В 2015 году премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил усилить меры по борьбе с аварийностью на дорогах. К октябрю министерство внутренних дел разработало поправки к Правилам дорожного движения, запрещающие водителям использовать приёмы опасного вождения. Впоследствии содержание списка недопустимых манёвров уточнили в Госавтоинспекции. 30 мая 2016 года список утвердили в правительстве, а уже сегодня новые ограничения вступили в силу. The Village разобрался, чего стоит ждать от поправок.

Что такое опасное вождение?

В обновлённой версии ПДД под опасным вождением понимается осуществление водителем одного или нескольких следующих друг за другом манёвров, угрожающих жизни и здоровью людей, а также сохранности транспортных средств, их грузов и сооружений. Основной акцент в этом определении сделан именно на неоднократности использования запрещённых приёмов за короткий промежуток времени, так как единожды выполненный манёвр может быть ошибкой, а не проявлением привычного для водителя агрессивного стиля езды.

За что наказывают?

Список опасных приёмов поведения на дороге уточнялся на протяжении всего процесса разработки поправок и выносился на общественное обсуждение. ГИБДД нужно было указать на конкретные примеры угрожающего окружающим стиля вождения, при этом не повторив уже прописанные в ПДД нарушения. В итоговый перечень вошли шесть наиболее распространённых агрессивных манёвров. Каждому из них дали собственное наименование.


«Шашки»

Перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.


«Нервяки»

Невыполнение при перестроении из одного ряда в другой требования уступить дорогу другому транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.


«Торопыги»

Несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства.


«Грядки»

Несоблюдение бокового интервала. Этим манёвром чаще всего пользуются мотоциклисты, проезжающие между двумя полосами, чтобы обогнать находящиеся перед ними машины.


«Воспитатели»

Необоснованное резкое торможение перед другим транспортным средством.


«Упёртый»

Препятствование обгону.


Все эти случаи рассматриваются на специальном сайте «Опасноевождение.рф», разработанном при содействии правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Как отслеживают нарушения?

Инспекторы собираются отслеживать случаи опасного вождения с помощью видео. Доказательствами послужат записи с камер наружного наблюдения, камер автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, а также видеокамер, установленных в патрульных машинах и автомобилях ДПС без опознавательных знаков. Также в ГИБДД уже заявили о готовности принимать от других водителей записи с видеорегистраторов.

Как наказывают?

Несмотря на то что само понятие «опасное вождение» уже внесли в ПДД, определённого наказания за агрессивный стиль езды ещё не предусмотрено.
По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, изначально планировалось штрафовать нарушителей примерно на 5 тысяч рублей, однако, судя по развернувшимся в последние месяцы дискуссиям, итоговая сумма штрафа будет выше. Кроме того, обсуждались и такие варианты, как лишение водительских прав и привлечение к уголовной ответственности. Возможно, эти виды наказания будут применяться при повторных нарушениях.

Окончательное решение по поводу санкций за опасное вождение примут осенью. Оно потребует внесения поправок как минимум в Кодекс об административных правонарушениях, чем займётся новый состав Госдумы.

Как изменения восприняли водители?

В целом участники дорожного движения отнеслись к новым поправкам в ПДД положительно, так как многие из них постоянно встречаются с проявлениями опасного вождения.

Одновременно с этим водители и общественники заявили, что список запретных манёвров всё-таки нуждается в доработке. Сейчас он содержит слишком много субъективных оценок. В частности, непонятно, как именно будет определяться обоснованность резкого торможения, если для одних моделей тормозной путь составляет несколько десятков метров, а для других — не более десяти. Сюда же относятся и случаи вынужденного торможения — например, если водителю потребуется избежать столкновения с внезапно выбежавшим на дорогу ребёнком.

В итоге конечная оценка действий водителя будет зависеть от мнения инспектора и судьи. Они смогут расценить один и тот же случай на дороге и как пример опасного вождения, и как нарушение одного из других пунктов ПДД, что создаёт условия для роста коррупции.


Обложкаphanuwatnandee - stock.adobe.com