Михаил Дубровин актуализировал главную настольную забаву всех времен и народов — «Монополию», опираясь на нижегородскую реальность. В итоге получилась азартная экономическая игра-стратегия, в которой можно разбогатеть или проиграть все, включая козу с Покровки.

Фотографии

Илья Большаков

Правила

Оригинальная игра «Монополия» была придумана в Америке в 1935 году, в разгар Великой депрессии, ее автором стал безработный, но не унывающий парень по имени Чарльз Дэрроу. В России «Монополия» под названием «Менеджер» стала продаваться с 1988 года и имела бешеный успех, усиленный историческим контекстом: страна как раз переходила к рыночной экономике.

За последние несколько лет «Монополия» обзавелась внушительным количеством специфических версий: есть «Монополия» для фанатов «Игры престолов», есть детская версия про Машу и Медведя, а есть футбольная, для фанатов ФК «Барселона».

Сегодня свои, локальные версии «Монополии» существуют примерно в 15 крупных городах страны. Самая первая появилась в Ярославле, вторая — в Нижнем Новгороде.


Нужно сначала развиться, показать, кто ты есть, сделать что-то,
что людям понравится, а потом они уже сами захотят
иметь к этому отношение и участвовать


Для того чтобы создать настольную игру, основанную на реалиях Нижнего Новгорода, механику традиционной «Монополии» пришлось частично переработать, например, заменить улицы секторами и заново разработать ситуационные карточки и карточки модернизации. Тут кроется самое веселье, потому что все события игры привязаны к Нижнему Новгороду. В качестве организаций задействованы ТК «Волга», ННГУ им. Н. И. Лобачевского, гостиница «Ока», Milo Club и другие всем известные предприятия. По ходу игры с ними и их владельцами случаются разные истории: в клубе Milo Дэвид Гетта играет за оклад официанта, к фестивалю Alfa Future People запускают собственное аэротакси, а тем, кто прогуливается ночью по Автозаводу, как всегда, приходится отдать половину сбережений хулиганам.

Участники

Организации-участники для игры, по словам ее создателя Михаила Дубровина, отбирались по двум критериям: нужно, чтобы они были известными в городе и, в идеале, дали свое разрешение на использование их названий в игре. Со вторым пунктом возникло много сложностей: некоторые частные компании просто отказывались от участия, а в государственных структурах процесс согласования и взаимодействия так осложнен всяческими формальностями, что было решено сначала включить их в игру, а уже потом, имея готовый продукт, налаживать сотрудничество. На начальном этапе помощь требовалась не финансовая, а скорее в сфере продвижения и распространения. Были и те, кто активно поддержал проект: например, ГК «Электроника», сеть кафе «Самурай», журнал «Иволга» и еще несколько неравнодушных. Разработчик игры говорит, что изначально просить у кого-то деньги ему казалось неприличным: «Нужно сначала развиться, показать, кто ты есть, сделать что-то, что людям понравится, а потом они уже сами захотят иметь к этому отношение и участвовать. Это нормальное развитие. Думаю, что в дальнейшем будет даже конкуренция среди желающих размещаться в игре, но об этом думать пока рано, и я абсолютно точно не хочу и не буду превращать игру в рекламную газету.»

Обновления

Первый тираж из 150 экземпляров уже давно раскупили. Сейчас выпущен второй, усовершенствованный, переработанный и дополненный — в новой версии исправили недочеты, немного изменили дизайн коробки и даже обновили некоторые карточки. Например, в первом выпуске фигурировало такое событие: «Получили деньги на строительство Молитовского моста и улетели отдыхать на Мальдивы», теперь карточку заменили: «Построили завод по производству синих заборов и улетели отдыхать».

Нас ждет большая работа в плане развития и продвижения, хочется, чтобы игру узнавали. Кстати, в следующем году чемпионат мира по футболу, и мы будем к нему готовиться — думаю, выпустим специальную версию нашей «Монополии» с особенным дизайном и упаковкой.

Что было самым трудным? На каждом этапе свои сложности. Правильно просчитать все цифры непросто. Очень многое зависит как раз от них: штрафы, поощрения, модернизация — нужно высчитывать все комбинации, чтобы играть было интересно. Да даже собрать игру в ее готовый вид — и то требует ответственности и усердия, ведь все это приезжает из типографии в разобранном виде: допустим, целая стопка тех же карточек про синие заборы, стопка карточек модернизации по каждой организации — все это нужно расфасовать. Пока этим занимаемся я и моя жена. Нужно, наверное, будет кого-то нанять, но пока никому не доверяем, потому что не хочется, чтобы человек, радостный, открыл игру, а там чего-то не хватает или что-то не так собрано. Радует, что, несмотря на то что мы пока еще совсем мало занимались продвижением, люди часто пишут мне сообщения типа: привет, видел игрока ХК «Торпедо», он шел с твоей игрой. Вот это очень круто.