Каждый день мы едим, говорим о еде, ругаемся из-за неё, поём о едепишем о ней и снимаем её на фото и видео. Вкусная еда доставляет нам удовольствие, ей хочется делиться, она объединяет друзей и семью за одним столом и нередко бывает поводом для создания новых связей. В новой рубрике мы хотели бы обратить внимание на один из перечисленных пунктов — еду, запечатлённую на видео, но не в рекламных роликах, а в большом кино.

По просьбе The Village журналист Алиса Таёжная каждые две недели будет рассказывать о фильмах, где еда и кухня занимают если не главное место, то очень важное. Это будут и редкие старые картины и новые. Но начнём мы с премьеры — «Повар на колёсах» Джона Фавро (с ним же в главной роли) и со Скарлетт Йоханссон (во второстепенной).

 

«Повар на колёсах»

Chef, 2014

РЕЖИССЁР: Джон Фавро

В РОЛЯХ: Джон Фавро, София Вергара, Джон Легуизамо,
Скарлетт Йоханссон, Дастин Хоффман, Роберт Дауни–мл., 
Эмджей Энтони, Оливер Платт

«Повар на колёсах»: Как уволиться из серьезного ресторана и открыть кафе-фургон с кубинской едой. Изображение № 1.

 

О чём этот фильм

Повар Карл Каспер (в исполнении Джона Фавро) с татуировкой разделочного ножа во всю руку работает шефом в когда-то блистательном французском ресторане Gauloises и нервничает перед приходом влиятельного кулинарного критика Рамзи Мишеля. У Каспера есть босс, вставший на ноги ещё в 60-е и больше всего боящийся разочаровать старых клиентов (Дастин Хоффман), улыбчивая хостес с провинциальным шиком (темноволосая Скарлетт Йоханссон с чёлкой и незабываемым декольте и поясом поверх блузки) и крепкая команда на кухне. Вне кухни самая его главная головная боль — это жаждущий общения 10-летний сын, живущий в доме с никогда не унывающей бывшей женой-кубинкой (София Вергара) и дюжиной домработниц.

«Повар на колёсах»: Как уволиться из серьезного ресторана и открыть кафе-фургон с кубинской едой. Изображение № 2.

После разгромной рецензии Мишеля Карл Каспер впервые выходит в твиттер и втягивается в огромный фуд-скандал, возможный только в мире человека, который слишком много лет провёл у духового шкафа и утратил связь с реальностью, захваченной хештегами, твиттером, вайном и инстаграмом. Ниже падать уже некуда, и Карлу Касперу приходится распрощаться с рестораном, где ему много лет не давали приготовить хотя бы стейк из тунца, не говоря уже о луизианском хот-доге или carne asada. Единственный выход для него сейчас — целиком положиться на интуицию, купить старый фургон для торговли едой и взять в компаньоны сына и подчинённого мексиканца из ресторана, чтобы проехать с восточного побережья США на западное, вернуть кулинарное чутьё, уважение коллег и сына, а главное — веру в самого себя.

 

Что мы узнаём из него о еде и о нас

Странно представить себе такой небольшой и сибаритский фильм в исполнении того, кто последние несколько лет снимал для нас «Железного человека». «Повар на колёсах» для голливудского режиссёра Джона Фавро, который играет в этом фильме заглавную роль, написал сценарий, спродюсировал и нашёл актёров на запоминающиеся камео, — это проект не только про кулинарию, но и про возвращение к корням. Фавро пришёл в большое кино из инди и так устал от студийных рамок с их антрекотами, фонданами и вечным лозунгом успеха play your hits!, что решил проверить, сможет ли он снять личную историю, полагаясь целиком на себя самого, и поедет ли его простой, но честно сделанный кафе-автобус. «Повар на колёсах» поехал, хоть и касается большого количества общих мест и, кажется, не сообщает ничего нового о мире в главном, но довольно много — о современной Америке в деталях и сменившихся приоритетах в еде.

