В своем Instagram Валерия Шаповалова отвечает на комментарии 105 тысяч подписчиков, дает советы и рассказывает истории из жизни. В прошлом у нее — фотостудия Light Story, дизайн украшений для волос Flora by Shapovalova и капсульная коллекция одежды.

В апреле 2017 года Валерия вместе со своей подругой открыла кофейню «Пена дней» в центре Владивостока. Как помогает инстаграм в бизнесе и влияет ли он на личную жизнь — в материале The Village.

Фотографии

Алексей Губенко

Фотографии

Василиса Вакилова

Не хочу использовать фотографии семьи

В инстаграме я зарегистрировалась в 2011 году, когда была беременна первым ребенком. Мне сразу понравилась идея — транслировать через свои глаза что-то для других людей. Когда у меня набралось больше 20 тысяч подписчиков, я почувствовала ответственность. До сих пор считаю, что должна давать своей аудитории что-то более важное, но часто не хватает времени и усидчивости, а иногда просто лень.

Если ты популярен в одной соцсети, нужно выходить на другие платформы. Это правильное развитие. Я как-то завела канал на YouTube — про девчачье, мамское и путешествия. Его хорошо приняли, кто-то до сих пор ждет обновлений, но с этим пока сложно.

Я понимаю, что влияю на определенное количество людей и их мнения. Поэтому у меня позиция: никогда не писать о плохом, не устраивать споры, никого не критиковать. Конечно, принцип «Дома-2» — когда ты пишешь о чем-то жареном — всегда работает, но зачем транслировать это через себя? Плюс, не люблю спекулировать. Понимаю, что на фотографии семьи отклик будет сильнее, но не хочу этим откровенно пользоваться.

Первый бизнес — фотостудия и декор

Фотостудию Light Story мы открыли с Костей Овчинниковым и Катериной Кацуба в 2013 году. Я подала идею, сама хотела декорировать, хотя не умела. Меня всегда тянуло в творчество. Тогда у меня было около трех тысяч подписчиков — достаточно много на тот момент. Отчасти успех фотостудии зависел от моего блога: я рассказывала, чем мы занимаемся. Люди приходили, им было интересно за нами наблюдать.

Проработали мы три года, потом поднадоело. К тому же, в городе появилось много фотостудий, стало сложно выживать на рынке. Процент горожан, которые фотографируются, был небольшой, и когда бы вырос — непонятно. Это культура, к ней надо приучать, и ей нужно болеть. В Light Story мне просто нравилось работать с интерьером. Если бы я была фотографом, возможно, могла и дальше развиваться в этом формате.

Мы постоянно ездили в Москву, смотрели, как всё устроено там. В столичных студиях интерьеры достаточно аскетичные, а во Владивостоке чем больше шариков, цветочков и новогодних украшений — тем лучше, такое до сих пор котируется. Когда понимаешь это, происходит разлом: по-старому делать уже не хочешь, а новое пока не принимают. Еще тогда я во второй раз забеременела, и мы решили закрыться. Все вышли из этого бизнеса достаточно легко.

Ободки Flora by Shapovalova
и коллекция одежды с «Икрой»

Украшения бренда Flora by Shapovalova я делала параллельно с работой в фотостудии. Я всегда любила бантики и головные уборы, даже ассоциировалась с ними у людей. В первый раз сделала ободок для себя, выложила в инстаграм, и начались заказы. Мне кажется, что я в городе с этими ободками одной из первых наладила онлайн-продажи через соцсеть. Это было очень популярно. Заявилась на маркет Creativespot, там тоже стала хедлайнером. Занималась этим года два, потом мода изменилась.

Коллаборацию с «Икрой» мы придумали давно. Хотели еще на лето запустить коллекцию платьев, но не успели. Осеннюю коллекцию сделали буквально за два месяца. Мои подписчики часто спрашивают, где я покупаю одежду. Мы решили, что это классная идея — мне самой выступить в качестве дизайнера, перенести свой взгляд на маленькую коллекцию. Отклик был очень хороший, всё разошлось быстро.

О кофейне «Пена дней»: можем себе позволить не уходить в коммерцию

В августе прошлого года мы с подружкой поехали в Южную Корею. Тогда и решили открыть кофейню. Походили по заведениям Сеула, вдохновились. Вернулись во Владивосток, нашли это помещение. Здесь не было окон и дверей, света и воды — обычный подвал. Ремонт делали долго, ничего не понимали. Для тестового открытия выбрали четверг, 6 апреля 2017 года. Не ожидали, что придет так много людей.

Кафе — это вечная тема. Сколько бы их ни открывалось, это всегда интересно, все разные, у всех свои гости. Наша идея — поддерживать кофейную культуру и приучать к хорошему кофе. Работать на поток — больше мужская история. Мы девочки, можем себе позволить не уходить в коммерцию. Сразу брали дорогое зерно, до сих пор его используем.

