На российском рынке авиации появится мегаперевозчик: «Аэрофлот» покупает 75 % и одну акцию «Трансаэро». По данным российских СМИ, стоимость сделки символическая — всего один рубль. Деятельность поглощаемого перевозчика будет полностью реструктуризирована и интегрирована в группу «Аэрофлот».

Решение о продаже компании было принято из-за её тяжёлого положения. Эксперты рынка обращают внимание на то, что в последнее время «Трансаэро» продавала билеты по ценам ниже рыночных. Перевозчик закредитован: его общий долг — 67,6 миллиарда рублей, тогда как EBITDA (прибыль до вычета процентов по кредитам, налогов, износа и амортизации. — Прим. ред.) — всего 7,5 миллиарда рублей. С марта компания вела переговоры о реструктуризации задолженности: только в течение этого года «Трансаэро» должна погасить почти 44 миллиарда рублей. The Village узнал, как изменится стоимость авиабилетов после ухода «Трансаэро» с рынка. 

   

Что будет с ценами на авиабилеты после продажи «Трансаэро» «Аэрофлоту». Изображение № 1.

Анатолий Ходоровский

заместитель генерального директора ИК «Регион»

Как санация «Трансаэро» отразится на ценах, не знает никто. Я скажу только одно: демпинга и экономически необоснованных цен, которыми в последнее время грешила «Трансаэро», больше не будет. Расчёты независимых аналитиков показывают, что за последний квартал каждый перевезённый этой авиакомпанией пассажир приносил две тысячи рублей прямого убытка. 

Сейчас «Аэрофлот» будет санировать, вытаскивать авиакомпанию, по сути, предотвращать её банкротство. Оно чревато серьёзными проблемами для банков: они были бы вынуждены списать не один десяток миллиардов рублей. Думаю, что теперь «Аэрофлот» сделает так, чтобы ценообразование перешло в какие-то разумные рамки, но дешевле билеты точно не станут. У «Аэрофлота» есть определённая структура издержек: стоимость парка, топлива, персонала, привлечённых средств и спрос. Исходя из этого он определяет цены авиабилетов. За лизинг самолётов нужно платить в долларах, а летает авиакомпания в России в рублях. С учётом происходящего на российском валютном рынке, при долларовых расходах вы можете позволить себе летать в рублях дешевле?

Конкуренция не является основным двигателем цен в авиации: в Германии есть две крупные авиакомпании — Lufthansa и Air Berlin — они между собой не конкурируют и перевозят вдвоём больше, чем у нас все авиакомпании. На этом рынке важно соотношение спрос/предложение, регулирование цен и их экономическая обоснованность.

   

Что будет с ценами на авиабилеты после продажи «Трансаэро» «Аэрофлоту». Изображение № 2.

Анна Уткина

директор по развитию Центра путешествий Pack Bag 

На наш взгляд, «Аэрофлот» в ближайшее время проведёт аудит «Трансаэро» и постарается оптимизировать перевозку. В первую очередь это коснётся нерентабельных направлений, заполняемость по которым меньше 50 %, — это Мальта, Лиссабон, Венеция и другие. Кроме того, «Аэрофлот», скорее всего, снизит частоту рейсов в Таиланд, Мексику, Доминикану и Кубу. Поездки в эти страны в основном продаются через туроператоров, а «Аэрофлот» не привык предоставлять низкие туроператорские тарифы и жёсткие блоки мест. Ему выгоднее установить цену чуть выше рынка, чем продавать кресла за 100–200 долларов. Можно сказать, что по некоторым направлениям авиаперевозка будет полностью монополизирована, что приведёт к сильному росту тарифов. В августе на официальном сайте «Трансаэро» можно было приобрести билеты Москва — Берлин — Москва за 3 300 рублей на человека, в эту стоимость входил багаж и питание, а билеты по направлению Москва — Дели — Москва продавались за символические 7 700 рублей. Это был демпинг, который не мог себе позволить даже самый дешёвый лоукостер.

   

Что будет с ценами на авиабилеты после продажи «Трансаэро» «Аэрофлоту». Изображение № 3.

Константин ПарфенЕнок

директор по внешним коммуникациям Andgo.travel 

Теперь рынок перевозок в России станет более монополизированным: на нём появится одна очень крупная компания, на долю которой придётся 60–70 % всех рейсов, самолётов и перевезённых пассажиров. Кроме того, «Аэрофлот» станет единственным перевозчиком в России, который летает на дальнемагистральных самолётах. То есть улететь напрямую по множеству дальних направлений без пересадок — в Майами, Лос-Анджелес, Гонконг, Владивосток, Хабаровск — можно будет только «Аэрофлотом».

Билеты, скорее всего, подорожают, но не в ближайшее время, а ближе к следующему лету. В первую очередь это коснётся заграничных направлений, на которые у «Трансаэро» есть межгосударственные назначения — Париж, Лондон, Рим, Милан, Нью-Йорк. Если говорить о перелётах по России, то тут рост будет не такой заметный и быстрый.

Что касается возможного сокращения рейсов, то оно зависит от того, какую стратегию выберет «Аэрофлот». Cкорее всего, некоторые направления будут сокращены, так как перевозчику не нужна конкуренция внутри собственной группы компаний. 

   

Что будет с ценами на авиабилеты после продажи «Трансаэро» «Аэрофлоту». Изображение № 4.

Алексей Дорош

директор «Связной Трэвел» 

«Трансаэро» сильно подвёл резко упавший поток выездного туризма, а внутренние перелёты не могли компенсировать потери от продаж на зарубежных направлениях. Кроме того, компания демпинговала внутри России: перевозчик давал скидки до 30 %, что привело фактически к его банкротству.

«Аэрофлот» по большому счёту поглощает убыточный актив, сам находясь в убытках. Причём этот актив для «Аэрофлота» бессмысленный: у него есть свой новый парк, и по нему нужно расплачиваться, а парк «Трансаэро» ему не нужен. Кроме того, «Аэрофлоту» нужно будет исполнить обязательства «Трансаэро» по всем перевозкам, погашению долгов перед партнёрами и сотрудниками.

Для пассажиров «Трансаэро» такой исход — плюс, теперь все их полёты состоятся. Единственный возможный минус — скорее всего, сгорят мили, накопленные в рамках программы лояльности. Кроме того, возможно подорожание билетов для пассажиров, потому что «Аэрофлоту» придётся заложить в стоимость ещё и обязательства перед клиентами «Трансаэро».

Для индустрии поглощение «Трансаэро» — это удар. Аэрофлот становится по сути единственным регулятором авиаперевозок: оппонентов ни по размеру флота, ни по охвату территорий у него нет. Самая большая угроза — монополизация, и это вопрос к ФАС. Всё это, к сожалению, может привести к ситуации, когда рынок будет регулироваться жёсткими нерыночными методами, что повлияет практически на всех продавцов.

    

Обложка: Art Konovalov / Shutterstock.com