Сергей БЕЛОУСОВ

CEO Acronis, сооснователь Rolsen и Parallels
старший партнёр Runa Capital

В последнее время довольно часто появляются новости о закрытии того или иного стартапа. Cтало известно о проблемах PinMe и Displair, который то ли продолжает работать в урезанном виде, то ли меняет бизнес-модель. Я не удивлён: в этом году нас ждёт череда подобных историй. 

Часто причина краха кроется в отношении стартаперов к проектам, когда получение инвестиций — основная задача и показатель успеха, а о самом бизнесе никто толком не думает. Заканчивается это в итоге плачевно. Надеюсь, последние неудачные примеры станут для многих предпринимателей хорошим поводом задуматься, что и для чего они делают.

Когда-то, ещё не очень давно, технологическая индустрия была чем-то передовым, уделом избранных, которые хотели изменить мир. Практически любая технология была новой и революционной. Но отрасль уже изменилась и продолжает меняться. На мой взгляд, это нормально и хорошо.

На индустрию IT приходится 10% мировой экономики — это огромная сфера. Теперь здесь недостаточно быть революционным — и даже скорее необязательно. В первую очередь надо быть прагматичным: снижать расходы и увеличивать доходы. IT превратился в обычный бизнес, хотя многие этого ещё не поняли. У молодых предпринимателей в голове сохраняется ощущение, что проект должен быть в первую очередь inspiring & bold (вдохновляющим и дерзким. — Прим. H&F). Это не так. 

К человеку, который открыл, например, производство болтов, ни у кого не возникает вопросов: а зачем тебе это надо, будет ли это прорывом? Какая разница, это хороший бизнес, болты нужны всем, и на этом можно нормально зарабатывать. Вот логика нормального бизнесмена. 

Представьте себе предпринимателя из любой «обычной» отрасли, который думает так: «Мы сейчас зарабатываем миллион, через год будет три, потом 10, 20, 50. Но зачем? Это же не прорыв, не революция». Смешно звучит — в реальности никто так и не рассуждает. Технологическая отрасль в этом смысле не отличается от других. При этом здесь уже сейчас есть куча возможностей для открытия бизнесов —может, не революционных, но потенциально успешных.

время надутых капитализаций и огромных инвестиционных раундов прошло. Так что пока лучше подумать, как сделать хороший бизнес

 

Скажем, у Acronis есть потребительское направление, связанное с бэкапом данных — оно небольшое, не стратегическое и, наверное, не прорывное, но вполне может дорасти до $100 млн оборота. Это хороший бизнес, и таких примеров много. Тот же бэкап, но вне «облака» — это вообще «не круто», но даже им будут пользоваться ещё как минимум лет 20, и там можно зарабатывать. Таких направлений в IT — огромное количество.

Индустрия меняется. Предприниматели условно делятся на мечтателей и бизнесменов. Время первых сейчас уходит. Я бы посоветовал делать не «крутые стартапы, которые изменят мир», а те, которые помогают улучшить что-то уже существующее. Такие примеры есть и сейчас.  

Возьмём Rocketbank. Предприниматель Виктор Лысенко поработал в Groupon и стал делать просто удобный банк, которым пользуются люди. И всё, никакой «революции» тут нет. Нужно, чтобы в IT приходили вот такие «обычные» предприниматели, которые будут думать об «обычных» бизнесах и работать, а не мечтать. 

И они уже приходят — происходит прагматизация технологической индустрии. Это нормально, такое переживала любая отрасль: когда-то было круто делать машины или телевизоры, а сейчас это «просто» бизнес.

Я не говорю, что не должно быть мечтателей или не надо хотеть изменить мир. Конечно, надо. Просто необходимо понимать, что визионеров, предположим, 1% от общего числа предпринимателей. И что думать в любом случае надо не только о мечте, но и о том, как продать за $10, заработав $5. 

Это означает, что время надутых капитализаций и огромных инвестиционных раундов прошло. Оно когда-нибудь вернётся, но уже с каким-то другим трендом. Так что пока лучше подумать, как сделать хороший бизнес.