«Повар на колёсах»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 1.

Семейное кино от режиссёра «Железного человека» Джона Фавро о том, как опытный повар придумывает свой малый бизнес с нуля при поддержке сына и неунывающего младшего коллеги. В истории про фургончик с кубинской уличной едой, который колесит по Штатам и получает народное признание, на вторых ролях играют Дастин Хоффман, София Вергара и Скарлетт Йоханссон. Оптимистичная история оживляет не только теорию малых дел, но все мечты гастроэнтузиастов начала XXI века о небольшом и честном бизнесе, в который можно без остатка вкладываться круглые сутки и чувствовать отдачу.

 

 

«Крылышко или ножка»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 2.

Китчевая французская комедия 1960-х с Луи де Фюнесом в главной роли о гастрономическом критике, который пытается в одиночку бороться с корпорацией полуфабрикатов. Противостояние тонкого ценителя еды и фабричного гиганта, который через подмену еды отнимает у нации её идентичность, — это и комичная антиутопия с типичными гэгами французской комедии, и довольно точная пародия на глобализацию много лет спустя. Знаете ли вы, из чего сделаны ваши рыбные палочки в панировке? Режиссёр «Крылышка или ножки» в деталях описал, как появляется дешёвая и массовая еда и почему она не имеет никакого отношения к традиции и хорошему вкусу.

 

 

«Официантка»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 3.

Феминистское драмеди Эдриенн Шелли о беременной провинциалке, которая сбегает от мужа-тирана, чтобы открыть дайнер мечты с пирогами собственного приготовления. Фильм остроумно и точно описывает новую волну малых бизнесов, которые выросли из частных историй трудного выбора, кулинарных хобби и кухонных талантов. Официантка чужого дайнера превращается в хозяйку своего места, пока на экране готовятся десятки пирогов с изысканными начинками и удивительными названиями (пирог «Что мне делать с ребёнком?» или пирог «Как я стала такой неудачницей?»), каждое из которых отражает смятение героини перед будущим.

 

 

«Одуванчик»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 4.

Абсурдная японская комедия из середины 1980-х о создании лучшей в городе лапшичной, а заодно о шокирующей Азии, её нравах и японском поклонении хорошей еде. Половина фильма — рамен-вестерн о героине по имени Тампопо (Одуванчик), которая учится готовить лапшу, обходит конкурентов и пытается угодить окрестным жителям. Вторая часть — пародийные скетчи о развратной и гедонистической Японии, где еда важнее смерти, всех земных чувств и даже собственного достоинства. Банальная мысль о том, что мы есть то, что мы едим и то, с кем мы едим, превращается в «Одуванчике» в череду язвительных ремарок о человеческой слабости. В конечном счёте наши страхи, чувство вины, желания и фантазии имеют ту же природу, что тоска по дружескому плечу или невозможность уступить запаху жареного мяса.

 

 

«Желудок»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 5.

Захватывающая бразильская драма о поваре, который оказался в тюрьме после страшного преступления и пытается спасти свою шкуру умением хорошо готовить. Жуан Мигел, сыгравший главную роль в фильме, идеально показывает обманчиво простодушного и беззащитного человека, готового на любой план ради выживания. К тому же в «Желудке» есть сотня гастрономических нюансов о Южной Америке, которых не найти ни в одном даже самом добросовестном путеводителе. Мы услышим спор о горгондзоле, лекцию о хранении вина в винотеке, рецепт жареных колумбийских муравьёв, бразильский фастфуд и инструкцию, как правильно замесить тесто на роме.

 

 

«Есть, пить, мужчина, женщина»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 6.

Один из ранних и самых удачных фильмов голливудского режиссёра Энга Ли — о китайской семье из отца и трёх дочерей, в которой все самые важные решения принимаются за традиционным воскресным ужином. Фильм о привычном столкновении поколений и утраченных связях строится вокруг судьбы пожилого повара, который утратил вкус к еде и жизни и вынужден отпускать детей из общего дома. Энг Ли лучше многих показал, как в семьях трапеза заменяет разговоры, когда ключи к пониманию друг друга потеряны.

 

 

«Кускус и барабулька»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 7.

