The Village поговорил с организаторами благотворительной акции «Усабрь», аналога международного движения Movember, и выяснил, как уже третий год подряд они помогают детской благотворительной организации «Бабочка» тем, что просто не сбривают усы.

 

Личный опыт: Как помогать детям, отращивая усы. Изображение № 1.

Женя Шульгин

дизайнер-фрилансер 

Личный опыт: Как помогать детям, отращивая усы. Изображение № 2.

Юра Котеленец

руководитель торговой компании

 

Термины и история

В Россию «Усабрь» (так адаптировали слово Movember — moustache+november — петербургские органзиаторы акции) пришёл из Австралии. Молодые люди, чьи подруги и жёны запрещали им иметь растительность на лице, решили отпускать усы лишь раз в году, в ноябре. А чтобы не было лишних вопросов, придумали благородный повод: усы будут привлекать внимание к разного рода проблемам. В США акцию поставили на конвейер: в ноябре по всей стране десятки активистов собираются, чтобы помочь благотворительным организациям, исследующим рак простаты. Список стран-участниц постоянно обновляется на сайте Movember.com, но России в нём пока нет.

Усабрь

Ноябрь, на протяжении которого нельзя брить усы

  

Усобро

Официальный участник «Усабря»

  

Усобрист

Название участников в первом сезоне (2011 год)

 

  

«Усабрь»

В 2011 году мы решили создать в Санкт-Петербурге собственный «Усабрь», немного причесав его под российские реалии. Международный Movember собирает средства на изучение проблемы рака простаты — чисто мужской подход к чисто мужской проблеме. Мы подумали, что русский мужик этого не поймёт, и решили, что будем помогать детям, сиротам и инвалидам. Схема простая: мы отращиваем усы необычной формы и предлагаем каждому, кто спрашивает у нас о них, что-то пожертвовать детям. Выкладываем фотографии с усами в социальные сети, рассказываем о сборе денег, проводим благотворительные вечеринки. 

В первый сезон мы помогали организации «Пристань», которая готовит выпускников детских домов к самостоятельной жизни. Cобрали немного — около 15 000 рублей. Но тогда нас было всего пятеро. В 2012 году у нас было уже 15 официальных зарегистрированных участников и значительно больше незарегистрированных сочувствующих. Собрали больше 100 000 рублей, они пошли клубу «Бабочка», который занимается поддержкой детей-инвалидов в Петербурге. В этом году мы вновь собираем средства для них.

Личный опыт: Как помогать детям, отращивая усы. Изображение № 3.

 

Как проходит сбор денег

Деньги в фонд поступают в нашем случае двумя путями. Первое — это прямые пожертвования. Есть расчётные счета, веб-кошельки и прочее. Узнав об акции в соцсетях или на сайте, сторонний человек переводит деньги напрямую организации. Но основной поток средств идёт от участников. Одна девушка год назад на своей странице «ВКонтакте» устроила аукцион. Лотом было её собственное лицо: она предложила тому, кто даст большую сумму, нарисовать ей любые усы, и обещала проходить с ними весь день. Каждый участник собирает деньги, грубо говоря, себе в карман, а на финальной вечеринке все складывают конверты с указанием суммы в одно место. В этом году мы хотим избежать конвертов и наличности — в конце «Усабря» участники совершат перевод через определённую платёжную систему в адрес фонда, созданного клубом «Бабочка». В любом случае тут важен аспект доверия. И участнику, и нам, и благотворительному фонду, в пользу которого идут полученные средства. Но в благотворительности без доверия никуда. Наибольшая сумма, собранная одним участником в прошлом году, составила 15 000 рублей. Звание «Мистер Усабрь», к слову, получает не тот, у кого самые красивые усы, а тот, кто при помощи растительности на своей верхней губе соберёт больше всего денег.

 

Кто участвует

Участником может стать любой, кто всерьёз заинтересовался акцией. Для этого нужно пройти регистрацию и заплатить 500 рублей — на организационные расходы. После этого на сайте появится профиль участника с фото и рассказом о себе. Зарегистрировавшийся становится официальным представителем «Усабря», с этого момента его главная задача — рассказать об акции как можно большему числу людей. Кто-то просто на вопрос «что за глупые усы ты отрастил?» рассказывает об акции, кто-то создаёт небольшой тематический бизнес, который приносит средства, кто-то продаёт усатые футболки, создаёт тематические иллюстрации и сувениры. Это кто угодно, так или иначе принимающий участие в действе. Прошлогодний «Мистер Усабрь» сделал наклейки на авто, вроде тех, что обязаны клеить водители-новички, только с усами. Каждую продавали по 100 рублей, в сумме ему удалось собрать почти 10 000. 

