В начале февраля художник Виктор Кудряшов опубликовал на своей странице в Facebook эмоциональный пост, в котором обвинил петербургские музеи (в первую очередь Эрмитаж) в недостаточной поддержке начинающих художников. В художественной среде пост вызвал неоднозначную реакцию: кто-то Кудряшова похвалил за озвучивание проблемы, кто-то, напротив, осудил, увидев в колонке лишь попытку самопиара.

The Village собрал компактный гид по наиболее заметным институциям, помогающим начинающим авторам заявить о себе, а еще обсудил ситуацию с самим Кудряшовым, сотрудниками Молодежного центра Эрмитажа и арт-директором галереи Anna Nova.


Виктор Кудряшов

художник

Реакцией на свой пост я более чем доволен. Не ожидал, что она будет столь масштабна. Я написал о том, о чем давно думал и переживал. Приезжая к друзьям в Голландию или Германию, я слышал от них рассказы о том, как они выставлялись в музеях современного искусства, которые являются легендарными. Например, мы заходим в роттердамский Музей Бойманса, и мой друг рассказывает, как однажды на открытии выставки, в которой он участвовал, его отлетевший знакомый на инвалидной коляске в нетрезвом состоянии въехал в одну инсталляцию, которая вмиг обрушилась.

Берлинская Мекка современного искусства Гамбургский вокзал приглашает сделать перформанс Сашу Пирогову — молодую художницу из России. В стокгольмском Музее современного искусства, когда я последний раз там был, делали скрининг с видеоработой моего знакомого, которому 27 лет. Что я хотел сказать? Да то, что музей — это не Музей! Что это значит? Примерно то, что не надо с каким-то пиететом относиться к институциям, даже если им 300 лет. У нас же так: если это Эрмитаж, значит, «нам можно все, а вам ничего». Да, это великий музей, но необходимо понимать контекст, в котором ты находишься. Особенно если дело касается Главного штаба. Необходимо создавать горизонтальные связи, быть ближе к народу.

Лично у меня как художника никакого опыта сотрудничества с петербургскими институциями нет. По впечатлениям моих друзей, это среднего качества организации: как правило, сами художники делают монтаж своих инсталляций, и опять-таки к ним относятся свысока, из разряда «дайте вот эту работу в коллекцию».

Мне кажется, чтобы изменить ситуацию, в городе должна появиться площадка среднего звена с бюджетом, которая привлекала бы молодых авторов к выставкам и показывала бы на высоком уровне их работы. Это очень важный момент, потому как от контекста, производства и выставочного дизайна очень сильно зависит то, как будут смотреться работы. Особенно если мы говорим про современное искусство. Кроме того, необходима каталогизация и архивация, фиксирование того, что происходит сейчас в современном искусстве, и информационный ресурс, который бы все это освещал. Пока самые хорошие рецензии на петербургские выставки я читаю в московских изданиях. Ну и, конечно же, надо рассказывать о выставках и мероприятиях связанным с современным искусством обычным людям. У нас, на самом деле, в группе людей до 35 лет позитивное отношение к нему, несмотря на возбужденную общественность, которую мы видим в репортажах об эрмитажных выставках.


Дарья Болдырева

координатор образовательных программ Молодежного центра Эрмитажа

Виктор говорит о вещах, которые мы понимаем и с которыми согласны в главном: молодым художникам необходима институциональная и спонсорская поддержка. Это очевидно. Другое дело, что Виктор сильно переоценивает возможности Эрмитажа как единственной в Петербурге институции, которая на это способна.

Важно, что за последние 10 лет в Эрмитаже появилось актуальное мировое искусство и благодаря этому городской зритель постепенно осознает, что происходит в мире в этой сфере. В этом задача Эрмитажа — каждый год делать три-четыре большие выставки звезд и менять отношение к современному искусству широкой аудитории.

Молодежный центр не занимается выставками и художественными инициативами — мы про музейное образование. Нам не интересно заниматься его традиционными формами, которые не работают с искусством XX–XXI веков. Поэтому в последние годы к новым выставкам современного искусства в Эрмитаже мы создаем образовательные программы для молодых художников, искусствоведов, кураторов, направленные на их осмысление и интерпретацию. Это работает так. Отдел современного искусства делает выставку. Мы набираем группу молодых ребят — студентов последних курсов творческих вузов или недавних выпускников, — приглашаем в качестве преподавателей сотрудников музея, кураторов выставки и сторонних специалистов. В итоге участники программы создают свои произведения, интерпретирующие идеи выставки.

Например, к выставке Тони Крэгга мы сделали программу для художников, работающих с аудио. В итоге они записали десяток звуковых интерпретаций к скульптурам Крэгга.

Был проект для художников-графиков, дизайнеров и поэтов по мотивам постоянной экспозиции «Кабинет книги художника». Тогда с начинающими художниками работали дизайнеры книг и шрифтов. В финале участники представили свои книги художника в наших залах в Главном штабе.


Ладомир Зелинский

координатор проектов Молодежного центра Эрмитажа, музыкант

В заметке Вити поставлена главная проблема для современного художника в Петербурге — полная десинхронизация творческой активности и современных реалий. Петербург являлся предметом гордости в сфере современного искусства благодаря тяжелым переходным периодам — со всеми сквотами и подпольными выставками, «Новыми художниками», НОМом и их преемниками. Сутью этой десинхронизации сейчас является стремительное развитие Москвы как центра современного искусства и нарочитое наделение свойствами центров актуального и модного Перми и Екатеринбурга по типу западных моделей вроде Бильбао или Меца. В Петербурге сейчас нет ничего похожего на V-A-C и нет никакого подобия «Гаража».

