Штефан Лутшингер — художник, преподаватель, исследователь. В разное время преподавал в университетах Вестминстера, Мидлсекса, Таллина. В настоящее время является приглашённым исследователем в Центре изучения демократии Университета Вестминстера, преподает Media & Cultural Studies в СПбГУ. В качестве художника участвовал во множестве проектов, в том числе в проекте внедрения актуального паблик-арта в городские пространства Вены. Член арт-группы Class Wargames (Лондон).

Многие считают, что художники должны заниматься только искусством, такая идея кажется мне довольно реакционной. Крайне важно развивать participatory art, демократизировать искусство. Есть известная цитата Петера Вайбеля (нынешнего куратора Московской биеннале, кстати) о том, что при помощи паблик-арта мы вряд ли сможем сделать людей умнее, но можем сделать умнее окружающую их среду. Речь идёт как раз о том, чтобы сделать окружающий мир несколько лучше, поставить вопросы и попытаться найти на них ответы. Что такое публичность, общественность, общество? Не являемся ли мы просто фрагментированными, атомизированными субъектами? Что объединяет нас? Именно в поиске ответов на эти вопросы и заключается, на мой взгляд, общественная функция искусства.

Родоначальником паблик-арта в Австрии стал один из основателей венского акционизма — Гюнтер Брус. Именно он в середине 60-х годов начал предпринимать так называемые интервенции, внедрения в общественные пространства. В одной из первых акций забинтованный, с кровоточащими ранами, Гюнтер Брус попробовал пройти через центр Вены, символизируя разделение австрийской столицы (в результате Второй мировой войны) своим собственным телом. Довольно быстро его остановили полицейские и даже арестовали. Стоит отметить, что если какой-то художник попробовал бы осуществить подобную художественную акцию сейчас, то это вряд ли привлекло бы массовое общественное внимание, скорее всего, его бы приняли за стрит-артиста и, возможно, пожертвовали немного денег.