Летнее затишье с пробками на дорогах подходит к концу, с начала сентября к передвижению по городу снова надо будет подходить максимально тщательно. The Village в преддверии горячего сезона решил протестировать самое популярное приложение для определения пробок. Тем более что в последнее время в интернете активно обсуждалась теория о том, что сервис «Яндекс.Пробки» намеренно занижает показатели заторов по Москве: некоторые связывали это с предстоящими выборами и говорили о том, что выгодно это может быть в первую очередь Сергею Собянину.

  

Суть эксперимента:

Фотограф Андрей Бульбашов целый день ездил по городу на мотоцикле и сверял показатели сервиса «Яндекс.Пробки» с тем, что видел собственными глазами.

 

Утро

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 1.

Пересечение Можайского шоссе и МКАД

Время:

09:40 

Ситуация по Москве:

6 баллов

  

Точность:

очень сложное
движение в жёлтой зоне

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 2.

Обстановка: «Яндекс» показывает «жёлтую пробку», на самом деле ситуация ближе к красному. На пересечении с МКАД произошла авария, «Газели» перекрыли две полосы, что, конечно, дополнительно тормозило движение. Зато после аварии машины двигались быстрее.

 

  

 

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 3.

Пересечение Кутузовского проспекта и Минской улицы

Время:

10:04

Ситуация по Москве:

5 баллов

  

Точность:

небольшой затор в зелёной зоне

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 4.

Обстановка: По Кутузовскому проспекту я ехал очень свободно, как это и показывали карты. Ближе к Минскому шоссе возник небольшой затор. Вызвали его выстроившиеся в ряд поливальные машины. Думаю, «Яндекс.Карты» просто не успели ещё на него среагировать.

 

  

 

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 5.

Улица 1905 года рядом
со Звенигородкой

Время:

11:32

Ситуация по Москве:

4 балла

  

Точность:

соответствует реальности

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 6.

Обстановка: Я выехал с Выставочной, мне надо было попасть на Ленинский проспект. Третье кольцо стояло, как всегда, в красную. «Яндекс.Карты» проложили мне маршрут объезда пробки через улицу 1905 года, и всё действительно летело, магистраль была свободной.

 

 

День

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 7.

Лубянская площадь

Время:

14:00

Ситуация по Москве:

5 баллов

  

Точность:

свободное движение
в красной зоне

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 8.

Обстановка: В Лубянскую площадь втекает много улиц, «Яндекс» показывал, что по всем ним движение очень напряжённое, но на самом деле это было не так. Практически все прилегающие проезды двигались достаточно свободно. Я ехал от Охотного Ряда в сторону Большой Лубянки и не потерял там ни минуты.

 

  

 

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 9.

Садовая-Каретная
на пересечении
с Каретным Рядом

Время:

14:16

Ситуация по Москве:

5 баллов

  

Точность:

соответствует реальности

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 10.

Обстановка: Я ехал по Садовому кольцу и сворачивал на Тверскую. Карты показывали, что если двигаться дальше по Садовой, то впереди зелёная зона, а на моей полосе движение было жёлтым и красным. Всё это соответствовало действительности, то есть «Яндекс» определил, где машины двигаются, а где стоят вплоть до полосы.

 

  

 

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 11.

2-я Брестская улица

Время:

16:41

Ситуация по Москве:

5 баллов

  

Точность:

соответствует реальности

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 12.

Обстановка: Брестские улицы стоят привычно, и «Яндекс» это отображает. Так что тут никаких сюрпризов. Мы, в общем, не стояли вмёртвую, хотя на карте все было красным, а ехали, когда загорался светофор. Но было очень много припаркованных на аварийке машин, может, «Яндекс» учитывал и их.

 

 

Вечер

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 13.

Садовая-Кудринская
рядом с «Баррикадной»

Время:

17:40

Ситуация по Москве:

5 баллов

  

Точность:

соответствует реальности

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 14.

Обстановка: Карты показывали зелёную Садовую, что ближе к вечеру бывает не очень часто, но в этот раз так оно и было на самом деле.

