15 августа в Москве начался основной этап программы по реформированию городских маршруток. С этого дня все старые маршрутные такси заменили на новые автобусы синего цвета с логотипом «Московский транспорт». Согласно замыслу чиновников, автобусы должны полностью заместить собой упразднённые маршрутки — в новом транспорте можно расплатиться городскими проездными и воспользоваться льготами, в них нет «остановок по требованию», а водители не должны превышать скорость и нарушать другие правила дорожного движения. При этом первые дни реформы дезориентировали некоторых пассажиров, которые теперь не могут попросить о привычной остановке или сесть в транспорт там, где делали это раньше. The Village попросил представителей столичного департамента транспорта и транспортного эксперта, редактора отраслевого интернет-издания TR.ru Павла Яблокова, рассказать, в чём смысл реформы и смогут ли новые автобусы по-настоящему заменить горожанам привычные маршрутки.


В чём смысл реформы

Дептранс: До реформы в Москве была распространена ситуация, когда один маршрут одновременно обслуживали несколько перевозчиков. Это могли быть и легальные, и полностью нелегальные компании, которые самовольно занимали маршруты и по желанию изменяли их, в гонке за пассажирами нарушали ПДД, отказывались от страхования жизни и здоровья пассажиров. Такая схема работы ориентирована исключительно на прибыль перевозчика и в современном городе недопустима.

Реформа наземного транспорта устанавливает единый стандарт для всех частных перевозчиков. Этот стандарт прописан в государственном контракте. Городские маршруты сейчас обслуживают только те компании, качество сервиса которых соответствует требованиям правительства Москвы. Это восемь перевозчиков, которые победили в открытых конкурсах и заключили пятилетние контракты на обслуживание пассажиров по новым стандартам («Трансавтолиз», «Гепарт», «Таксомоторный парк № 20», «ГорТакси», «Автокарз», «Транс-Вей», «Альфа-Грант» и ТК «Рико»).

Все уникальные коммерческие маршруты сохранены. Оптимизированы только маршруты, которые дублировали уже существующие рейсы городского перевозчика Мосгортранс и частных компаний по госконтрактам. Работу каждого действующего маршрута контролирует штаб, в который входят городские ведомства и представители компаний-перевозчиков. Участники штаба ведут активную работу по запросам пассажиров — рассматривают возможность изменения трасс маршрутов и ввода дополнительных остановок, которые помогут сформировать удобную маршрутную сеть.

Изменения не коснулись ЗелАО и ТиНАО: в этих округах перевозчики продолжают работать по старой схеме.

Привести наземный транспорт к единым высоким стандартам обслуживания — это задача, которую ставят перед собой все развивающиеся мегаполисы. Мы планируем ликвидировать рынок нелегальных перевозок по городским маршрутам. Благодаря единому стандарту оформления новых автобусов пассажирам будет легко отличать их от перевозчиков, которые работают без согласования с правительством Москвы. Таким образом, москвичи узнают, где получить качественную услугу, и сделают выбор в пользу официального перевозчика.

Павел Яблоков: Смысл транспортной реформы заключается в том, чтобы понятие «маршрутка» осталось в прошлом. Под маршруткой здесь имеются в виду микроавтобусы, маршрут и цену за билет которых перевозчик устанавливает сам по своему усмотрению и где за проезд нельзя расплатиться городскими билетами «Тройка», «90 минут» и «Единый».

Остановки в маршрутках осуществлялись практически в любом месте, зачастую отсутствовало чёткое расписание. В то же время у автобусных маршрутов, работающих по «новой модели транспортного обслуживания», тоже есть ряд остановок, работающих в режиме «по требованию». Но места этих остановок утверждены и записаны в приложениях к госконтрактам. Чтобы остановиться на такой остановке, пассажиру нужно будет попросить водителя, но теперь это уже не любое место, как прежде.

Большинство направлений, где у маршруток не было альтернативы, всё-таки предусмотрели в новой маршрутной сети. Хотя не обошлось без пробелов, и здесь, вероятно, потребуется работа над ошибками. При этом пустить автобус по траектории маршрутки не значит решить все вопросы по перевозке пассажиров. Часто в ранее привычных местах у новых маршрутов не предусмотрено остановки. Есть пока проблемы и с тем, что многие остановки никак не оборудованы: нет заездных карманов и остановочных павильонов. Во многих случаях даже указателя с названием остановки и номеров маршрутов своевременно не ставят.

