О начале карьеры

Я учился на сценариста и в студенческие годы начал подрабатывать тем, что писал сценарии для проведения различных мероприятий, в том числе предпремьерных показов фильмов. Они проходят, как правило, за несколько дней до всероссийской премьеры киноленты, туда съезжаются звёзды, ВИП-гости и журналисты. Моей задачей было расписать всё по времени, сказать, когда выходит ведущий, что он говорит, что в это время делают гости и так далее. На некоторые мероприятия я приезжал сам, чтобы контролировать процесс. И вот однажды, лет двенадцать назад, ко мне подбегает в панике одна из организаторов и говорит, что их конферансье десять минут назад сломал ногу. Ведущего нет, текста тоже нет, его слова знаю только я — меня и попросили провести церемонию. Если честно, тогда я выглядел как полное чмо: говорить не умел, запинался, но, как ни странно, всё прошло нормально — даже заплатили тысячу рублей. После этого мне предложили не только писать сценарии для подобных мероприятий, но и вести их. Я вёл такие премьеры пачками, пока в какой-то момент ко мне не подошли и не предложили провести корпоратив. Сейчас я веду корпоративы, гала-ужины, тренинги, чуть реже — свадьбы и юбилеи. Мои клиенты чаще всего — большие компании, госкорпорации, чиновники. Я не берусь за заказы дешевле 60 тысяч рублей.

 

 

О работе

В неделю у меня стандартно от трёх до пяти заказов. Большая часть из них (особенно по четвергам и пятницам) — корпоративные мероприятия. Это могут быть тренинги, могут быть и гала-ужины после различных конференций. Чаще всего такие вечера проводят огромные корпорации, которые собирают представителей своих отделений из разных городов. В таком случае ведущий играет роль обычного конферансье, то есть просто представляет выступающих.

Совсем другая область — праздники и неофициальная часть мероприятий: здесь нужна и работа с публикой, и конкурсы.

 

 

О заказах

Почти любой мой заказ начинается с фразы «у нас очень серьёзный клиент, на мероприятии будут очень богатые и влиятельные люди, которых ничем не удивить». Моя задача — удивлять людей, у которых на обычном семейном празднике выступает Дженнифер Лопес. Ещё все уверены, что такие люди никогда не будут участвовать в конкурсах, — ещё как будут! Главное, найти к ним подход.

Пару лет назад мне так позвонила жена одного саратовского олигарха и попросила организовать юбилей своего мужа. Причём она предложила мне написать сценарий праздника. Я ей озвучил цену в 250 тысяч рублей. Она выкатила глаза и удивилась, как сценарий праздника может стоить таких денег? Я ей объяснил, что, приходя в агентство, человек покупает не сценарий праздника, а обычный «тайминг» — лист, где расписано, когда выходит ведущий и что он говорит. Написать сценарий торжества — это огромная кропотливая работа, тем более когда клиента надо удивить. Она была настроена достаточно скептически, но согласилась. Работа над грядущим торжеством продолжалась несколько месяцев.

Моя задача — удивлять людей, у которых на обычном семейном празднике выступает Дженнифер Лопес

Ведущий корпоративов. Изображение № 1.

Я сам выбирал площадку, людей, которые всё это будут устраивать. В день Х гостей привезли к одному из ресторанов именинника и пригласили в фойе: там была организована выставка репродукций классических картин, на которых где-нибудь был прифотошоплен юбиляр. Гости ходили по фойе, разглядывая полотна, а в зале сидели три бабушки-смотрительницы. Они периодически подходили к гостям и предупреждали, что трогать картины нельзя: все они потом отправятся в коллекцию именинника. В это время я изображал из себя журналиста: подходил к людям с микрофоном и камерой, спрашивал их, насколько ярким человеком является юбиляр, узнали ли бы они его в толпе. Все как один — крупные бизнесмены, топ-менеджеры госкорпораций — утверждали, что именинник суперзаметная личность и узнали бы они его из тысячи. Все эти люди даже не догадывались, что юбиляр переодет в одну из бабушек-смотрительниц, делает им все эти замечания и слушает, как они его восхваляют на камеру. Когда гостей пригласили в банкетный зал, к ним вышла «бабушка» и сняла перед ними грим.

