В середине февраля петербуржцы Евгений Левитин и Станислав Краев запустили мобильное приложение «Скаут», призванное бороться с водителями, нарушающими правила парковки. С его помощью данные нарушителя можно отправить напрямую в электронную приёмную ГИБДД, где заявление должны рассмотреть в течение установленного срока. Для того, чтобы проверить, как это работает на самом деле, команда «Скаута» в течение нескольких месяцев самостоятельно тестировала систему и обошла все районные ГИБДД. Сейчас приложение скачали уже более трёх тысяч пользователей. Евгений рассказал The Village, как инспекторы ГИБДД работают с интернет-технологиями, какие правила чаще всего нарушают водители и что нужно сделать, чтобы они начали парковаться правильно. 

 

 

Как бороться с автомобильным хамством с помощью технологий. Изображение № 1.

Евгений Левитин

создатель приложения «Скаут»

 

  

Идея и тестирование

Идея делать что-то с людьми, которые неправильно паркуются, уже довольно популярная, и проектов на эту тему море. Большинство из них строятся на том, что в интернет просто выкладываются фотографии автомобилей, и люди своей тусовкой смеются над этим, как, например, на сайте «АвтоЧмо». Мы хотели сделать что-то мобильное. Более того, мы решили, что если есть механизм, который работает и действует в рамках закона, то почему бы его не тестировать.

Появилась команда, которая написала приложение, и затем мы начали его тестировать. Во время теста столкнулись с тем, что в ГИБДД немного странно устроена электронная приёмная. То есть электронной её можно назвать только на первом этапе. Это выглядит как страница на сайте, где ты выбираешь свой регион и пишешь заявление, жалобу, что угодно. Дальше она попадает в Управление ГИБДД твоего региона, после чего её маршрутизируют в нужное отделение. Мы думали, что хотя бы до человека, который начнёт работать с этим заявлением, оно доходит в электронном виде. Но система работает иначе, и как только первый человек в цепочке получает заявление в электронном виде, он его сразу распечатывает.

Как бороться с автомобильным хамством с помощью технологий. Изображение № 2.

Мы решили разобраться в ситуации, понять, почему это занимает так много времени, и просто пошли по районным отделениям. И столкнулись с тем, что до инспекторов, например, не доходят фотографии, которые мы прикладываем. Их просто не распечатывают, потому что краску в принтере жалеют, в этом честно признаются в управлениях. А без фото нельзя доказать правонарушение. Поэтому из ГИБДД присылают письмо нам, заявителям, и просят занести фотографии. У полицейского в кабинете нет ни компьютера с интернетом, ни планшета, но есть распечатанный на матричном принтере листок А4, внизу которого — ссылка из 82 знаков. Фотографии лежат на сервере в Интернете, в открытом доступе, но перепечатать в адресную строку эти 82 знака совсем не просто. При этом сейчас действует правило: если в кабинете обсуждаются какие-то тайны, то выхода в Интернет там вообще не должно быть. И непонятно, почему тогда данные не передаются по внутренним защищенным каналам связи, чтобы можно было бы смотреть их, не выходя в Сеть. 

 

Об отношении инспекторов

В разных районах разные инспекторы. Однажды мы встретили такого, у которого своя Yota на работе — именно для того, чтобы работать с электронными обращениями. Это проще и эффективнее, чем вызывать каждого заявителя с его снимками. Был инспектор с собственным планшетом. Но даже он не смог сразу ввести эту ссылку в 82 знаков, мне пришлось ему помочь. Это правда сложно.

В Московском районе был инспектор, который сначала просто отказывался рассматривать заявление, потому что не видел состава преступления. Как он сообщил в письме, «события административного правонарушения нет, дело закрыто». Я позвонил и спросил: «Пётр Петрович, почему вы мне прислали письмо с отказом, а не попросили выслать фотографии?» Он просто повесил трубку, буркнув под нос: «Ничего не знаю». Я к нему приехал, он удивился. Потом расслабился и заявил, что вообще не должен работать с нашими электронными заявлениями. «Секундочку, вы же при исполнении. Повторите, пожалуйста, это на камеру». Он, конечно, же, замялся.

