В середине октября в районе Алтуфьево по адресу Псковская улица, 5/1 открылся детский комиссионный магазин «Стало мало»: в нём можно купить подержанные вещи в хорошем состоянии за совсем небольшие деньги и сдать те, которые стали малы или надоели вашему ребёнку. The Village поговорил с создателями магазина о том, как превратить социальную идею в прибыльный бизнес, о благотворительности и дальнейших планах.

 

 

  

С чего всё началось

В прошлом мае мне позвонила знакомая из Мурманска, Татьяна Уланова, и предложила поучаствовать в проекте — сети детских комиссионных магазинов по всей России. Пять лет назад она открыла в Мурманске комиссионный магазин «От мамы к маме», и он пользовался большой популярностью, весь город ездил туда одеваться. По независящим от неё причинам магазин закрылся, но через несколько лет ей предложили повторить этот опыт на федеральном уровне.

Когда Татьяна мне позвонила, я была в декретном отпуске, моему ребёнку было пять месяцев, и я не планировала работать, но не смогла отказаться от такого заманчивого предложения. А запускаться нужно было быстро. Теперь я директор по развитию.

В Америке комиссионные очень популярны, там есть несколько сетей — от 70 до 200 магазинов в каждой. Мы уверены, что этот опыт можно перенести на Россию. В регионах даже больше возможностей для реализации таких начинаний. Это проект, который нужен каждому городу.

Первоначально деньги на магазины выделили компания «Экспедиция», финансовая компания «Кастинг Кэпитал», которая находится в Перми, и одна мама, которой было интересно вложиться в проект. Не думаю, что наши инвесторы ожидают большую прибыль. Это история совсем не про деньги.

Это проект людей, которым небезразлично всё, что связано с детьми. В России траты на ребёнка огромны. Мы специально высчитывали — купить комплект для новорождённого стоит около 50 тысяч рублей (кроватка, коляска, ванночка, одежда и прочее), а в нашем магазине всё, что нужно новорождённому, будет стоить 20 тысяч.

     Зачем открывать комиссионный магазин детской одежды. Изображение № 1.

Елена Лисянская

директор по развитию «Стало мало»

  

возраст: 28 лет

Семья: замужем, сын Матвей (1 год и 4 месяца)

Образование: 1. Российская академия государственной службы при Президенте РФ, факультет национальных и федеративных отношений, кандидат политических наук.  
2. Российский университет дружбы народов (РУДН), факультет гуманитарных и социальных наук

 

Зачем открывать комиссионный магазин детской одежды. Изображение № 2.

Мы встретились с Татьяной в конце мая, поговорили и начали искать помещение. За два месяца нашли помещения в двух городах (Москва и Пермь), сняли их. Дизайн разработали сами. Концепцию продумывали вместе: у нас есть несколько фирменных элементов, например, руки мальчика и девочки, на пальцах у которых вещи, которые им стали малы. Любой клиент нашего магазина автоматически помогает другим семьям, независимо от того, продаёт он, покупает или оставляет на полке в дар.

Мы открылись в середине октября, и люди начали приходить благодаря сарафанному радио. Несмотря на труднодоступность, мы довольно быстро заполнили магазин. К нам иногда приезжают даже с «Юго-Западной». Первый месяц работали только на приём, параллельно доделывали дизайн, устанавливали кассу; и люди приносили вещи, просто потому что поверили нам и хотели помочь.

Эта работа в первую очередь для души. У Татьяны Улановой есть другой бизнес, даже несколько бизнес-проектов. Мы все здесь мамы и понимаем проблему вечной нехватки одежды.  

Мы позволяем мамам вернуть инвестиции, вложенные в вещи, покупать вещи
по доступным ценам, экономя при этом деньги

 

Цель

«Стало мало» — это коммерческий проект с сильной социальной составляющей. Одна из наших миссий — мы позволяем мамам вернуть инвестиции, вложенные в вещи, покупать вещи по доступным ценам, экономя при этом деньги. Это пропаганда взаимопомощи и разумного потребления. Кроме этого, у мам есть возможность превратить своё хобби в бизнес. И продавать у нас рукотворные вещицы.

 

Благотворительность

Мы сотрудничаем с фондом «Помощь детям». Это молодой фонд, ему чуть больше года. Он занимается помощью детям до трёх лет и их лечением. Фонд был создан инициативными людьми из BabyBlog.

Сейчас вместе с фондом мы запускаем проект «Экокороба». Это фанерные экобоксы высотой в рост человека, рядом с таким коробом стоит фанерный стульчик, на котором можно посидеть. Мы рассчитываем, что эти экокороба будут стоять в различных детских центрах. Может, будут кочевать по Москве от одного детского места к другому. И любой человек может просто собрать вещи, привезти и положить в короб. История вещей, попадающих в этот бокс, следующая: мы их сортируем, часть вещей продаём через магазины и деньги перечисляем в фонд, а часть, которая не подходит по концепции нашему магазину, кладём на полки «Вещи в дар». Дети, о которых заботятся фонды, в основном не нуждаются в вещах. И все до одного нуждаются в деньгах.

