The Village нашел 12 новых востребованных профессий и рассказал про них.

За последние три года в России появились десятки новых профессий, востребованных на рынке труда.The Village поговорил со специалистами одного из главных сайтов для поиска работы HeadHunter и выяснил, что это за профессии.

Профессии комментирует Иван Тютюнджи, менеджер по связям с общественностью HeadHunter.

ТРЕНД-ВОТЧЕР

Задачей тренд-вотчера является отслеживание малейших изменений и веяний в определенной сфере — чаще всего в рекламе, маркетинге, сфере развлечений, иногда в туризме и образовании. Хороший тренд-вотчер должен уметь анализировать и систематизировать информацию, поглощая ее отовсюду: из средств массовой информации, на выставках и в разговорах с трендсеттерами — экспертами в разных областях. Официально такой профессии в России пока нет — в трудовых контрактах таких людей могут записать, например, как «специалист по стратегическому планированию». Тренд-вотчеры нужны компаниям, которые работают на развивающихся рынках.

Смежные профессии: аналитик, директор по развитию, менеджер по стратегии компании.
Где учиться: факультеты PR и реклама в РГГУ, МГУ
Зарплата: от 20 до 200 тысяч рублей
Вакансии: Researcher, Sales Analysis Specialist

Иван Тютюнджи: «Может зарабатывать и 20 тыс. рублей, если его воспринимают как чудика, работающего по прихоти руководства. Может получать и 200 тыс. рублей, если его работа уже принесла компании лидерство в новейших областях»

Интересный факт: Польское руководство телеканала MTV провело необычное исследование. Они подселили тренд-вотчера на три месяца к четырем тинейджерам, типичным представителям аудитории MTV. Все это время он ходил с ними в кино, клубы, слушал музыку, которую они слушают, следил за тем, чем питаются подростки и когда ложатся спать. По итогам эксперимента был подготовлен отчет, кардинально изменивший политику канала.

    

    

IT-ЕВАНГЕЛИСТ

Профессия евангелиста в области информационных технологий не связана с религией — кроме почти религиозного отношения к продуктам, которые евангелист разрабатывает. IT-евангелистом может стать технологический специалист, который решил связать свою жизнь не только с разработкой продуктов, но и с их продвижением — общением с аудиторией, написанием книг, ведением блогов и так далее. IT-евангелисты общаются с людьми напрямую, стараются быть честны и признают ошибки своей компании и проблемы с продуктом, таким образом повышают лояльность клиентов. Официально должности IT-евангелист не существует — в документах у профессионалов может значиться, например, «эксперт по технологиям разработки ПО».

Смежные профессии: блогер, директор разработки.
Где учиться:
Зарплата: от 60 до 300 тысяч рублей
Вакансии: Ведущий разработчик .Net

Иван Тютюнджи: «Редко люди выступают именно IT-евангелистами, обычно они уходят в более конкретную область. Например, в последнее время модно быть Social Media евангелистом, или Open Source Евангелистом. Кстати, чаще всего евангелист – это дополнительная профессия»

Интересный факт: Работа IT-евангелиста измеряется не продажами компании, главное — завоевать доверие аудитории. Для измерения качества работы профессионала проводятся частые соцопросы. Первым it-евангелистом можно назвать Майка Боича из компании Apple, который занимался продвижением компьютеров Macintosh. В задачи Боича, как евангелиста, входило убеждение людей перейти со старых на новые технологии.

    

   

ТАЙНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ

Тайные покупатели нужны компаниям, чтобы в реальных условиях оценить собственный персонал. Чаще всего к помощи профессионалов прибегают супермаркеты, кафе и рестораны, фитнес-центры, салоны красоты, различные магазины. Работа тайного покупателя заключается в том, чтобы после посещения и покупки товара в магазине, максимально подробно и объективно изложить ситуацию, оценить работу продавца и атмосферу в торговом зале. Нередко тайным покупателям дают задание: стать покупателем-скандалистом, вернуть товар и так далее. Работа требует определенной квалификации — в тайные покупатели берут специалистов по оценке персонала, экспертов, которые разбираются в товарах и услугах или (чаще всего) характерного представителя целевой аудитории.