«Повар на колёсах»: Как уволиться из серьезного ресторана и открыть кафе-фургон с кубинской едой. Изображение № 9.

Рецепт кубинского сэндвича

Белую булку разрезать пополам, смазать снаружи
сливочным маслом, положить два ломтика ветчины
и два ломтика курицы,
сыр, два тонких и длинных
ломтика кабачка, горчицу.
Готовить одну минуту
в пресс-гриле. 

Для съёмок фильма, по которым можно приготовить ужин из дюжины блюд (так подробно и с беззастенчивостью фуд-порно показано всё, что происходит на кухне шефа: от поджаристого хлеба до яиц пашот), Джон Фавро взял 6-недельные курсы в кулинарной школе и сам научился стремительно резать кабачки и чистить чеснок одним движением руки.

Что мы узнаём о современной кухне из «Повара на колёсах»? Что готовить под палящим солнцем — невероятно сложная работа, даже если любишь это всем сердцем. Что говорить в кулинарии новое можно, опираясь на свои корни, когда еда — твоё призвание. Что собственное дело — это всегда работа 24 часа в сутки и важный личный выбор, за которым всегда стоит пережитое разочарование в системе. Что разговор с твоей собственной совестью страшнее встречи с кулинарным критиком. Что нет лучшего способа объединить семью, чем встреча за ужином, который вы приготовили вместе. Что хештеги, геолокация и твиттер — главный способ найти своих первых посетителей. И что если вам нужен хороший SMM-менеджер, вряд ли кто-то справится с этой ролью лучше, чем ваш 10-летний сын со смартфоном. Российский дубляж совершенно точно обогатился после «Повара на колёсах» не только внезапным словосочетанием «фуд-трак» (я ожидала «еду из фургончика»), но ещё и неизбежными словами «фуд-блогеры», «хейтеры», «кетл-корн» и «хайп».

«Повар на колёсах»: Как уволиться из серьезного ресторана и открыть кафе-фургон с кубинской едой. Изображение № 10.

Пару недель назад большой американский сайт опубликовал статистику миграции в Соединённых Штатах, из которой следует, что страну в скором времени можно будет спокойно назвать United States of Mexico: количество мексиканских комьюнити, особенно в южных штатах, полностью меняют образ жизни и ежедневные привычки половины Америки. Герой «Повара на колёсах» сам был женат на латиноамериканке и имеет от неё кареглазого кудрявого ребёнка. Половина людей на его кухне — приехавшие с южных границ, его партнёр по бизнесу — мексиканец, и именно от них Карл Каспер берёт рецепты будущих бестселлеров своего фуд-трака и придумывает ему броское название Cubanos.

Первая успешная сделка в жизни главного героя — обещание хорошего кубинского сэндвича и бутылки Cerveza (то есть пива по-испански. — Прим. ред.) всем мексиканцам, кто поможет ему поднять в фуд-трак тяжеленные плиты, печи и грили. Кубинская и мексиканская музыка звучит постоянным фоном, в котором прогрессивная Америка прощается с сетевыми аналогами Taco Bell и Chili's и готова стоять в длинной очереди за честным сэндвичем по домашнему рецепту в Майами, Новом Орлеане, Остине или Лос-Анджелесе.

Сам фильм пошёл в Америке на ура ровно так же, как идёт на ура простая и вкусная еда из фургона без лишних хитростей. Кесадильи, вдохновлённые рецептами бабушки Хуаниты, а не анонимными призраками основателей сетей — та минимальная честность, которую можно купить себе в XXI веке в яркой и симпатичной палатке от приятных людей на рынке глобального капитализма. И неважно, что для главного героя фургончик — всего лишь переходный этап от чужого ресторана к собственному, очевидно, что теория малых дел — едва ли не самая жизнеспособная парадигма сопротивления и главное, что питает растерявшихся толковых людей, которые засиделись на тёплом месте так долго, что потеряли из виду собственную мечту.