В личном кабинете на сайте «Мегафона» я давно отключила все бесполезные услуги вроде красивой мелодии вместо гудка. Я долго не удивлялась постоянному минусу на счету: интервью, комментарии, новости и активная переписка в дороге — ясно, куда уходят минуты и мегабайты моего безлимитного тарифа. Действительно разозлилась я лишь тогда, когда роковое «недостаточно средств на счёте для совершения звонка» услышала в начале месяца, только-только оплатив связь.

Детализация счёта за последние 30 дней показала, что каждую ночь в районе полуночи с меня списывают по 20 рублей в минуту за использование «Мобильного портала». При этом сайт «Мегафона» сообщал, что «услуга отключения не требует». «Мобильный портал» — это такая бесполезная штука с погодой и анекдотами, которую в старых телефонах можно было найти в разделе SIM. В переписке с мегафоновской поддержкой выяснилось, что я почти полгода оплачивала доступ к файлообменнику DepositFiles. Код отключения я нашла в футере их сайта.

— Я не оформляла подписку на этот сайт.

— Подписка была оформлена 26.03.2014 при заходе на данный сайт.

— Я не заходила на данный сайт.

— Подключиться к данному сайту можно было при скачивании файлов.

— Я не скачивала файлы.

— Подключение подобных подписок возможно только самостоятельно, путём выхода с Вашего номера на определённые сайты, при заказе контента.

— Предоставьте доказательство, что я это сделала самостоятельно. Также я прошу предоставить информацию о том, куда пошли списанные с моего счёта деньги.

— Данная подписка не является сервисом нашей Компании и была подключена Вами самостоятельно при использовании данного (платного) сайта. Вы могли скачать/просмотреть/прослушать какую-то информацию/видео/аудио. Кроме того, в некоторых случаях подключение подписок производится при срабатывании скриптов вредоносного программного обеспечения/веб-сайтов.

— То есть вы не можете предоставить реквизиты счёта, на который пересылали деньги с моего счёта?

— Это была платная подписка на доступ к сайту Dfiles.ru.

— Это я уже читала. РЕКВИЗИТЫ. Пожалуйста, дайте мне реквизиты счёта, на который вы пересылали мои деньги.

— Информация о реквизитах в нашей Компании не содержится.

Ещё через пару SMS с вопросами о том, как Компания может отправлять деньги в неизвестность, поддержка «Мегафона» посоветовала мне обратиться в ближайший салон связи. По моим подсчётам, я потратила на доступ к файлообменнику больше 4 тысяч рублей.

Разгорячённая перепиской, я отправила онлайн-обращение в прокуратуру. Потом — в Министерство связи. Потом хотела президенту, но сайт Kremlin.ru никак не реагировал на кнопку «Отправить» и Владимиру Владимировичу пожаловаться не удалось. Я пообещала себе при удобном случае зайти в «Мегафон» и успокоилась. Это было 10 ноября.

12 ноября мне пришёл ответ от Минсвязи — они перенаправили моё обращение в Роспотребнадзор. 14 ноября отписалась прокуратура — обращение о возможных нарушениях «Мегафоном» закона о защите прав потребителей направили «на рассмотрение по существу». 25 ноября с ответом подтянулся и Роспотребнадзор — они направили обращение «для рассмотрения в рамках компетенции и ответа заявителю». 16 декабря Роспотребнадзор отрапортовал, что «дать ответ не представляется возможным», так как «договор на оказание услуг подвижной связи по указанному номеру заключён с иным абонентом» (на самом деле нет: номер оформлен на мой паспорт, если речь об этом).

В новогодней кутерьме о «Мегафоне» я как-то забыла, но 24 января мне пришла СМС: «Добро пожаловать в Финляндию! Ваш баланс: 3 782,84 рубля». Я испугалась, что случайно пополнила счёт суммой на ноль больше, чем хотела, открыла личный кабинет: никаких поступлений в последнее время, на банковском счету — никаких списаний.

27 января мне в третий раз написал Роспотребнадзор. На запрос ведомства ответил юрисконсульт северо-западного филиала «Мегафона». По его словам, автоматически подключить доступ невозможно, «абоненту требуется совершить активные действия», но «в связи с осуществлением программы лояльности к клиентам и интересом к длительному сотрудничеству» деньги мне всё-таки вернут.

Дальше последовало письмо от заместителя начальника территориального отдела в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах Петербурга Т. Ю. Данисюк (Татьяна Юрьевна, если верить выдаче Google). В письме она популярно объясняла мне, что подтвердить факт совершения или несовершения мной «активных действий» невозможно, а предоставление информации о моём номере третьим лицам возможно только с моего письменного согласия. Она попросила отправить ей почтой детализацию моего счёта за день подписки, чтобы привлечь «Мегафон» к ответственности.

Конечно, выписку мне предоставят только в салоне связи и с паспортом, и только за три месяца. Но я, пожалуй, схожу: зря, что ли, Татьяну Юрьевну и три федеральных ведомства беспокоила.