Трёхчасовой эпос Абделатифа Кешиша о большой тунисской семье, которая пытается открыть этнический ресторан на престижном берегу французского портового города и проходит на этом пути все круги ада. В этом обманчиво суетливом и очень многослойном фильме история о семейном бизнесе из последних сил — всего лишь задник для сцены большой трагедии современной семьи, кризиса Европы и мирового капитализма. Кешиш показывает, что бизнес у истоков имеет и всегда имел семейственные корни, чёткую иерархию и бескорыстную преданность общему делу. А для большинства иммигрантов национальный ресторан — это не игра в маленький бизнес и не рисковый стартап в кругу безбедных друзей, а последний способ продать себя миру через свою идентичность.

 

 

«Пряности и страсти»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 8.

Спекулятивная история Лассе Халльстрёма о молодом индийском поваре и его пути к славе в обрамлении отличной игры британки Хелен Миррен и индийца Ома Пури. Большая индийская семья открывает собственный ресторан напротив мишленовского во французской глубинке. За презрением начнётся соперничество, за соперничеством — дружба, а за ней — и новые возможности. Мультикультурализм — одна из самых трудных тем, которую опаснее всего свести к происходящему в тарелке. Но этого банального приёма не стесняется известный конъюнктурщик Халльстрём, когда говорит о встрече культур — в его фильме рассказывается, что карри неплохо было бы подружить с запечённым голубем и все мы в конце концов люди.

 

 

«На обочине»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 9.

Горькая комедия американского реалиста Александра Пейна с Полом Джаматти о путешествии двух старых друзей по калифорнийским виноградникам, о винных дегустациях и неизменном разочаровании в себе накануне сорокалетия. «На обочине» показывает, как путешествие за хорошим вином в Калифорнию или Прованс стало одним из главных туристических сценариев для пар, которым не хочется ничем рисковать и не о чем больше говорить. Сорта вина и названия винодельческих районов могут быть удобным шифром, чтобы спрятаться от смертной скуки, как будто закат на тихоокеанском берегу с бутылкой верного сорта может заменить жизнь, на которую не хватало смелости.

 

 

«Путешествие»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 10.

Едкая комедия Майкла Уинтерботтома с отлично сыгранным комедийным дуэтом Роба Брайдона и Стива Кугана — о поездке двух заклятых друзей в оплаченный гастротур по британскому захолустью. Неделя в британской пасторали незадолго до Рождества пройдёт у героев в обоюдном ёрничаньи, постоянном соперничестве и конкурсе пародий на легендарных британских актёров — от Шона Коннери до Хью Гранта. Не слишком везучие и не очень счастливые, британцы будут дразнить друг друга так же часто, как на белых скатертях будут меняться тарелки с блюдами высокой кухни.

 

 

«Пир Бабетты»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 11.

Оскароносный датский фильм с актёрами Дрейера и Бергмана рассказывает о французской служанке, которая в конце XIX века после многих лет жизни на чужбине готовит для аскетичных жителей скандинавской деревни ужин в лучших традициях парижских ресторанов. Меланхоличное и неземное кино о трапезе как жертвоприношении — настоящий памятник французской кухне и любимое кино нынешнего Папы Римского о добродетели и жизни с другими. Из «Пира Бабетты» очевидно, что история может быть беспощадной, протестантская этика имеет мало общего с католическими церемониями, а какой-то одной и всем понятной Европы просто не существует.

 

 

«Хлеб счастья»

12 важных фильмов о еде. Изображение № 12.

Идиллическая и простая японская история о паре влюблённых дауншифтеров, которые открыли небольшую пекарню в деревне, где пытаются помочь местным жителям. Инфантильный «Хлеб счастья» — воодушевляющее и безопасное семейное кино о традиционных ценностях, где на все кризисы современного человека даётся однозначный ответ. По правилам японской жизни, помощь другим, ручной труд, простая еда и вековые обычаи приводят к счастью в скромности и простоте. В предельно оторванном от реальности фильме нет руководства для тех, кто собирается открыть собственное дело (а значит нет конкуренции, страхов, капитализма, стресса и зависти), но есть яркая фантазия о другой судьбе, которую хочет для себя, пожалуй, каждый второй житель современного мегаполиса.