Смежные профессии: исследователь, аналитик, промоутер
Где учиться: курсы при специальных агентствах «таинственных покупателей»
Зарплата: 400–800 рублей/посещение
Вакансии: тайный покупатель, тайный покупатель в агентство, тайный покупатель в компанию

Иван Тютюнджи: «Тайным покупателям нужна внутренняя тяга к играм в шпионов — без этого работа будет в тягость. Не помешают и актерские способности – без них «тайный» покупатель много правдивой информации не соберет – раскроют и будут угождать во всем»

Интересный факт: В случае плохого и невнимательного обслуживания любой покупатель может притвориться «тайным покупателем». Для этого нужно вести себя особенно — делать пометки в блокноте, вглядываться в бейджи персонала и проявлять особенную заинтересованность. При талантливой актерской игре хорошее обслуживание обеспечено.

        

     

КОМЬЮНИТИ-МЕНЕДЖЕР

Профессия родилась вместе с появлением большого числа интернет-сообществ. По сути — комьюнити-менеджер это эволюционировавшая должность модератора (например, форума). Чаще всего комьюнити-менеджер руководит группой людей в сети — будь то сообщество в социальной сети Flickr или ролевая онлайн-игра. Выделяют два типа комьюнити-менеджеров: те, которые занимаются созданием сообщества (например, одному печатному журналу срочно понадобилось создать собственную соцсеть из читателей на своем сайте) и те, кто занимаются поддержкой уже существующего сообщества.

Смежные профессии: модератор, специалист по социальным медиа, блогер.
Где учиться:
Зарплата: от 40 до 80 тысяч рублей
Вакансии: комьюнити менеджер, community manager

Иван Тютюнджи: «Чаще всего сообщества виртуальные, но бывают исключения. Например, клуб любителей дорогого виски. Работу комьюнити-менеджера в серьезной компании найти не просто, ведь человек должен не только идеально разбираться в теме сообщества, быть образованным и приятным собеседником, но и заслужить уважение участников сообщества, быть известным в их кругах»

Интересный факт: От квалификации комьюнити-менеджера зависит, как много на сайте будет «мертвых», неактивных, аккаунтов. Как говорит комьюнити-директор Flickr, Хизер Чемп — «Быть комьюнити-менеджером — это как быть пинатой*. Люди колотят тебя палками, а ты всё равно должен раздавать им конфеты» *Пината — игрушка с конфетами внутри, которую дети разбивают на праздники

   

     

ШОПЕР

Шопер — недавно появившаяся в России профессия, пришедшая из Голливуда. Там уже много лет популярные актеры и музыканты заказывают личного стилиста, который подбирает им гардероб. Несколько лет назад в России тоже стали появляться шоперы. Их первыми клиентами стали политики, звезды российской эстрады и известные бизнесмены. Шоперов чаще всего находят через знакомых, постоянный доход шопера зависит от того, как много клиентов он может найти, насколько хорошо его знают в модных кругах. Шоперами также можно назвать стилистов, которые работают в залах торговых центров и помогают покупателям выбрать одежду.

Смежные профессии: имиджмейкер, стилист.
Где учиться: БВШД, многочисленные курсы стилистов, на работе консультантом в магазине
Зарплата: работа в магазине — около 30 000 рублей/месяц, личный шопер может получать месячную зарплату —1000–2000 долларов, или, чаще, гонорары — 100–500 долларов/час
Вакансии: стилист

Иван Тютюнджи: «Ответственность шопера еще и в том, чтобы вещь вы купили с хорошей скидкой, благодаря десяткам его дисконтных карт. Зачастую магазины дают шопперам бесплатно, лишь бы они чаще водили к ним своих клиентов»

Интересный факт: Существует множество иностранных сайтов, рекламирующих курсы личных шоперов. Как пример удачного шопера берут ассистента Мадонны, который стал ее хорошим другом и менеджером.

  

   

    

БРЕНД-МЕНЕДЖЕР

Бренд-менеджер ответственен за направление в компании в виде конкретного бренда или их группы. Он — менеджер продукта со стороны маркетинга и коммуникаций. Именно бренд-менеджер общается с контрольными группами и объясняет рекламистам, как нужно продвигать товар. Бренд-менеджер отслеживает ходы конкурентов и проверяет лояльность к сотрудников своей компании к собственному бренду.