Стоит ли говорить, что люди, «которые видели всё», удивились? И это было только начало. В программе был флешмоб с танцем его жены, мини-спектакли с участием юбиляра и его подчинённых. После праздника ко мне подходили люди и говорили, что никогда не видели такого, тем более в Саратове. Жена именинника была мне очень благодарна и сто раз повторила, что денег ей совсем не жаль.

В кругах ведущих даже появилась поговорка «Если ты не вёл пять корпоративов в стиле „Великий Гэтсби“, ты не работал
в прошлом году»

 

Тематические вечеринки

Тематические вечеринки по-прежнему остаются актуальными. Старшее поколение любит устраивать что-то в стиле диско, а вот молодые обычно стилизуют праздники под фильмы. Несколько лет назад все повально устраивали праздники в тематике «Пиратов Карибского моря», затем были «Стиляги» (от них тошнило, если честно), а хитом прошлого года стал фильм «Великий Гэтсби». В кругах ведущих даже появилась поговорка «Если ты не вёл пять корпоративов в стиле „Великий Гэтсби“, ты не работал в прошлом году».

 

 

Об аудитории

Я достаточно быстро научился работать с аудиторией: я от рождения хорошо чувствую людей, понимаю их. Любую группу людей на мероприятиях можно поделить на три части: 15 % составляют гиперактивные — это те, кому всё равно, в чём участвовать, главное — сам факт. Ещё 15 % — это пассивные люди, они приходят на праздник для «галочки» или просто понаблюдать за происходящим. Участвовать в веселье они не хотят и не планируют. Остальные 70 % — это так называемое «болото»: такие люди обычно сначала наблюдают за происходящим, а потом в зависимости от того, нравится им активность или нет, принимают решение. Моя задача на любом празднике моментально обнаруживать активных людей, вытаскивать их, налаживать с ними контакт. Тогда потихоньку к конкурсам подключается «болото». Пассивных людей я никогда не трогаю. Им это не надо, их пугает активность. Разделение аудитории на такие группы работает всегда: даже если в одной комнате собрать только «активных», они всё равно разобьются на новые типажи.

 

 

Многие считают, что вести корпоративы — это лёгкая и непринуждённая работа, не на заводе же работаешь. Однако здесь, как и в любой профессии, есть свои подводные камни. Быть хорошим ведущим не так-то просто: ты отдаёшь публике всю свою энергию. Бывает, компания попадается отзывчивая и активная, люди отвечают тебе взаимностью и у вас происходит некий обмен энергией. После этого домой идёшь довольный, будто бы у самого был праздник. Поэтому лучшие праздники — детские. Однако по большей части на мероприятиях тебя встречают замотанные, уставшие люди, которые вкалывают по 24 часа в сутки и корпоратив для них — единственный шанс расслабиться в ближайшее время. Они только поглощают энергию и ничего не дают взамен. После такого я чувствую себя вымотанным и опустошённым.

Ко мне под конец вечера иногда подходят пьяные дамочки, начинают говорить, что хотят меня, и пытаются всунуть денег

Ведущий корпоративов. Изображение № 2.

Один из главных мифов про корпоративы — это драки. Не знаю, возможно, в мелких компаниях это и бывает, но я такого никогда не наблюдал: всё-таки мои клиенты работают в очень известных и крупных компаниях. Все, конечно, напиваются, но чаще всего никаких серьёзных инцидентов не происходит. Ко мне под конец вечера иногда подходят пьяные дамочки, начинают говорить, что хотят меня, и пытаются всунуть денег. На такое надо научиться реагировать, не раздражаться и не поддаваться соблазнам, а просто понимать, что человек неадекватен и завтра ему будет стыдно за своё поведение.

