С 1 по 9 декабря в Санкт-Петербурге пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». После того как кинотеатр «Ленфильм» отказался принять  фестиваль, организаторы перенесли все показы в «Англетер» и «Родину». На фестивале покажут 39 картин, 22 из которых будут представлены в конкурсной программе. Расписание показов опубликовано на сайте «Артдокфеста».

The Village представляет семь важных фильмов из петербургской программы фестиваля.


«Павленский: человек и власть» (Ирене Лангеман)

«Англетер», 1 декабря, 19:30

Российская премьера фильма о Павленском откроет «Артдокфест» в 2016 году. Картина Лангеман рассказывает не только о скандально известном российском акционисте, но и о современном российском обществе.

«Это большая европейская фундаментальная документальная картина, премьера которой состоится на главных мировых фестивалях. Это настоящий документальный блокбастер. Фильм говорит о невероятном интересе западного мира как к личности Павленского, так и к состоянию современного искусства в России и в целом — к самой России», — рассказал изданию Meduza президент фестиваля Виталий Манский.


«Родные» (Виталий Манский)

«Англетер», 2 декабря, 19:00

Новый фильм самого известного современного российского документалиста. Виталий Манский общается со своими украинскими родственниками и выясняет, что они думают о своей стране, о России и конфликте на востоке Украины.

«Это очень личная картина, мне кажется, что именно личная интонация сейчас как никогда важна и нужна. Если мы не сможем понять близких людей, то удаленно разобраться в сложнейшем периоде наших отношений, скажем, с Украиной или с Грузией, нереально», — рассказал режиссер журналисту «Радио Свобода».


«Слишком свободный человек» (Вера Кричевская)

«Англетер», 3 декабря, 20:45

Документальный байопик Бориса Немцова. Авторы картины скомпилировали ее из интервью убитого политика, архивных съемок и воспоминаний друзей и коллег Немцова. Среди рассказчиков — дочь Бориса Ельцина Татьяна Юмашева, предприниматель Михаил Фридман, оппозиционер Алексей Навальный и другие.

«Документальное кино о политике из прошлой эпохи, про которого ясно, какой он титан, только после того, как эпоха ушла безвозвратно. В этом жанре в России есть один безусловный шедевр — „Перед судом истории“ Фридриха Эрмлера, задуманный как свидетельство исторической несостоятельности Василия Шульгина на фоне позднехрущевского СССР. У Кричевской и Фишмана получился отличный ремейк Эрмлера», — пишет журналист Олег Кашин.


«Хроники неслучившейся революции» (Константин Селин)

«Англетер», 4 декабря, 16:00

Одна из самых злободневных лент фестиваля посвящена протесту российских дальнобойщиков против введения системы «Платон». Не самое веселое, но очень актуальное кино.

«Взгляд на протест изнутри. Не столько про объединение дальнобойщиков, ограбленных „Платоном“, сколько о цене свободы. О том, как поднималась волна протестов. О вопросах, которые задают себе люди, желающие остаться людьми. О надеждах („Ура! Целая колонна!“) и разочаровании („Нет никакой колонны…“)», — описывает фильм обозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова.


«Дорога» (Дмитрий Калашников)

«Англетер», 5 декабря, 17:00

Дмитрий Калашников собрал свой фильм из множества записей с автомобильных видеорегистраторов. По мнению кинообозревателя Марии Кувшиновой, работа режиссера стала одной из немногих фестивальных картин, претендующих на универсальность высказывания.

«Стоическая реакция пассажиров, неуместный оптимизм радиостанций и абсурдность видеоряда — кажется, что все мы едем в этой машине по бесконечной заснеженной дороге, едва успевая уворачиваться от смерти, летящей в лобовое стекло», — пишет она.


«Аустерлиц» (Сергей Лозница)

«Родина», 6 декабря, 21:00

Фильм Сергея Лозницы посвящен музеям, работающим на территориях бывших концлагерей. Картину украинского режиссера показали в документальной секции Венецианского кинофестиваля, и там ее приняли очень тепло.

«Перед камерой проходят сотни людей, осматривающих то, что осталось от лагеря. Но что именно они видят, остается за кадром, кроме плана в конце фильма, где мы видим, что посетители рассматривают раскрытые печи крематория. Перед нами толпа, которая пришла смотреть и смотрит. Нейтральный взгляд камеры дублирует взгляд посетителей и при этом успешно избегает соблазна отнестись иронически к одетым в шорты и панамы обывателям», — пишет Михаил Ямпольский в своей статье на Colta.ru.


«Женщина и ледник» (Аудрюс Стонис)

«Англетер», 8 декабря, 21:30

Имя литовского режиссера Аудрюса Стониса не слишком известно широкому зрителю, хотя еще в 1992 году его «Земля слепых» получила приз Европейской киноакадемии за лучший документальный фильм. Героем новой работы Стониса стала литовская женщина-ученый, которая живет и работает у ледника Туюксу в горах Тянь-Шаня.

«Тем, что вынесено в название, содержание практически исчерпывается: женщина и ледник, существующие каждый в своем ритме, причем внимание обоим уделяется равное. В фильме почти нет слов. Используя минимум средств, Стонис добивается мощнейшего эффекта», — отмечается в публикации журнала «Сеанс».