Сегодня «Известия» опубликовали интервью с заместителем руководителя Роскомнадзора Максимом Ксензовым. Ведомство не исключает возможности блокировки Facebook и Twitter в случае, если компании не будут подчиняться действующим законам. Позже представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский подтвердил, что ведомство действительно рассматривает такой вариант развития событий. Он подчеркнул, что блокировка любого твита с незаконной информацией «неизбежно приведёт к недоступности всего сервиса микроблогов в России». H&F спросил предпринимателей, чья работа напрямую связана с соцсетями, какие риски последуют за этим решением. 

 

Все умрут, а мы останемся: Предприниматели — о возможной блокировке Facebook и Twitter. Изображение №1.

 

Герман КЛИМЕНКО

Основатель LiveInternet

Если говорить про Twitter, то он никак не вовлечён в деловой оборот. Им пользуются чиновники и богемная тусовка, они пострадают, но это не бизнес. Мы знаем, что секреты SMM-продвижения — скорее PR-история, чем эффективная. Если Роскомнадзору понадобится заблокировать эти ресурсы, никто не понесёт убытков с точки зрения бизнеса.

Мы вообще должны признать, что чем жёстче государство будет относиться к иностранным компаниям, тем лучше будут дела у российских аналогов. У «ВКонтакте» резко улучшится качество популяции, сейчас всё ещё принято считать, что там одни подростки и дети. 

Что касается  трафика, то, если мы посмотрим глобальную статистику, в целом по Рунету Facebook даёт 15% переходов, а Twitter — 5%.

Вы думаете, если государство запретит Google, «Яндексу»
будет хуже? Бизнес однозначно за. Но кто-то по ряду
причин вслух этого не говорит

 

Ну они перейдут к «ВКонтакте», LiveJournal или ещё куда-то. Если мы посмотрим, как ведут себя другие страны, то увидим, что зачастую регулирование там более жёсткое. В Израиле куча ресурсов закрыты и никто не устраивает шоу — просто государство приняло такое решение.

Ну и мы часто забываем, что монополия порождает дикий спрос со стороны инвесторов, потому что бизнес становится более предсказуемым.

Плохо придётся только тем, кто работает на две стороны. Например, игры, которые есть и в России, и за рубежом, — им придётся определяться. Компаниям, которые локализованы здесь, от ограничений финансово будет только лучше. Вы думаете, если государство запретит Google, «Яндексу» будет хуже? Бизнес однозначно за. Но кто-то по ряду причин вслух этого не говорит.

 

Все умрут, а мы останемся: Предприниматели — о возможной блокировке Facebook и Twitter. Изображение №2.

 

Денис КРЮЧКОВ

Основатель «Тематических медиа»

Насколько я знаю, сейчас у чиновников нет диалога с Twitter, возможно, это высказывание направлено в сторону руководства микроблога. Если с Facebook общаются через Скоробогатову (Екатерина Скоробогатова — представитель Facebook в России. — Прим. H&F), то с микроблогом они вообще не могут решать вопросы нежелательного контента. Я думаю, что такая блокировка — это крайняя мера. На этой неделе была встреча Ксензова с представителями отрасли, где власти показали, что готовы к диалогу. Я, например, спрашивал о том, что мне делать с комментариями на «Хабре». Они готовы вносить какие-то отдельные изменения для отраслевых сайтов, вносить правки в законы. 

Если Facebook и Twitter российский рынок интересен, они будут работать в рамках закона и cотрудничать с Роскомнадзором. Здесь можно вспомнить пример с Турцией — на какое-то время соцсети запретили, но после всплеска негодования их вернули обратно. 

 

Все умрут, а мы останемся: Предприниматели — о возможной блокировке Facebook и Twitter. Изображение №3.

 

Александр ВИНОКУРОВ

Владелец «Дождь», «Слон», «Большой город»

Если отключат Facebook и Twitter, бизнес глобально поменяется, начнётся новая эра. Вопрос встанет, возможен ли вообще бизнес, или мы будем жить в стране, больше похожей на Советский Союз или Иран. В медиа будут только стражи государственных интересов. Кто-то перестроится, если у нас не запретят коммерческий бизнес. Тогда вопрос, откуда трафик и сколько его приносят соцсети, уже не будет никого волновать. 

А такая блокировка вполне возможна — события последних месяцев убедили меня, что ничего невозможного для нашей страны нет.

 

Все умрут, а мы останемся: Предприниматели — о возможной блокировке Facebook и Twitter. Изображение №4.

 

Юрий СИНОДОВ

Основатель Roem.ru

Высказывание Ксензова показывает желание государства получить инструмент давления на западные компании, которые могут проводить политику, нежелательную России, или влиять на нашу инфраструктуру. Вспомните пример с MasterCard и Visa — их заставили держать заметные для них деньги на счетах в России и будут требовать от них бесперебойной работы под угрозой изъятия этих денег в виде штрафов.

Думаю, что то же самое происходит с Facebook и Twitter: компании хотят заставить завести в Россию свои финансовые потоки, чтобы впоследствии, под угрозой их потери, принудить их исполнять требования российских властей. Правда, по медийным, а не инфраструктурным соображениям.

Что касается моих проектов, блокировка Facebook и Twitter скажется на них скорее позитивно: многие сайты, которых рассматривают как моих конкурентов, получают трафик оттуда.

 

Все умрут, а мы останемся: Предприниматели — о возможной блокировке Facebook и Twitter. Изображение №5.

 

Денис ТЕРЕХОВ

Партнёр в агентстве «Социальные сети»

Я искренне надеюсь, что до блокировок не дойдёт. Но если всё-таки будет реализован подобный сценарий, нам придётся сосредоточиться на коммуникациях в российских сетях. Это, конечно, скажется на бизнесе агентства, но вряд ли критическим образом. У нас сбалансированный портфель как в отношении клиентов, так и в отношении линейки услуг.

 

Все умрут, а мы останемся: Предприниматели — о возможной блокировке Facebook и Twitter. Изображение №6.

 

Леван НАЗАРОВ

Партнёр Mili.ru

Пользователей, которые зарегистрировались у нас через Facebook, — не более 6% от общего количества. С прагматичной точки зрения, для наших математических моделей будет даже лучше, так как эти 6% зайдут через «ВКонтакте» или «Одноклассники».

 

Все умрут, а мы останемся: Предприниматели — о возможной блокировке Facebook и Twitter. Изображение №7.

 

Виталий БЫКОВ

Директор рекламного агентства RedKeds

Мы ведём группы в основном в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Если у нас в России не будет первого, то мы просто перенесём все наши аккаунты и работу с аудиторией в российские социальные сети. Особенной проблемы для бизнеса мы в этом не видим. Вполне возможно, что на короткий период сократится наша выручка. Но сократится и количество работы, поэтому мы сможем съездить в отпуск. 

 

 Фотография на обложке: Pearse Phillips