Однажды меня пригласили вести праздник у какого-то бандита. Всё проходило спокойно, были и активности с гостями, и конкурсы. В какой-то момент посреди моей речи виновник торжества, уже очень пьяный, подошёл ко мне. Я тогда, если честно, очень испугался, подумал, что мне крышка. Но тут этот дядька вытащил из кармана пачку с евро, протянул её мне и сказал: «Мне всё нравится. Только спой ещё». Ну что — пришлось петь. Хоть я и ужасно пою, но деваться было некуда.

 

 

О женщинах в профессии

Женщин среди ведущих корпоративов действительно очень мало. Дело в том, что женщины обычно слишком мягкие и не могут вести за собой публику. Пару раз мне приходилось вести мероприятия в паре с девушками, и я в этом убедился. Ведущий же должен управлять толпой, давать отпор, когда надо, и полностью контролировать процесс, а женщины обычно делать этого не могут.

 

О конкурсах

Ещё один распространённый миф о корпоративах — это ужасные конкурсы. Меня при заказах часто предупреждают, чтобы никаких игр в духе «засуньте ручку в бутылку» не было. Тогда я обычно спрашиваю, когда вы видели такое в последний раз? И слушаю истории про свадьбы в регионах десять лет назад. Сейчас в Москве ни один адекватный ведущий не предложит таких конкурсов. Лучший и самый весёлый конкурс для публики — тот, где ничего не надо делать. Один из самых популярных в последнее время называется «Карма». Суть его в том, что из толпы выбираются люди, выходят на сцену. Дальше они не глядя вытаскивают из мешка предметы. Получается, что у пяти человек, например, фрукты, а у одного — картошка. Тот, кому попалась картошка, выбывает. Дальше второй тур: участники вытаскивают бумажки, на каждой из них написано название их компании, а у пятого — какое-нибудь ООО «Ромашка». Он выбывает, и таким образом люди отсеиваются, а победитель получает какой-нибудь приз. А ведь на самом деле он ничего не делал. Просто ему повезло. Такие конкурсы очень чётко определяют везунчиков. Это просто удача.

 

Лучший и самый весёлый конкурс для публики — тот, где ничего не надо делать

Другой простой конкурс подходит для мероприятий, рассчитанных на аудиторию в несколько сотен или тысяч человек. Я его обычно провожу на открытии торговых центров. Суть конкурса в том, что я диктую аудитории номер своего телефона без последних нескольких цифр. Кто мне первый дозвонится, тот и победитель. Вообще, сейчас много конкурсов основывается на мобильных телефонах: это легко и интересно.

 

Об event-агентствах

Когда человек приходит в event-агентство с просьбой устроить мероприятие, ему под видом сценария продают «тайминг» — то есть просто лист, где расписано, когда выходит ведущий, когда гости начинают есть, а когда — участвовать в конкурсах. Однако большая часть обращается за артистами, именно на этом агентства обычно и зарабатывают: они заключают контракты с певцами. У каждой конторы есть некий лист с возможными исполнителями и их стоимостью. Нельзя сказать, что сейчас у аудитории есть какой-то любимый артист для корпоративов. Всё зависит от статуса компании, рода её деятельности, возраста сотрудников и их музыкального вкуса. У тех, кто постарше, в почёте Юрий Антонов, у молодых может быть и Нюша.

 

 

О происшествиях

Чрезвычайные происшествия на корпоративах не редкость: среди моих клиентов драк не бывает, зато бывают другие неприятности. Например, на прошлой неделе на корпоративе на два часа отключили свет. Мне пришлось сидеть при свечах и развлекать гостей историями из жизни.

Бывают и очень страшные происшествия. Однажды по дороге на свадьбу в автобусе от сердечного приступа умер отец жениха. Об этом знала только его жена, несколько гостей и я. Молодым решили ничего не говорить — сказали, что отца просто отвезли в больницу. А мне приходилось весь вечер делать вид, что всё нормально, веселить жениха с невестой и устраивать конкурсы для гостей.

 

Иллюстрации: Маша Шишова