Смежные профессии: менеджер проекта, маркетолог.
Где учиться: РГГУ, РЭА, ГУ-ВШЭ
Зарплата: от 30 до 100 тысяч рублей
Вакансии: бренд-менеджер, бренд-менеджер

Иван Тютюнджи: «Хороший бренд-менеджер должен знать теорию и практику маркетинга, а потому желающим получить такую работу прямая дорога в вузы, имеющие сильное маркетинговое направление»

Интересный факт: Профессии бренд-менеджера на Западе много лет — должность изобрела компания Procter&Gamble — в 1930 году у корпорации появилось большое количество брендов, которые не должны были соперничать друг с другом, при этом развиваться и держаться одной линии.

     

  

      

           

        

АГЕНТ ВЛИЯНИЯ (ПОСТЕР)

Агенты влияния в блогосфере — люди, которым платят за то, чтобы они писали положительные отзывы о товаре (или месте). Чаще всего такие отзывы оставляют на форумах, специализированных сайтах и в комментариях к блогозаписям.

Смежные профессии: блогер
Где учиться:
Зарплата: до 30 тысяч рублей
Вакансии: менеджер по интернет-продвижению, специалист по интернет-коммуникациям

Иван Тютюнджи: «Работа в основном для студентов — не требует много времени, но нужен «фан» и легкость стиля письма. Хороший способ подрабатывать во время учебы, чтобы преподаватели не ругались»

Интересный факт: Особенной любовью у пиарщиков всех компаний, пользуются «бескорыстные» агенты влияния. Эти люди являются фанатиками продуктов компании и пишут об этом абсолютно бесплатно. Яркий пример — фанаты продукции Apple.

     

         

КОУЧЕР / ЛАЙФ- И БИЗНЕС-КОУЧ

Срок деятельности коучера в одной компании редко превышает 3–6 месяцев. За это время коучер должен выправить критическую ситуацию в компанию, появившуюся из-за неверного управления сотрудниками. В обязанности профессионала входит наладить правильную работу сотрудников и руководителя компании, кого-то уволить, кого-то наградить, иногда заменить всю команду. В менее критических случаях коучер проводит тренинги, занимается обучением персонала и увеличивает эффективность работы компании. Еще одна разновидность коуча — лайф-коуч — в данном случае советник на все случаи жизни. В отличие от психолога, коуч не лезет в голову своего клиента, а дает конкретные решения проблем.

Смежные профессии: тренинг-менеджер
Где учиться: МПГУ
Зарплата: от 20 до 80 тысяч рублей, лайф-коуч может получать до 5 тысяч/час
Вакансии: тренинг-менеджер, тренинг-менеджер

Иван Тютюнджи: «Чтобы быть хорошим коучером не обязательно оканчивать педагогический, но разбираться в сфере обучения и быть отличным психологом необходимо. Зачастую в коучеры идут те, кто считает, что сделал все, что хотел в профессии и чувствует внутреннюю потребность делиться знаниями»

Интересный факт: Лайф-коуч открыл американский специалист по финансовому планированию Томас Леонард. После многолетней работы в качестве тренера по бизнесу, он заметил, что его тактики также подходят для решений проблем в личной жизни.

   

  

ОНЛАЙН-РЕКРУТЕР

Еще одна профессия, появившаяся с повсеместным приходом интернета. Раньше рекрутеры искали людей в газетах, мероприятиях, профессиональных сообществах, сегодня поиски переместились в онлайн. Профессиональный онлайн-рекрутер ищет людей не только на страницах специализированных сайтов, но и в блогах, соцсетях и на всем пространстве сети.

Смежные профессии: рекрутер
Где учиться: МГУ, Финансовая академия
Зарплата: от 40 тысяч рублей
Вакансии: консультант по подбору персонала, рекрутер в фармацевтику и медицину

Иван Тютюнджи: «Онлайн-рекрутер должен обладать очень высокой квалификацией, чтобы находить нужных людей в социальных медиа. Нужно уметь не только проследить «историю» человека по его социальным контактам, но и оценить его профессиональные навыки по резюме на джоб-сайте»

Интересный факт: Cтановление интернет-рекрутинга в России пришлось на 2000–2003 года, когда интернет-компании сделали доступ к базе резюме платным, и привлекли качественных кандидатов в интернет — до этого они искали работу только через кадровые агентства. В 2007 году в Москве открылся крупнейший в мире онлайн-рекрутер Monster Worldwide.

     

       

   

   

          

ТЕСТИРОВЩИК

Работы тестера или тестировщика заключается в том, чтобы выявить все ошибки программного продукта до того, как он выйдет на рынок. Хотя, на первый взгляд, в работе тестером не требуется квалификации — на деле все иначе. Тестированием продукта занимается целая команда, которая должна не только найти все «баги», но и уложиться в срок. В компании Microsoft на одного программиста приходится два тестировщика.

