С 4 декабря вместо двух терминалов аэропорта Пулково откроется единый транспортный хаб, принимающий и отправляющий практически все авиарейсы в Санкт-Петербурге. Фотограф и корреспондент The Village побывали в новом здании, где проходят последние испытания, и узнали, чем занимаются тысячи волонтёров.

150 000

кв. м — общая площадь комплекса

17 000 000

пассажиров в год — объём перевозок 

  

 

Тест The Village: Как работает новый терминал аэропорта Пулково. Изображение № 1.

88

стоек регистрации

14

телетрапов

110

кабин паспортного контроля

1760

машино-мест
на открытой и крытой стоянках

7

лент выдачи
багажа

  

 

Тесты объединённого терминала

 

На протяжении трех месяцев Пулково ежедневно тестируют более 200 человек. Такие испытания проводят далеко не во всех аэропортах мира, но в Петербурге в новый хаб переезжают сразу два терминала, поэтому нужно исключить вероятность транспортного коллапса. 

Тесты каждый день начинаются одинаково. Волонтёрам, которые выступают в роли пассажиров, выдают карточки с заданиями: один везёт негабаритный груз (например лыжи), другой — едет транзитом, третьему приходится изображать несовершеннолетнего ребёнка без сопровождения. У некоторых в чемоданах оказываются сюрпризы — запрещённые грузы или имитации взрывных устройств. «Пассажиры» о них, конечно, не подозревают. Роли пьяных или агрессивных пассажиров не достаются никому: такие ситуации хорошо отработаны и не требуют дополнительных репетиций. Каждому «испытателю», как их здесь называют, на ближайшие пять часов тестов дают новое имя. К слову, вполне реальное — из баз данных международных авиакомпаний. Иногда эти имена объявляют по громкой связи, что сбивает волонтеров с толку.

 

Тест The Village: Как работает новый терминал аэропорта Пулково. Изображение № 11.

  

Тест The Village: Как работает новый терминал аэропорта Пулково. Изображение № 20.
Александр Лариш

менеджер проекта
по операционной готовности

Мы каждый день симулируем нестандартные ситуации. 29 октября проведем испытание внештатной ситуации — пожара. Это позволит смоделировать полномасштабную эвакуацию всех пассажиров из аэропорта. В других чрезвычайных ситуациях, как правило, эвакуируют только отдельный сектор. На тесте будет 1 000 волонтёров и 700 сотрудников, среди которых и МЧС, и скорая, и полиция. 12 ноября проведем эвакуацию из-за угрозы террористического акта и взрыва. Для сотрудников аэропорта важно присутствие живых людей, потому что иначе они бы вели себя не так, как ведут в реальности. Оба терминала сольются в один, поэтому в испытаниях участвуют даже работники с большим стажем.

Если какие-то системы перестают работать — хорошо, в этом и есть смысл наших тестов. Мы сразу включаем руководство по внештатным ситуациям и отрабатываем их. Тесты очень полезны, но проводят их не всегда — в Москве такие же проводили к запуску третьего Шереметьева.

 

  

 

Сотрудники, в отличие от волонтёров, ведут себя крайне серьёзно. Для них это уже настоящая работа с новым оборудованием. Каждый день для проверки оборудования выходят по 400-450 человек. Отчитываться о работе просят абсолютно всех, в том числе и «пассажиров». Многие из них даже предлагают дельные идеи: громче объявлять пассажиров, организовать в терминале душ, поставить больше скамеек. Пока в терминале достаточно грязно и холодно, поэтому в анкетах обратной связи чаще всего пишут об этих проблемах, не замечая остальных. 