Один процент от каждой проданной вещи автоматически перечисляется в фонд. По сути, мы придумали механизм, как превращать вещи в деньги.

 

Зачем открывать комиссионный магазин детской одежды. Изображение № 12.

Как это выглядит

Мы — не секонд-хенд. В секонд-хенде все вещи обезличены, их возят из Европы огромными баулами. А у каждой нашей вещи есть история. Это менталитет западного потребления. Но мы надеемся, что сможем донести эту философию и до российских мам.

«Стало мало» — магазины нового формата: на одной территории находятся обычный детский магазин с косметикой, средствами личной гигиены и игрушками, там же подальше — комиссионный европейского типа, с одеждой, обувью, книгами, играми, кроватками, колясками, автокреслами, столиками, ковриками и так далее. Кроме этого, есть зона, которая дважды в неделю превращается в площадку для мероприятий, где проходят детские и взрослые семинары и мастер-классы.

Мы принимаем на комиссию всё, кроме мягких игрушек и предметов личной гигиены. 70 % товаров нашего магазина — бывшие в употреблении вещи, 30 % — абсолютно новые.

Некоторые клиенты ходят к нам каждый день. Потому что каждый день у нас появляется что-то интересное. Роликовые коньки для ребёнка пяти лет за 350 рублей, лыжи Fischer за символическую цену. Мы за то, чтобы вещь стоила дешевле, потому что она быстро продастся и от этого больше плюсов, чем минусов. Дети растут вместе с нашим магазином: стало малО — пришли и сдали к нам, оказалось, что одежды мАло, — пошли и купили.

70 % товаров нашего магазина — бывшие в употреблении вещи, 30 % — абсолютно новые 

 

Как это работает

Любой человек может привезти к нам детские вещи и сдать их на комиссию. Комиссия у магазина 40 %. Кроме этого, мы рады всевозможному handmade и его принимаем не на комиссию, а на реализацию.

Цены на вещи назначают их хозяева. Мы лишь можем порекомендовать. У нас есть зона, где вещи принимают и оценивают товароведы, и они могут высказать своё мнение. Но мы на нём не настаиваем. В зоне приёмки мы планируем сделать экраны, чтобы оптимизировать этот процесс, если одновременно будут приходить несколько человек на сдачу.

Для того чтобы просто продать вещи, необязательно приезжать в магазин. Можно сделать онлайн-заявку на сайте, примерно оценить вещи, вызвать курьера со всеми бумагами, передать ему вещи вместе со списком и после продажи получить деньги на карточку. В будущем мы хотим покупать вещи сразу. Чтобы клиент мог получать деньги сразу после оценки его товара.

Все свои продажи можно отслеживать на сайте в личном кабинете, там же можно понижать стоимость, если что-то плохо продаётся, перечислять в фонд столько процентов, сколько хочется, и так далее.

 

Зачем открывать комиссионный магазин детской одежды. Изображение № 16.

Два раза в неделю у нас проходят мероприятия. Мы запустили серию мастер-классов «Хобби как бизнес» — приглашаем экспертов, которые делятся с мамами идеями, как превратить их хобби в бизнес. Как можно заработать на том или ином увлечении, какие инструменты нужно использовать и прочее. Пока все наши мероприятия бесплатные. Но мы хотим сделать их платными, не дорогими, но чтобы нужно было что-то заплатить. Потому что мы подметили такую тенденцию: на бесплатные мероприятия люди записываются, а потом не приходят. А за деньги отдача намного выше. Но не все семинары будут платными: многодетные мамы платить не будут в любом случае. Ещё мы разрабатываем программу клуба «Между нами, мамами». Например, это карты, которые будут позволять получать ещё больше бонусов от «Стало мало».

 

 

Про планы

До апреля мы открываемся ещё в нескольких городах, уже начали искать помещения и управляющих. Потому что люди — это ключевой фактор в этом бизнесе. Следующий магазин откроем в Мурманске. Рассматриваем Казань, Самару и Нижний Новгород.

Больше всего интерес к этому бизнесу, как и следовало ожидать, испытывают мамы. И в связи с этим у нас была идея продавать франшизы. Через несколько лет после открытия магазина. Но на сайте мы сразу сделали такую закладку и форму на будущее. И уже подали заявки 15 человек. Пока не разработаны ни договор, ни пакеты, но раз интерес есть, мы начнём активно работать с этим. Будет предлагать от 50 до 350 квадратных метров. Я думаю, месяца через три уже сможем полностью сформировать пакет для управления бизнесом.

Кроме этого, мы собираемся запустить производство собственных детских аксессуаров для волос и детской бижутерии. И это будет продаваться во всей сети «Стало мало». Дизайн наш, выбираем сейчас фабрику в Китае и запускаем производство.

Единственная проблема — жуткая нехватка времени. Потому что идей очень много, а сотрудников не хватает. Идеи хочется реализовать быстро.

 

  

Текст: Ася Дунаевская

Фотографии: Глеб Леонов