Чтобы принять участие в «Усабре», можно и не регистрироваться. Сочувствующие могут просто перевести деньги или рассказать об акции друзьям. Регистрация — это просто заявление о более серьёзных намерениях.

Первые — экс-бородачи. Модные ребята в тренде, которые сбривают свои бороды. Это определённая жертва ради детей, ради благотворительности. Эту группу мы называем «Носи усы!».

  

Вторые — новообращённые. Те, кто не видит себя с усами и бреется постоянно. В «Усабре» они начинают выращивать жиденькие усишки с нуля. Эти ребята из категории, называемой «Расти усы!».

  

Третьи — это девушки. У них усы, к счастью, не растут, но они остаются самыми активными участниками. Фотографии с картонными усишками, нарисованные усы, волосы под носом, усы из войлока, одежда с принтом усов или пушистые аксессуары. 

  

Есть ещё герои-усачи — это те, кому усы не идут, но они стоически терпят и носят их весь месяц, не пытаясь разбавить бородкой или баками. Усачи-герои — это те, кто обладает достаточной самоиронией, чтобы носить глупые усы, вроде тех, что у дальнобойщиков и Халка Хогана. Усачи-герои — это все блондины, потому что им в принципе сложно отрастить хорошие усы, и даже если они будут густы и пышны, всё равно будут плохо заметны. Ну и главные герои — это те, кто смог убедить своих девушек и жён, что ему нужно носить усы целый месяц.

Для организаторов и участников отращивание усов практически обязанность,  для основной массы сочувствующих — уже подвиг. Они отращивают усы вместе с остальными и очень этим гордятся. Если клерк придёт на работу в офис с усищами, это вызовет шок. В мире, где серьёзно и без иронии усы носят лишь те, кому за 50, пойти на такой шаг не всегда легко. 

  

Акции и вечеринки

Сегодня почти вся популяризация движения завязана на интернете и социальных сетях. Как может обычный усабро привлечь внимание к акции? Сделать фото своих усов, показать, как они росли, или сделать фото до и после. Записывать видео с усами и повесить в Сети. Но в этом году мы хотим максимально развиртуализироваться. Планируем ряд вечеринок и акций, например, поучаствуем в ноябрьском «Ресторанном дне» с печеньем в форме усов в меню. Также мы планируем три вечеринки — открытие, «Экватор» и закрытие. 1 ноября, на официальном открытии «Усабря», трое из восьми организаторов, обладатели шикарной бороды, публично расстанутся с ней. Помогут им в этом работники местного барбершопа. «Экватор» — закрытая вечеринка для организаторов и зарегистрированных участников. Будем подводить итоги, проводить конкурсы, меряться усами и фотографироваться. Финальная вечеринка включает в себя подведение итогов и подсчёт собранных средств. Победителям — благодарности от представителя фонда, хорошая музыка и награждение «Мистера Усабря».

Личный опыт: Как помогать детям, отращивая усы. Изображение № 8.

 

Друзья усов

Акция благотворительная, поэтому нам удаётся договариваться о безвозмездной помощи с местами проведения вечеринок, типографиями. Это значительно уменьшает организационные расходы. В прошлом году во всех пространствах «Циферблат» были трубочки для коктейлей с усами. Каждая такая трубочка делала напиток дороже на 50 рублей, но люди их покупали, потому что знали, на что идут деньги. В этом году по такому же принципу мы сотрудничаем с кофейней «Глобал Граундс», в которой бариста будут на кофейных напитках рисовать усы корицей. Хорошо в популяризации любой акции помогают известные персонажи. Мы сейчас работаем над поиском таковых, например, музыкальных групп или игроков «Зенита». Они могут помочь по-разному: сфотографироваться с нашей символикой и хештегом, записать вирусное видео, рассказывать о нас на своих концертах или поучаствовать в одной из наших акций. У нас уже есть друзья в Штатах и скандинавских странах, которые видели сообщения в Facebook и решили поддержать петербургскую акцию материально. 

 

Конечные цели

Реакция на первую нашу акцию была неоднозначной. На сайте «Филантроп» спрашивали мнения известных людей, и те в основном комментировали в стиле: «Почему просто нельзя дать деньги? Зачем делать эту фигню с усами?» Нас это от идеи не отвратило, а только подстегнуло. Мы говорим: «„Усабрь“ — это добро под носом". Не хочется с серьёзным видом собирать деньги. Мы хотим, чтобы к благотворительности люди относились как к чему-то очень лёгкому. 

  

 

Фотографии: Usabro.ru, Усабро / Vkotnakte