Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, исключающий провоз багажа из тарифа воздушной перевозки. Проще говоря, норма багажа на человека, которую можно провезти бесплатно, отменяется — придётся платить за каждый килограмм. Также обсуждается отмена обязательного питания на борту. The Village выяснил, чего ждать от законопроекта и стоит ли опасаться роста цен.

 

  

Комментарий: Андрей Шенк об отмене бесплатного багажа в самолётах. Изображение № 1.

Андрей Шенк

Транспортный аналитик «Инвесткафе» 

На самом деле этот законопроект может сделать предложения авиакомпаний более гибкими. Понятно, что все боятся, что теперь авиакомпании будут продавать билеты без багажа за те же деньги, но при этом брать втридорога за багаж, который раньше входил в стоимость билета.

Такая ситуация была в России в 90-х годах. Но тогда рынок был монопольным, доля «Аэрофлота» составляла 60 %, а кроме него, существовали дотационные региональные перевозчики. Сейчас доля «Аэрофлота» составляет 40 % и рынок авиаперевозок постоянно растёт — появляется всё больше авиакомпаний, зарубежных и российских, которые готовы вкладываться в инфраструктуру, самолёты. В таких условиях невыгодно будет пытаться обмануть клиента, потому что клиент просто уйдёт в другую компанию. Поэтому, думаю, сейчас действительно хорошее время для такого решения Минтранса, оно может сработать, как задумано.

Не обязательно, что все билеты станут дешёвыми, билеты бизнес- и среднего класса, скорее всего, останутся с включённым питанием, багажом и в цене не поменяются. Но увеличится диапазон цен. Не все летают с багажом и не все хотят за это платить.

Стоимость перевозки багажа зависит двух показателей: от расстояния и от веса. При этом багаж же летит в том же самолёте, что и вы, поэтому экономический эффект ещё и в том, что если авиакомпаниям не надо перевозить по 10−20 килограммов дополнительно на каждого человека, они могут использовать более лёгкие самолёты, значит тратить меньше топлива. Экономия, конечно, получается не очень существенная, но на относительно больших дистанциях она заметна. Поэтому если законопроект будет принят, цены на билеты могут снизиться на 5−10 % в зависимости от расстояния. Это, конечно, ещё не лоукостеры, но первый шаг в этом направлении.