В минувшую субботу президент Владимир Путин подписал указ о сокращении числа мигалок на автомобилях чиновников и существенном урезании их прав. С 1 июля в стране останется 569 спецсигналов вместо нынешних 969 — а в Москве в результате нововведений будет около четырёхсот машин с мигалками.

Без мигалок останутся главы региональных законодательных собраний, руководители крупных федеральных агентств (Роспечать, Росздравнадзор, Ространснадзор), главы Счётной палаты, ФМС, ЦИКа и Банка России. Также части мигалок лишилось российское правительство: если раньше аппарату Белого дома было выделено 40 спецсигналов и ещё 26 отдавали отдельно правительству, то теперь вся структура будет иметь только 28. Правда, из документа не совсем понятно, останутся ли проблесковые маячки у министров.

Подписанный указ также заметно сокращает права обладателей маячков. Например, губернаторы смогут пользоваться мигалкой только в своём регионе. А главы федеральных ведомств будут ездить со спецсигналом только в Москве. Исключение сделали для силовиков: Генпрокуратуры, Следственного комитета, МВД, Минобороны, ФСБ и фельдъегерской службы — они смогут передвигаться с мигалкой по всей стране.

 

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 1.«Синие ведёрки» открыли сайт с перекрытыми дорогами
Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 2.Комфортная страна или государство как сервис

Владимир Путин обещал изменить систему распределения мигалок ещё в ходе предвыборной кампании, однако тогда он говорил, что количество спецсигналов сократится до нескольких десятков. Чтобы оценить, насколько указ повлияет на ситуацию на московских дорогах и изменит ли он отношение к владельцам мигалок, The Village поговорил с Петром Шкуматовым, координатором движения «Синие ведёрки».

 

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 3.

 


Пётр Шкуматов    

Координатор движения «Общество синих ведёрок», один из учредителей «Лиги избирателей», блогер.


 

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 4.

 

Есть ли у вас статистика, сколько в Москве мигалок и как часто происходят аварии с их участием?

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 5.

 

По нашим данным, в Москве сегодня чуть больше 2 000 мигалок. В сравнении с общим количеством машин это небольшая цифра. Но если говорить о частоте аварий, то она примерно в 30 раз выше, чем у обычных автомобилей. Что неудивительно, ведь обладатели спецсигналов ездят довольно рискованно: по встречке, на красный, лихачат на дорогах.


 

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 6.

 

А можно сказать, кто из ведомств или конкретных чиновников ведёт себя особенно нагло?

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 7.

 

Мы не ведём статистику наглости среди каких-то ведомств, всё зависит исключительно от человека. Тот же самый Александр Коновалов (Глава Министерства юстиций. — Прим. ред.), не дожидаясь никаких указов, отказался от спецсигнала и уже, кажется, год ездит вместе со всеми. Некоторые же, наоборот, всячески выпячивают наличие мигалки на дороге.


 

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 8.

 

Насколько, на ваш взгляд, изменится ситуация с 1 июля?

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 9.

 

Указ Путина не сильно изменит ситуацию, потому что мигалка как некий символ привилегии и особого статуса никуда не уйдёт и это сокращение — ни о чём. В нашей стране, если оставить возможность хотя бы для одной мигалки, они расплодятся в скором времени до прежнего количества.


 

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 10.

 

А какое количество мигалок в стране было бы оправданным?

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 11.

 

То, что предлагал Путин во время предвыборной кампании, — это то, чего мы и добиваемся. Он предлагал оставить мигалки только лицам, для которых это не прихоть и не привилегия, а служебная необходимость. Понятное дело, что в каждой стране есть люди, чью физическую безопасность обеспечивает государство. Их на всю страну несколько десятков. Ясно, что генпрокурор не станет ездить в метро, иначе на следующий же день нам потребуется новый генпрокурор. Это здраво, логично и понятно. А в личном пользовании спецсигналов бы не осталось вовсе.


 

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 12.

 

Как решается этот вопрос за границей?

Число мигалок сократили почти вдвое. Изображение № 13.

 

Похожая система работает в Европе: там личных мигалок нет, они либо у ФСО, либо у полиции, которая сопровождает важных чиновников. Там вполне возможна ситуация, когда премьер-министр едет в общем потоке, у нас же, когда на дороге появляется какой-нибудь королёк, все должны расступиться. У Путина была возможность это отменить, но он не стал этого делать. По каким причинам, я не знаю.

 


Фото: img12.nnm