Смежные профессии: разработчик видеоигр
Где учиться: МГТУ им. Баумана, МФТИ, МИЭМ, МЭИ
Зарплата: 40–50 тысяч рублей. Опытный специалист с громкими проектами за плечами — 100–120 тысяч рублей.
Вакансии: ведущий тестировщик, специалист по тестированию

Иван Тютюнджи: «Чтобы быть тестировщиком, нужно иметь качественное техническое образование и огромный запас терпеливости и внимательности»

Интересный факт: Начать карьеру тестера видеоигр можно с публичных бета-тестов В качестве бонуса, часто награждают бесплатной копией игры или другими сюрпризами. Последний запоминающийся геймерам бета-тест — игра Starcraft 2.

      

    

ПРОГРАММИСТ НА ANDROID, J2ME, BADA

С развитием мобильных платформ приходит потребность в людях, которые могут программировать приложения для портативных устройств. Таких сегодня много — корпорация Google со своей операционной системой Android, компания Apple с планшетом iPad, неудачные эксперименты компании Microsoft на рынке мобильных устройств — компании делят новое медиапространство. Для этого им нужны хорошие технари.

Смежные профессии: программист
Где учиться: тренинги и курсы, необходимо техническое образование
Зарплата: от 40 до 80 тысяч рублей
Вакансии: Tegra Developer Technology Engineer, разработчик Android (Java), Java Developer (Android Platform Developer)

Иван Тютюнджи: «Программист на таких новых платформах, как Android и BADA обычно либо молодой и неопытный «претендент», либо профи с опытом работы за границей. В любом случае, таких мало и за них ведется настоящая война»

Интересный факт: Без ежемесячных громких презентаций, платформа Android становится всё более и более востребована, буквально каждый день, набирая значимости. Выход самых ожидаемых смартфонов последних лет, iPhone — как правило бьёт рекорды спроса (600 тыс. за день для 4-й модели), но кроме премьерных есть и обыденные продажи. Самая большая скорость реализации смартфонов, единовременно достигнутая тогда Apple, составляла 35 млн. штук в год. Для Android в мае она была выше — 36,5 млн.; а на конец июня составляет уже 58,4 млн. штук в год (http://roem.ru/)

  

    

БЛОГЕР ИЛИ SMM-МЕНЕДЖЕР

Блогер — писатель виртуального дневника, может претендовать на гонорары рекламодателей только тогда, когда достаточно «раскрутится», соберет аудиторию, которая будет ему верить. За последние несколько лет в России блогеры прошли путь от полного отрицания рекламы в их блогах (читатели писали «Продался!» и т.д.) до цивилизованного отношения к проплаченным постам.

Смежные профессии: модератор, специалист по социальным медиа, блогер.
Где учиться:
Зарплата: от 40 до 120 тысяч рублей
Вакансии: блогер, руководитель проектов по продвижению в социальных медиа

Иван Тютюнджи: «Универсальный боец социальных медиа должен быть готов к любой работе с группами вокруг его компании — и стратегию придумать и форум почистить. Многие мечтают быть профессиональными блоггерами, как drugoi в CУПе»

Интересный факт: Пятого июля, в разгар Чемпионата мира по футболу, проходившего в Африке, блогер drugoi опубликовал в своем журнале новость о том, что в Подмосковье начали производство вувузел. СМИ перепечатали шутку, использовав запись в блоге, как официальный источник.

Юрий Вировец, президент компании HeadHunter:

«Я не вижу ничего необычного в появлении новых профессий. Раньше работа пилота казалась чем-то особенным и романтическим, а теперь слетать куда-нибудь на самолете, все равно что съездить на автобусе. Новые профессии возникают очень быстро, так что учебным заведениям и образованию, которое по определению инертно, за ними просто не угнаться. Сначала возникает потребность в человеке, потом его находят, а потом уже возникает профессия. Так было с сеошниками — компаниям требовалось, чтобы ссылка на их сайты была в верхней строке поисковика — стали искать людей, которые это могут сделать — назвали сеошниками.

Сейчас почти нет отставания России от Запада — профессии появляются почти одновременно. Старые умирают, новые рождаются».

     

    

Иллюстрации: Александр Похвалин