2 августа, 1 сентября и 1 октября вступили в силу несколько ключевых поправок к закону об ОСАГО (обязательном страховании гражданской ответственности). Хотя изменения в законодательстве готовились почти два года, суть их осталась многим не ясна. The Village предлагает всем автолюбителям узнать всё что нужно о том, как изменились условия страхования.

 

Компенсацию можно
получить быстрее

Срок выплат потерпевшему сокращается с 30 до 20 календарных дней. Уведомление об отказе в компенсации тоже придёт на 10 дней раньше.

 

Ремонт вместо денег

Раньше в случае ДТП, где было повреждено имущество, водитель мог получить по ОСАГО только денежное возмещение. Теперь потерпевший может получить в качестве страховой выплаты направление на ремонт автомобиля, но только в случае, если у страховщика заключён договор со станцией техобслуживания. Если такой договор не заключён, то компенсация будет, как и раньше, только денежной.

 

Выросла максимальная
сумма компенсации

С 1 октября лимит выплат по ОСАГО за нанесение вреда транспортному средству вырос до 400 тысяч рублей. Раньше максимальная сумма компенсации составляла 160 тысяч рублей.

Ещё одна хорошая новость: отменяется общий лимит выплат при нескольких потерпевших в аварии и пропорциональные выплаты согласно полученному ущербу. Теперь каждый потерпевший в дорожном происшествии может получить по 400 тысяч рублей, даже если в аварию попало одновременно десять или двадцать автомобилей.

 

Страховать старые автомобили
стало выгодно

Средний возраст российского автопарка довольно большой, он составляет около 11 лет. Это послужило поводом к следующему значительному изменению — снижению предельно возможного уровня износа деталей (этот фактор учитывается при определении размера страховой выплаты для ремонта автомобиля) с 80 до 50 %. Если раньше страховать старые автомобили могло быть невыгодно, теперь желающих получить страховку прибавится. Сниженный порог означает, что старый автопарк и изношенные запчасти будут обновляться за счёт ОСАГО, а это может сказаться на прибыли страховщиков. Компенсировать убытки страховые компании могут повышая цену полиса.

 

ОСАГО начнёт покрывать
утрату товарной стоимости

Замена деталей, мелкие повреждения в результате аварий, царапины и расколотый бампер приводят к потере товарной стоимости — цена автомобиля при перепродаже падает из-за каждого, даже минимального, изъяна. 

Раньше при подсчёте страховых выплат показатель утраты товарной стоимости (УТС) не учитывался, поскольку его определение довольно субъективно. В частных случаях автомобилисты добивались компенсации УТС по ОСАГО, но только в судебном порядке.

Теперь УТС официально вводится в систему страховых выплат по ОСАГО. Этот пункт может привести к значительному росту убытков среди страховщиков, поскольку УТС не входит в расчёт стоимости восстановительного ремонта и у него нет единой методики подсчёта. Это также может повлиять на повышение тарифов ОСАГО.

 

Увеличатся выплаты по ДТП,
оформленным по европротоколу

В случае ДТП у водителей столкнувшихся машин есть три варианта: если повреждения небольшие, они разбираются между собой на месте; если повреждение более серьёзное — дожидаются сотрудников ГИБДД, которые оформляют протокол; третий вариант — участники ДТП оформляют европротокол сами без сотрудников автоинспекции, страховщиков и других помощников. Действовать по третьему сценарию можно с 2009 года, но раньше немногие автомобилисты выбирали именно его: максимальная выплата страховой по европротоколу ограничивалась 25 тысячами рублей. Теперь лимит повышается до 50 тысяч рублей, а если вы являетесь жителем Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области, по европротоколу можно будет требовать максимальную страховую сумму – 400 тысяч рублей. Но только при условии, что в страховую компанию позднее будет предоставлена фото- или видеосъёмка, а также данные системы ГЛОНАСС или других навигационных систем.

 

Чтобы оформить ДТП
по европротоколу, нужно:

1) Определить количество участников ДТП (не более двух транспортных средств, ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО);

2) Убедиться в том, что в аварии нет пострадавших;

3) Удостовериться, что сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей (или 50 тысяч рублей, если оба участника аварии заключили договоры страхования после 2 августа 2014 года);

4) Самостоятельно определить виновника происшествия и прийти к согласию по этому пункту;

5) Заполнить протокол.