Город решил организовать работу по единым правилам, утверждаемым и контролируемым самим же городом, где заказчиком перевозок был бы тоже город. Это выгодно тем, что больше денег поступает в городской бюджет, меньше конкуренции между перевозчиками на дорогах, а все пассажиры могут пользоваться услугами городских маршрутов по заранее известным тарифам, а также реализовывать право на льготный проезд. В конце июля в городском реестре маршруток значилось 432 пункта (шесть — для обслуживания Зеленограда, 31 — Новой Москвы и 395 — старой). К началу августа из них реально работало около 320. А с 15 августа в реестре оставлено 37 маршрутов (только Зеленоград и Новая Москва). Отмена остальных утверждена ещё 15 февраля 2016 года приказом департамента транспорта, который вступил в силу с 15 августа.

Новые автобусы

Дептранс: Маршрутка как неудобный и небезопасный вид транспорта уходит в прошлое. Ей на замену приходят комфортабельные автобусы разной вместимости (от 20, 40 и 85 человек). Пассажиры могут отличить их по яркому синему цвету и логотипу «Московский транспорт».

Реформа позволила увеличить количество мест для пассажиров на 30 %, на многие маршруты частные перевозчики впервые вывели автобусы большой вместимости, рассчитанные на перевозку до 100 человек.

В госконтракте, заключённом с перевозчиком, определено количество автобусов, которые должны работать на маршруте, а также их вместимость. Класс транспортного средства определяется пассажиропотоком на маршруте. Есть маршруты, проходящие по узким улицам, — там по всем нормативам не могут ходить любые другие автобусы, кроме автобусов малой вместимости. На самых загруженных маршрутах, с высоким пассажиропотоком, наиболее актуальны автобусы большой вместимости: это только сократит нагрузку на дороги и позволит повысить скорость движения.

Во всех автобусах, независимо от типа вместимости, установлены валидаторы, которые позволяют оплачивать проезд городскими билетами («Тройка», «Единый», «ТАТ» и «90 минут»). Используя так называемые «длинные» проездные, пассажиры существенно сэкономят на проезде — в среднем до 30 % от его годовой стоимости. Кроме того, студенты, школьники, пенсионеры и другие льготные категории граждан могут пользоваться социальными картами.

С введением новой модели впервые коммерческий транспорт стал доступен для маломобильных граждан: в автобусах средней и большой вместимости установлены аппарели. Кроме того, для детских колясок и инвалидных кресел оборудовано специальное место. Также в автобусах установлены система ГЛОНАСС, климат-контроль, камеры видеонаблюдения и голосового оповещения об остановках, а название остановки и температура в салоне выводится на экран с бегущей строкой.

Все автобусы курсируют по строгому расписанию. И отследить работу каждого маршрута пассажиры скоро смогут самостоятельно — до конца месяца коммерческие автобусы начнут отображаться в приложении «Яндекс.Транспорт».

При нарушении госконтракта на перевозчика будут накладываться штрафные баллы. В конце месяца они суммируются, и эта величина влияет на размер вознаграждения компании. Если перевозчик заработает 500 баллов за пять последовательных месяцев, контракт с ним расторгается.

Павел Яблоков: Новые микроавтобусы можно узнать по синему цвету корпуса и белому логотипу «Московского транспорта». Интересно, что новые микроавтобусы уже начали обклеивать рекламой, — это разрешено.

Можно называть этот вид транспорта автобусом либо миниавтобусом — для акцента на его размер. Другие варианты названия — микроавтобус или автобус малого класса.

Требования к водителям

Дептранс: Перевозчики, обслуживающие пассажиров по госконтрактам, самостоятельно нанимают водителей и могут предъявлять к ним свои требования. Обычно это большой стаж вождения без аварий, опыт управления аналогичным транспортом (так, водители автобусов малой вместимости не пересаживаются на большую) и, конечно, знание основ государственного контракта.

Поскольку работа в новых автобусах отличается от управления маршрутными такси, водителям пришлось перестроиться. Например, у водителей на автобусах большой и средней вместимости появилась новая обязанность — устанавливать аппарель и помогать маломобильным пассажирам с комфортом разместиться в салоне. Всем водителям нельзя продавать билеты во время движения, превышать скорость в 60 километров в час и останавливаться по требованию пассажиров. Всё это — ради безопасности.