  

  

 

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 15.

Щёлковское шоссе
рядом с «Черкизовской»

Время:

18:50

Ситуация по Москве:

6 баллов

  

Точность:

соответствует реальности

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 16.

Обстановка: Там всегда очень оживлённый поток, но пропускная способность шоссе довольно хорошая, поэтому, как и показывал «Яндекс», ехал без проблем.

 

 

  

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 17.

Андрей Бульбашов

фотограф

Я уже около года всё время передвигаюсь по Москве на личном транспорте, в метро не был с июля и как пользователь могу сказать, что прогнозы «Яндекса» всегда довольно точные. Эксперимент в целом это подтвердил. С другой стороны, проблема не столько с прогнозом по конкретным улицам, сколько с общим баллом пробок. Бывает, ты слышишь по радио, что «на дорогах 2 балла», и даже не продумываешь свой маршрут, рассчитывая на то, что всё свободно. И попадаешь в какую-то нереальную пробку в одном месте. Хотя в рамках эксперимента такой проблемы не было. Будний день, и ты понимаешь, что постоять придётся так или иначе, а оценить, соответствует ли действительности прогноз в 5 или 6 баллов, сложнее, чем заметить, что дороги стоят и это явно не 2 балла.

  

Эксперимент The Village: Насколько точно работает сервис «Яндекс.Пробки». Изображение № 18.

Леонид Медников

аналитик сервиса «Яндекс.Пробки»

В оценке пробок есть много нюансов, которые могут повлиять на результаты. Например, не всегда очевидно, что называть пробкой, а что нет. Является ли очередь машин перед светофором пробкой? Вы там простояли одну минуту или три? Было перед вами много машин или никого? Есть и много других причин, по которым граница между пробками и затруднениями определяется не чётко.

Типичные значения для крупной магистрали такие: до 20 километров в час — красное, до 40 — жёлтое, выше — зелёное. Для малых улиц граничные скорости меньше.

Данные о пробках обновляются каждые две минуты в мобильных приложениях «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» и каждые четыре минуты на веб-сервисе. Но алгоритм не может верить новым данным сразу, иногда требуется время на их подтверждение. Давайте проиллюстрирую ситуацию. Вот есть улица, по которой много машин едет быстро. И вдруг одна машина стала ехать медленно. Варианта два: или это сигнал о пробке, или он поехал медленно по своим личным причинам, ищет что-то или вообще припарковался, вышел из машины и пошёл пешком. Данные у нас все анонимные, мы ничего не знаем про человека, мы ничего о нём не спрашиваем, не выясняем. Поэтому, пока нет других подтверждающих сигналов, зелёное остаётся зелёным, несмотря на то что там, возможно, началась пробка. В результате может возникнуть несоответствие. Такое случается при резком росте пробки, например, из-за аварии или внезапного перекрытия. Однако таких несоответствий на сервисе становится всё меньше и меньше, так как мы получаем всё больше сигналов за счёт постоянного роста аудитории приложений «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор».

  

 

Как высчитывается общий балл
пробок по Москве

Баллы строятся на основании данных по всему городу. У системы есть возможность вычислить время движения по основным магистралям с учётом текущей ситуации. Она подсчитывает, сколько бы времени потратил один условный автомобилист, если бы прямо сейчас попытался проехать из одного конца Москвы в другой. В систему заложен фиксированный набор маршрутов по всем крупным магистралям. Их несколько десятков. Всё это время суммируется, оно получается огромным — условно 60 часов. Это время сравнивается с тем временем, которое потребовалось бы всем им для проезда по тем же маршрутам, если бы пробок в городе не было. Условно пусть это будет 30 часов. Соответственно, отношение одного числа к другому говорит о том, насколько в среднем город загружен. То есть можно понять, что человек потеряет на всех дорогах из-за пробок в два раза больше времени. Вот из этого процента дальше вычисляется балл по таблице. Чем больше потеря времени, тем больше балл.

  

  

Фотографии: Андрей Бульбашов