 

 

Зона регистрации и досмотра

 

В петербургских аэропортах багажной системы не существовало в принципе. За шторками у зоны регистрации просто стояли грузчики, раскладывающие чемоданы и сумки по тележкам. Теперь весь багаж маркируют специальным штрих-кодом и отправляют на автоматический конвейер для обработки. К тому моменту, как пассажир от стойки регистрации доходит до зала досмотра, его вещи обрабатывают — это занимает 5-7 минут. Поэтому, кроме билета, перед досмотром сканируют и багажный талон. На экране высвечивается зелёный, жёлтый или красный сигнал, которые означают соответственно безопасный, ещё не обработанный и опасный багаж. В последнем случае человека отправляют в комнату ручного досмотра. 

Процедура досмотра почти не изменилась, но для тех, кто не желает снимать обувь, ремень или крестик, появилась новая опция: можно проехать через рамку, которая просвечивает все внутренние органы. Их изображения достаточно детальны для того, чтобы смутить почти любого, кто заглянет в монитор.

 

Тест The Village: Как работает новый терминал аэропорта Пулково. Изображение № 21.

  

Тест The Village: Как работает новый терминал аэропорта Пулково. Изображение № 26.

Игорь Лаптев

руководитель службы
по связям
с общественностью

Переход от зоны досмотра к залам вылета и ожидания спланирован по такому же принципу, как магазин Ikea, — люди просто идут по заданному маршруту. Так вот, чтобы попасть в залы ожидания вылетов, придётся пройти через ряды алкогольных напитков, конфет и парфюмерии в duty free. Это международная практика. Не секрет, что существенная статья дохода аэропорта — это торговля. В аэропортах по всему миру самая дорогая пресса в киосках и еда в кафе. Но мы позаботились обо всех пассажирах: будет много вендинговых автоматов с кофе и снеками. Можно будет поесть и в «Макдоналдсе», и в ресторане «Камчатка» Аркадия Новикова. 

Напоминаю, всё построено за счёт средств инвесторов. Налогоплательщики сюда ни копейки не вложили. Существенная часть суммы — это кредиты, поэтому на управляющую компанию после запуска ляжет большая нагрузка. Парковка, естественно, останется платной, но суммы пока не могу назвать. Если и вырастет, то несущественно. Кроме открытой стоянки, появится многоуровневый паркинг на 560 мест. А от парковки до терминала каждые пять-семь минут будет курсировать бесплатный шаттл. 

 

  

 

Нынешний терминал Пулково-1 станет залом ожидания для пассажиров внутренних рейсов. С декабря 2013-го до июня 2014-го его закроют на реконструкцию и за это время между старым и новым зданиями построят коридор. Пулково-2 будет работать до июня, после его передадут городу. Что будет с ним дальше — пока неизвестно.

 

 

Багажная система

Тест The Village: Как работает новый терминал аэропорта Пулково. Изображение № 27.

 

О последнем нововведении волонтёры узнают в самом конце. Это большое багажное отделение с автоматической сортировкой, которая снижает вероятность потери вещей. По крайней мере, в случае пропажи будет точно известно, на какой стадии она произошла. Накладка может случиться только в том случае, если на чемодане слишком много багажных наклеек с прошлых рейсов. Если система считает одну из них, то есть шанс через несколько недель увидеть свой багаж вернувшимся из кругосветного путешествия.

 

  

Тест The Village: Как работает новый терминал аэропорта Пулково. Изображение № 32.

АЛЕКСЕЙ ГРОМОВ

менеджер по запуску багажной системы

Система не регулирует время выдачи багажа, так как оно во многом зависит от работы наземных служб аэропорта. По-прежнему к воздушному судну подают тележки, багаж разгружают. Сбои могут быть в тех случаях, когда в аэропорт одновременно прибывают несколько воздушных судов или когда мы реконструируем перроны и движение багажных тележек затруднено. Зато время обработки трансферного багажа уменьшится значительно. Контейнер с такими сумками грузится в самолёт отдельно. И грузят его на отдельную ленту, которая всё обрабатывает автоматически. 

 

  

 

Стать волонтёром может любой житель Петербурга старше 18 лет. Для этого необходимо оставить заявку по телефону (812) 332-03-04 или электронной почте pulkovo@kellyservices.ru

 

 

Фотографии: Дима Цыренщиков