Мне всегда нравились места, в которых видно душу хозяина: когда он что-то делает, постоянно появляется, и всё там — о нем. Я большой любитель создавать атмосферу. Когда я здесь, могу приглушить свет и поставить романтичную музыку для парочки. Приятно влиять на эти моменты и делать так, чтобы у человека после нас оставалось внутри что-то теплое. Люди заходят на пять минут, могут быть в любом настроении, но выходят с новым ощущением.

Я не рекламировала «Пену дней» у себя в инстаграме — просто писала, чем занимаюсь. Людям интересно смотреть на то, что происходит за кулисами, поэтому моя аудитория приходит и в кофейню. Аккаунт «Пены дней» я не веду, не успеваю, этим занимается Аня Лыкова. Инстаграм для любого заведения — это очень важно, поэтому я сразу приняла решение назначить другого человека.

Важно делать именно то,
что у тебя получается лучше всего

С моим партнером Марией Черторинской мы дружим уже больше десяти лет. Мы разные, и это помогает нам работать вместе. Главный принцип распределения обязанностей между партнерами — применять сильные качества обоих.

Я отвечаю за идеологию, наполнение и рекламу. В кафе нахожусь почти каждый день — контролирую работу, создаю атмосферу, делаю заказы. Маша — наш фундамент. Она закрывает важные, базовые моменты, которыми я бы не смогла заниматься, разбирается со всеми бумагами. Конечно, я делаю это в ее отсутствие, но для меня это тяжеляк.

Когда еще работала с фотостудией, то поняла, что важно делать именно то, что у тебя получается лучше всего. Если будешь выжимать из себя, всё возненавидишь. Когда вы с партнером понимаете, что где-то пробел и вы не справляетесь, — нужно кого-то брать. Главное — максимально открыто и честно складывать отношения.

Дружба с конкурентами

Перед открытием «Пены дней» я договорилась с Женей Трущенко из Regulus Coffee, чтобы он поработал у нас первые дни. Раньше всегда ходила пить к нему кофе. Он сразу согласился помочь, потом так же мы звали к себе бариста из «Кофеина».

Мне нравится, когда люди не относятся друг к другу как к конкурентам, а кооперируются. Тогда что-то четкое получается. Вот, Женю знают, у него уже есть кофейная тусня. Мы честно говорили, что у него своя кофейня, а у нас он готовит фирменный напиток.

Когда люди из разных заведений работают друг с другом — это всегда интересно. Они обмениваются опытом, спорят, рассказывают что-то друг другу. У одного своя кофейня, у другого своя — где еще они сойдутся? Думаю, мы еще будем такое устраивать, это классно.

Очень важно, чтобы персонал
работал не из-за денег

Сейчас в кафе «Пена дней» работает восемь человек. Первых мы набирали очень смешно. Когда всё строились и строились, то поняла, что нужно ставить дедлайн, иначе это продлится еще полгода. Сказала Маше, что открываемся, за пять дней «до». Начали искать людей.

Наш первый работник свое резюме прислала ночью, фотокарточку приложила. Я сразу поняла, что это наш человек, и позвонила. Утром встретились, и она побежала на вокзал менять билеты — хотела уехать в Хабаровск, потому что не могла найти работу. Это было 5 апреля, за день до открытия «Пены».

С персоналом сложно, потому что ты берешь людей в семью, а не просто работников. Очень важно, чтобы они работали не из-за денег — чтобы им нравилось, что они делают. Находиться здесь и общаться с гостями. Мы всегда даем возможность для творчества и развития, потому что у нас нет активной коммерческой истории. Хотят экспериментировать — пожалуйста. Мы покупаем зерно, которое они просят и радуемся, если кто-то собирается на чемпионат.

Сейчас мы снова ищем людей — открываем вторую «Пену дней» на Океанском проспекте, 30. Хотим недели через две, но, как водится, там еще конь не валялся. Постараемся открыться до Нового года.

Нужно сильное комьюнити блогеров во Владивостоке

Во Владивостоке есть блогеры, но это сообщество не развито. Нет социальной поддержки и встреч. Мы можем быть их инициаторами, но все разношерстные — лидеры мнений говорят и пишут о своем.

Было бы круто, если бы был большой котел, в котором все варились и распространяли информацию. Тогда будет сильное комьюнити. Это четко, когда есть большая компания людей, которая влияет на мнения.

Мне бы хотелось, чтобы такие инструменты в будущем распространялись, и на это обращали внимание и в мэрии, и в бизнесе. Всех бы собрать в кучу, придумать какой-нибудь классный проект. И дальше так и сотрудничать.