать не будет.

 

Елена Галанова

начальник пресс-службы «ЮТэйр»

Мы начали облетать Восточную Украину ещё в начале июня, одними из первых. Мы летаем через Украину, но только в разрешённых и безопасных для полётов зонах, как и другие российские и западные авиакомпании. Сейчас авиакомпания продолжает выполнять полёты в украинские города Киев и Львов из Москвы и Сургута.

Нашими пассажирами в основном являются граждане России, и мы не можем отнять у них возможность вернуться домой. Безусловно, при удлинении маршрутов расходы авиакомпании на выполнение рейсов увеличиваются как минимум из-за увеличения расхода топлива, рабочего времени экипажей и так далее. Но на цене билетов это никак пока не отразилось, никаких доплат с пассажиров, купивших билеты, мы не требуем.

 

Фотография обложки: Artur Buibarov / Shutterstock.com