Молодому художнику в первую очередь нужно понять, в какую сторону он хочет двигаться. Для поддержки модных направлений стрит-арта и нью-медиаарта есть временные проекты и площадки. Для тех, кто стремится к чему-то инсталляционному, есть, в конце концов, Anna Nova. В городе не все так плачевно, за исключением отсутствия централизации. В Петербурге нет большой яркой вывески: «Мы ищем хороших молодых художников. Мы дадим деньги. Будет классно… И мы не шутим». Что касается Главного штаба, то он не замышлялся центром современного искусства как такового, а перед тем как критиковать Эрмитаж, нужно внимательнее разобраться в его целях и не заниматься пародией и провокацией. Современный художник тем самым дискредитирует себя. Революция в банке с вареньем — не революция.


Марина Виноградова

арт-директор галереи Anna Nova

Я считаю, что искусство не должно быть привязано к какой-то географической точке. Такое ощущение, что художники из Петербурга всегда чувствуют себя обиженными — будто им что-то недодали, и весь прекрасный безоблачный мир кураторов и музеев проходит мимо них. Хотя на самом деле критерий у любого куратора только один: хорошее искусство делает художник или недостаточно хорошее. Таус Махачева, например, из Махачкалы, но это не помешало ей получить все возможные резиденции, премии и в конце концов стать участницей основного проекта Венецианской биеннале.
Важно понимать, что даже если Эрмитаж или Главный штаб раз в два года сделают выставку молодого петербургского искусства, это никак не повлияет на ситуацию глобально. Никакого прорыва не произойдет — давайте будем реалистами. Сделал ведь Фонд Эрмитажа два года назад масштабную выставку в рамках параллельной программы «Манифесты» в Манеже Кадетского корпуса, и почему-то все забыли, что это инициировал именно Эрмитаж. И кураторы позвали молодых художников, того же Стаса Багса, Ивана Плюща и Таню Ахметгалиеву. Привели всех важных кураторов, оплатили продакшен, сделали прекрасный каталог.
Мы как галерея очень активно поддерживаем молодое искусство. Помимо конкурса молодых художников, где мы внимательно отсматриваем абсолютно все присланные заявки, у нас есть, например, интернет-проект 28bugs.com, где мы выставляем недорогое искусство и который является отличным стартом для начинающего автора.
Да, в Петербурге мало институций, которые поддерживают молодое искусство, но я бы советовала не зацикливаться на стипендиях и на том, что никто не дает денег на продакшен. Есть масса грантов, институций за рубежом, кураторы часто проводят open call. Вопрос: есть ли амбиции у наших молодых художников? Насколько они уверены в том, что делают? Могут ли адекватно обосновать, зачем они делают именно это и почему? А если было подано много заявок, и никто не ответил, может быть, дело не в продажных кураторах, а в качестве представленного искусства? Плюс есть еще много факторов, над которыми нужно работать: это и адекватный английский язык, и презентация своего искусства, и внятная концепция проекта.


Где молодому художнику заявить о себе в Петербурге

Молодежный центр Эрмитажа

Подразделение Государственного Эрмитажа, которое работает с молодыми художниками, студентами творческих вузов, но также и с простыми посетителями, которые интересуются искусством. Здесь организуют лекции, творческие встречи и круглые столы с участием ведущих критиков, кураторов и художников, организуют арт-лаборатории и студенческие выставки. Например, в конце февраля стартует проект «Интермедия: круги по воде», посвященный выставке Яна Фабра. Результатом программы станет документальный перформанс, который представят в апреле.

Адрес: набережная Мойки, 47

hermitagemuseum.org

Фонд «Про Арте»

«Про Арте» — одна из старейших культурных институций, прицельно занимающихся молодыми авторами. Один из главных проектов фонда — «Школа молодого художника» — существует с 2000 года. В рамках этой программы молодые авторы до 30 лет посещают лекции и мастер-классы ведущих российских и зарубежных искусствоведов и художников (в прошлом году это были, например, Анатолий Осмоловский, Ирина Нахова, Хаим Сокол, Сергей Братков и другие), а также принимают участие в групповых выставках, которые проходят в музеях и галереях Петербурга и Москвы. За 16 лет в программе приняли участие более 100 художников из 10 городов России. Выпускники участвовали в Московской международной биеннале молодого искусства и Уральской индустриальной биеннале, становились номинантами и лауреатами всероссийской премии «Инновация», премий Кандинского и Сергея Курехина. Также студенты обязательно принимают участие в петербургском фестивале «Современное искусство в традиционном музее».

Адрес: Петропавловская крепость, 3

proarte.ru

Галерея Anna Nova

Одна из старейших и наиболее авторитетных галерей Петербурга раз в два года проводит конкурс молодых художников, который направлен на поиск новых перспективных авторов. Победитель получает денежный приз и персональную выставку в галерее. В жюри входят представители важных российских и зарубежных музеев, кураторы, художники и критики (в этом году это будут, например, руководитель отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, куратор отдела новейших течений Русского музея Олеся Туркина, программный директор фонда V-A-C Екатерина Чучалина и арт-директор Documenta (13) Каролин Христоф-Бакарджиев).

Адрес: ул. Жуковского, 28

annanova-gallery.ru

«ФотоДепартамент»

Успешная выставочная и образовательная площадка, специализирующаяся на актуальной фотографии. В первую очередь «ФотоДепартамент» — это институт, в котором действуют программы для молодых фотографов, критиков и художников. Тематика курсов самая разнообразная, начиная с философской и психологической подоплеки модных художественных практик и заканчивая курсами английского для художников.

Адрес: ул. Восстания, 24

fotodepartament.ru


обложка: Проект «Молодая фотография», организатор: ФотоДепартамент / выставка «Молодая фотография 2012 1/2. Неявное», проект «Расчесать до крови», Катя Юшкевич