 

Изменится система выплат
при прямом возмещении убытков

Теперь, если в ДТП участвовало только два автомобиля, оба водителя имеют полис ОСАГО, а вред был причинён только имуществу, за выплатой можно обращаться только в свою страховую компанию.

   

Что изменилось в законе об ОСАГО. Изображение № 1.

Денис Макаров

руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование»

Для автомобилистов поправки в ОСАГО являются, на мой взгляд, исключительно положительными. Возрастут и лимиты выплат, то есть в случае серьёзных ущербов владельцы смогут компенсировать их если не в полном, то в существенном объёме, уменьшатся сроки выплат до 20 дней, изношенные запчасти будут обновляться за счёт ОСАГО, клиенты будут обращаться в страховую компанию, с которой они заключали договор, что отразится на качестве их обслуживания

Для страхового сообщества крайне позитивными являются законодательно закреплённое обязательное досудебное  обращение к страховщику при предъявлении претензии в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнением договора ОСАГО и нераспространение закона о защите прав потребителей на ОСАГО. Эти поправки в совокупности с наведением порядка в судебной практике должны избавить страховую отрасль и автолюбителей от проблемы автоюристов.

Высокую убыточность данного вида страхования и динамику выплат с начала текущего года, как и в прошлом году, определяла деятельность так называемых автоюристов (юридические компании перекупают права требования у пострадавших и подают в суды на страховщиков не только по текущим убыткам, но и по делам прошлых лет). Объём доплат по результату судебных решений, то есть штрафов в пользу юридических контор, в 2014 году составлял примерно 40 % от общего объёма выплат по ОСАГО.

Для решения проблемы автоюристов, помимо повышения тарифов, должны заработать новые положения закона об ОСАГО: 

1. Единые правила проведения независимой технической экспертизы, включающей порядок расчёта, ценовые справочники и прочее со стороны РСА, а также утверждение данных правил Банком России и принятие всеми инстанциями, включая Верховный Суд РФ. Использование единого подхода к расчёту стоимости восстановительного ремонта снизит  в разы количество споров по размеру его стоимости, так как будет снята проблема разногласий между страховщиком и клиентом.

2) Обязательное обращение в страховую компанию в досудебном порядке обеспечит прямой контакт недовольного автовладельца со страховой компанией. Это в свою очередь обеспечит получение нужной суммы непосредственно автовладельцу, и ему не нужно будет платить большие суммы в качестве налога с суммы, взысканной в качестве штрафа за нарушение права потребителя.

3) Почти во всех случаях клиент при наступлении убытка будет обращаться в свою страховую компанию (безальтернативное ПВУ).

   

ЕВГЕНИЙ
автомобилист

Для автовладельцев основное в этих поправках — это увеличение до 400 тысяч рублей лимита компенсации суммы ущерба. Исходя из реалий, хочется, чтобы с этим повысилось качество и адекватность этих выплат.

Здорово, что появилась возможность получения страхового возмещения в виде направления на ремонт и сократился срок принятия решения о выплате с 30 до 20 дней. Однако, несмотря на явные положительные стороны, автогражданка скоро может накрыться медным тазом. Лимит выплат вырос, но платить скорее всего нормально не начнут, люди пойдут в суды, а это дело регулируется также законом о защите прав потребителя, который даёт право страхователю получить со страховщика штраф в размере 50 % положенной выплаты. Основный аргумент страхователя — калькуляция независимой экспертизы, поэтому мелкие страховщики вымрут окончательно, а крупные задерут цены.

   

Эмиль Аглеев

автоюрист

Для автомобилистов в поправках есть два главных положительных фактора — это выплаты в 400 тысяч рублей по ОСАГО и наличие теперь выбора, брать деньги от страховых или получить направление на ремонт машины в сервисе, с которым у страховщика заключён договор. РСА же должен контролировать то, как этот момент будет выполняться, раз уж они поправки эти ввели.

В последнее время, по опыту последних пары месяцев, стали чаще выплачивать по независимым экспертизам. Это действительно поможет немного разгрузить суды. С 2000 года не пересматривалась базовая ставка и не пересматривалась сумма выплат, а цены растут на всё. И для страхователей, я думаю, от этого будут только одни плюсы. Да, ОСАГО станет дороже, но и сумма возмещения заметно вырастет. 

   

фотография: Shutterstock.com