Павел Яблоков: Требования к водителям стали более серьёзными; изменения, безусловно, будут. Но местных водителей по-прежнему мало, поэтому приходится работать с теми, кто приезжает. Здесь стоит отметить, что дефицит водителей общественного транспорта в Москве существует ещё со времён СССР.

Остановки и маршруты

Дептранс: Все коммерческие автобусы останавливаются только на оборудованных остановках. Посадка и высадка пассажиров «на углу дома» и «на перекрёстке» останутся в прошлом, как и агрессивный стиль вождения. Это сократит количество дорожно-транспортных происшествий с участием коммерческих перевозчиков.

Если на маршруте необходима дополнительная остановка, пассажир может оставить обращение через портал transport.mos.ru. Все запросы анализируют и по возможности претворяют в жизнь. Так на данный момент решается вопрос об организации девяти дополнительных остановок.

Все уникальные маршруты в Москве сохранены. За коммерческими перевозчиками закрепили 30 % городских маршрутов, а 70 % пассажирских перевозок остаётся за ГУП «Мосгортранс». При планировании маршрутной сети учитывалось расположение социальных объектов — школ, больниц, многофункциональных центров.

Павел Яблоков: В одних районах наблюдается серьёзный рост предложения по перевозке, в других оно осталось примерно на прежнем уровне, а есть и те места, где фактически работавшие маршруты, увы, отменяются без компенсации.

Например, без своего маршрута остался микрорайон Переделкино Ближнее. Там ходила маршрутка 497м, которую заменили автобусом 497. Но автобус заканчивает путь раньше, так как маршрутка ходила по неутверждённой городом трассе. До поры до времени такое положение многих устраивало: маршрут как бы был, но в то же время его как бы никто не утверждал, поэтому там могли нарушаться требования к организации регулярных автобусных перевозок (в Переделкине Ближнем очень узкие внутрирайонные улицы).

Кроме того, читатели нашего сайта жалуются на отмену маршруток, следовавших до метро «Петровско-Разумовская»: количество автобусов, назначенных на замену им, пассажиры не считают достаточным. Без компенсации отменили маршрут 356м, следующий от Белорусского вокзала в Западное Дегунино. Его должен был заменить продлённый троллейбусный маршрут 56. Однако до Белорусского вокзала он по-прежнему не дотягивает, заканчиваясь в районе Савёловского вокзала у Сущёвского Вала.

Пригородные маршрутки

Павел Яблоков: Пригород — это Московская область, другой субъект Российской Федерации. Транспортная реформа Москвы на данном этапе на эти маршруты не распространяется. Условно говоря, маршрутки «Москва — Балашиха», «Москва — Химки» и им подобные пока остаются. Впрочем, и с ними в будущем будут происходить какие-то трансформации, но это вопрос совместного ведения Москвы и Московской области, а они пока не заключили соглашения о транспортном обслуживании на смежных межрегиональных маршрутах. Во всяком случае, официально об этом ещё не сообщалось.

Да, не должно остаться маршруток внутри Москвы. Но частные перевозчики при этом останутся. Например, 211-й маршрут, разыгранный на аукционах в 2015 году и запускаемый сейчас, обслуживают именно они, а не Мосгортранс.

Проблемы

Павел Яблоков: Сама идея реформировать городские маршрутки, безусловно, хорошая. Но реализация, к сожалению, далеко не лучшая — очень много сумбура. Это и несвоевременное, недостоверное и неполное информирование пассажиров, и начало работы новых маршрутов до отмены старых (и наоборот — с разрывом во времени между окончанием работы старых и началом новых). Другой негативный момент в том, что изначально объявленные сроки выхода перевозчиков на маршруты не удалось выдержать. В какой-то момент пассажиры растерялись: информация из развешанных по городу объявлений не соответствовала действительности. Ещё с апреля-мая везде развесили красочные объявления о том, что какие-то маршруты будут изменены, а какие-то — заменены на автобусы. Но нигде так и не появилось точной информации, когда же маршрутки должны исчезнуть. По-хорошему, за десять дней (не меньше) город должен был объявить везде — мол, всё, с 15 августа маршруты прекращают работу. Но по каким-то причинам этого делать не стали. Возможно, чиновники решили, что уже обо всём рассказали заранее. Но в этих предварительных объявлениях не было даты 15 августа. Пассажиров реально не подготовили именно к этому дню.


Обложка: Шарифулин Валерий/ ТАСС