Как бороться с автомобильным хамством с помощью технологий. Изображение № 5.

В Калининском районе инспектор сказал, что мы всё делаем правильно, но есть проблемы из-за нынешних формулировок законов. А вот в Кировском районе женщина вызвала нас дать показания, заявив, что у неё нет интернета. В это время у неё за спиной стоял монитор с «ВКонтакте» и Torrent. В итоге она заявила: «Вот вы всё это пишете и создаёте нам больше работы, а я бы могла сейчас преступников ловить».

Мы собрали информацию по 14 районам за пару месяцев, по итогам написали коллективное письмо в Управление и попросили провести проверку. Каждого инспектора, с которым мы общались, вызвали в Управление на ковёр. В районах, где было совсем всё плохо, стало лучше, в хороших отделениях стало ещё лучше. Всё стали подгонять под общий знаменатель.

 

Основные нарушения

Через приложение можно отправить жалобы на следующие нарушения: стоянка на местах для инвалидов, на пешеходном переходе, на тротуаре, под знаком «Стоянка запрещена», во втором ряду (или третьем, четвёртом и пятом, как у ТЦ «Галерея»). Чаще всего стоят на тротуаре и пешеходных переходах. С местами для инвалидов тоже есть проблемы. Часто на парковках торговых центров они обозначены не знаком парковки и информационной табличкой, а каким-нибудь красивым принтом на стене или клёвым ромбиком, который по ГОСТу юридической силы не имеет. Даже штраф нельзя выписать. 

Много заявлений присылают из спальных районов, в том числе из Приморского, где много новостроек. Там есть активная группа мамочек с колясками, которые присылают нам снимки с прогулок. На окраинах тротуары широкие, и водители думают, что они не мешают, вставая туда. 

С того момента, как мы повесили приложение в Google Play, через нас прошло порядка 800 заявлений. После модерации в ГИБДД ушло 400. Многие жалуются на нарушения во дворах и на газонах, а ГИБДД этим не занимается, это полномочия участковых и муниципалитетов. Но вскоре добавим функционал и для таких обращений. 

 

Об отношении водителей

Я живу на улице Рубиншейна, и для меня критичны автомобили, стоящие на тротуаре. Там их действительно много. Летом около «Чайного дома» хозяева выставляли клумбы, и машины около них не парковались. Центр не резиновый, все туда поместиться не могут. В Москве этот вопрос частично решили, введя платную парковку. Во всём мире деньги — это регулятор потока. Я сам вожу машину. Водители объясняют некорректную парковку тем, что им не нашлось другого места. Но рядом есть длинная набережная Фонтанки, Загородный. Если ты готов пройти минут пять-семь, то в центре можно встать без проблем. 

Как бороться с автомобильным хамством с помощью технологий. Изображение № 8.

В Конституции прописана неотвратимость наказания, которая означает, что если человек убил кого-то или украл, то кара его настигнет. Если бы этот принцип работал, проблемы бы не было. Водителя в течение пяти лет в среднем штрафуют за неправильную парковку один раз. Поэтому они готовы рискнуть. Но как только человек начнёт понимать, что любой проходящий мимо с телефоном может подать на него жалобу, он трижды подумает.

Мне нравится идея парковочной полиции, как в Москве. Так все парковки передали администрации города, и сразу появились парконы, пешие люди и велосипедисты, которые ездят и смотрят, как кто припаркован. Я считаю, что если город может с этим справиться, то пускай эту проблему отдают ему. Если не может, то пусть в ГИБДД работает больше людей. 

 

Монетизация

У нас есть инвесторы, скорее даже филантропы, которые готовы давать деньги на развитие проекта. Наши пользователи в обсуждениях предложили брать деньги за отправку заявления. Но мы этого не сделаем: у многих сразу пропадёт мотивация. В Канаде есть аналогичное приложение: там за каждого оштрафованного человека пользователь получает деньги от полиции.