За последние пару месяцев на городских фестивалях, а иногда и просто на улицах в Донецке стала мелькать небольшая мобильная кофейня под названием Espresso bar Velo. Не автоприцеп, с которого подают кофе, а конструкция из велосипеда и большого деревянного ящика. The Village нашёл её владельца — Богдана Чабана — и поговорил с ним о проекте. 

 

Личный опыт: Как превратить велосипед в кофейню на колесах. Изображение № 1.

Богдан Чабан

владелец велокофейни Espresso bar Velo

 

 

  

Первый опыт

Я не новичок: в Донецке мой основной бизнес — кофейня «Изба-Читальня». Там проходят квартирники и концерты, а любой человек за барной стойкой может стать твоим другом. В этом году мне захотелось создать какой-то вспомогательный проект на летний сезон. Рассматривал вариант автомобильных кофеен, но понял, что их владельцы сталкиваются с рядом законодательных проблем: во-первых, запрет парковки в пешеходной зоне, во-вторых, использование газового оборудования. Давать взятки чиновникам и милиции не очень хотелось, поэтому я придумал альтернативное инженерное решение. Мне нужно было объяснить городским властям, как это будет выглядеть и доказать, что это будет соответствовать санитарным нормам. И они дали добро. Частенько заходят попить кофе, когда мы где-то рядом. 

 

Велосипед и кофемолка

Идею воплощали в течение трех месяцев со знакомыми кузнецами. Я придумывал как будет выглядеть рабочее место и что для него необходимо: из двух велосипедов и металлической трубы мы собрали трехколесный трайк. Из досок сколотили ящик, установили внутри электротехническое оборудование и специальные контейнеры для продукции. Ребята рассчитали, как это всё можно поставить на колеса, причем так, чтобы бариста мог спокойно крутить педали (вес конструкции, к слову, 300 кг!). Сложнее всего было наладить автономное электропитание, но с этим мы также справились.

 

Кофе

Мы варим кофе на итальянской эспрессо-машине, зёрна обжариваем за пару часов до выезда. С нами сотрудничает один из профессиональных обжарщиков Донецка, который занимается этим ремеслом более 15 лет. В меню — итальянская классика (эспрессо, капучино, американо) и прохладительные напитки — лимонад, дюшес, тархун, которые мы сами готовим  на основе советских рецептов. Ну и, конечно же, готовим безалкогольный мохито, правда уже по собственной рецептуре. Цены у нас демократичные: эспрессо — 8 грн, капучино — 10 грн, лимонад — 15 грн, большой капучино (450мл) — 25 грн, американо (на двух эспрессо) — 10 грн. Это обусловлено отсутствием арендной платы за место и поборов со стороны властей, так как всё официально оформлено. 

Личный опыт: Как превратить велосипед в кофейню на колесах. Изображение № 2. Личный опыт: Как превратить велосипед в кофейню на колесах. Изображение № 4.

Так как у нас экологичный проект, мы стараемся сохранять этот имидж до конца: используем материалы вторичной переработки, кофе только свежей обжарки, сиропы исключительно на основе натуральных экстрактов. Наша цель — приобщить город к кофейной культуре, чтобы людям было приятнее пить эспрессо или латте, а не пиво.

 

Посетители

Поначалу для горожан мы были той ещё диковинкой. Люди интересовались, как наша конструкция ездит, некоторые даже пробовали прокатиться. В основном к нам приходит молодёжь, хотя иногда заглядывают и люди постарше, которые просто гуляют по улицам. За два месяца работы у нас появились постоянные покупатели.

Донецк — совковый промышленный город, так я бы описал его лет пять назад. Сейчас это стремительно растущий мегаполис, где развивается и строится абсолютно всё. Мы работаем на крупных городских фестивалях и праздниках, сотрудничаем с фондом «Изоляция» на открытии их выставок, принимаем участие в кинопросмотрах под открытым небом. 

 

Будущее

В ближайших планах — развить сеть, которая будет охватывать всю Украину. Главное препятствие — это законодательство. Мы работаем ещё по законам Советского Союза, а там такого рода деятельности, как мобильные кофейни, не существовало в принципе. Приходится искать лазейки для выездной торговли в налоговом и санитарном законодательстве. 

 

Проект уже окупается. Сейчас мы установим два кофейных пункта в торговых центрах города, чтобы можно было перезимовать без потерь. Будем действовать как простой торговый прилавок, а весной опять вернемся на улицы.