В августе 2008 года я с двумя партнерами открыл кафе на Таганке. Там было несколько ипостасей — кафе, клуб, бар. Это было закрытое заведение, вход у нас был только по картам, либо по спискам. Открыли мы его в период, когда пошел большой кризисный спад, но, несмотря на это, демонстрировали хорошие показатели до весны 2009 года. А уже летом мы разорились.

Во-первых, это случилось из-за не слишком удачного места — заведение располагалось в подвале офисного здания, и когда стало тепло и все выбирались на улицу, у нас, естественно, никого не было. Во-вторых, у меня и моих соучредителей были и есть другие бизнесы, которым мы уделяли больше времени и сил, и поэтому управлять клубом наняли специального человека. Мы ему доверяли, но он оказался непрофессионалом, не вытянул. Наняли другого, потом третьего, в итоге у нас сменилась куча директоров, но никто не показывал должных результатов. Еще нас очень сильно подвел шеф-повар. На третий-четвертый месяц работы мы узнали, что некоторые блюда нашего меню мы продаем в ноль. То есть готовил-то наш шеф-повар шикарно, но просчитать правильно стоимость блюд не мог.

Вообще, любой компании нужно уделять много времени, а в ресторане или кафе хозяин и подавно должен проводить день и ночь, чтобы следить за персоналом. Потому что со временем мы начали систематически выявлять людей, которые нас обманывали. В основном это касалось бара, когда бармены приходили со своим алкоголем, недоливали, недодавали сдачу. В итоге в дни, когда у нас был забит клуб, бар давал в полтора-два раза меньше денег, чем должен был. В конце концов, от этого кафе нам пришлось отказаться. Я знаю, что после нас туда въехало другое кафе и тоже разорилось, после него там появилось еще одно кафе, но сейчас и оно продается.

       

В разное время я занимался кредитным брокериджем — подбирал кредиты для желающих приобрести машину, работал в «Арбат Престиже», где занимался взаимодействием с торговыми центрами, открывал новые магазины. А потом открыл собственную телекомпанию «Комильфо ТВ». Мы работали с телеканалом «Звезда», сняли для них два фильма, планировали снять еще шесть, но в один момент, в 2008 году, люди просто перестали платить деньги. Тогда начался кризис, и заказчики просто боялись тратить деньги. А я собирался покупать оборудование, даже выиграл субсидию правительства Москвы. В итоге ее пришлось вернуть, потому что я решил, что если дальше буду во всё это втягиваться, мне придется отчитываться еще и по субсидии, и вообще впереди будет совсем неясная перспектива.

Теперь мы с партнером делаем проект Sportarenda.com, который рассказывает обо всех спортивных объектах Москвы. Мы зарабатываем не очень большие деньги, но их достаточно для того, чтобы платить зарплату, поддерживать себя и развивать проект. Параллельно с этим, оценив мой опыт, Российский государственный гуманитарный университет пригласил меня вести направление стартапов в Инновационном центре РГГУ.

Оглядываясь на пройденный путь, могу сказать, что нужно все-таки выбирать бизнес, работающий без твоего участия и без участия большой команды, которой нужно управлять, мотивировать и так далее. Лучше опираться на 20 маленьких клиентов, чем на одного большого и полностью зависеть от него. Если есть какие-то деньги, то лучше не вкладывать их в чужие проекты и тем более под честное слово. Лучше всего вложить их в собственное дело. А еще лучше начинать дело без особого стартового капитала. Ну что такое сделать сайт, например? Допустим, человек хороший организатор и умеет продавать. Он берет в команду человека, который хорошо пишет сайты, берет дизайнера, берет человека, который понимает в интернет-продвижении. Вчетвером придумывают идею и вместе ее реализуют. Стоит это не так дорого. Зарегистрировали какое-нибудь хорошее доменное имя и вперед. Если двое занимаются сайтом, пишут его, продвигают, двое продают, то они могут зарабатывать какие-то деньги сразу. Всё это лишь вопрос времени и желания.


       

Мы сделали ставку на специальные автомобильные флагштоки, которые крепятся к задним стеклам автомобиля и используются в Европе в период различных спортивных состязаний для поддержки клубов и национальных сборных. Также они используются компаниями для своих промо-акций. Мы захотели внедрить это у нас. Подготовили пакет различных вариантов флагов: «Спартак», «ЦСКА», 9 мая и триколор в поддержку нашей сборной. Нашли производителя в Китае, заказали достаточно крупную партию, порядка 10 тысяч единиц, и приурочили поставку к 9 мая. Около 30 % мы планировали продать в предпраздничные дни. Нашли людей, подготовили для них специальные футболки, бейсболки, договорились о примерных местах их расположения вдоль дорожного движения. Но продажам помешали сотрудники правоохранительных органов, которые восприняли это как несанкционированную торговлю.

В дальнейшем мы реализовали часть товара по специализированным магазинам, и потихоньку он расходится, но те объемы, которые мы планировали изначально, провалились. Сейчас на складе остается порядка 50 % товара.


          

Вот прямо 1 ноября закрываем столовую в бизнес-центре класса «A», срезаем оборудование, вывозим всё, продаем за бесценок. Основная проблема — договоренности с арендодателем. В России не существует цивилизованного рынка аренды, тем более цивилизованного рынка собственности.

Ни в одной стране мира предприниматели не скупают такое количество недвижимости, какое вынуждены скупать здесь, потому что ни в одной стране мира не существует одиннадцатимесячных договоров с ублюдскими условиями, которые мы вынуждены здесь заключать. Арендодатель может по любой причине расторгнуть договор, просто поставить своего друга на аналогичный бизнес, а вы теряете оборудование, теряете ремонт, который делали, вы теряете все вложенные деньги. Вам предлагают договор: хотите — приходите, не хотите — будет следующий. По таким правилам работает Россия последние 20 лет так называемого капитализма, хотя никакого капитализма в России не было, нет и не будет. Как было социалистическое перераспределение на богатых, так оно и осталось. И никаким договором вы ничего не застрахуете. Все неотделимые улучшения идут прахом: вентиляцию вы что, выдернете? Куда вы денете провода, оборудование? 99 % закрывающихся проектов — из-за поведения арендодателя. Арендодатели здесь неадекватные.

У нас рынок не предпринимателя, а собственника объекта. Любой магазин или столовая, как у меня, на две трети — это ремонт и оборудование. Считайте, что эти две трети вы теряете, когда уходите. Я могу сравнивать не только с Москвой, у меня есть бизнес, например, в Чехии, Болгарии. Там принципиально другая ситуация, там арендодатель за меня конкурирует, там рынок аренды не перегрет, как здесь, там государство занимается подключением коммуникаций. Здесь подключением коммуникаций занимаюсь я. Более того, заплатив за коммуникации, я передаю их на баланс городу, то есть дарю, по сути, свои деньги. Вот поэтому никогда не будет в России никакого диалога власти с бизнесом, потому что власть относится к бизнесу, как мясник, который подходит к корове с ножом и спрашивает: «Что у нас сегодня — говядина или молоко?» Хочешь не хочешь, доиться ты будешь. А рот откроешь, лицензию не дадут, ОБЭП наедет, налоговая приедет, и тебе еще со всех экранов телевизоров расскажут, какой ты козел. И потом мы ждем, что страна станет инвестиционно-привлекательной. С какого перепоя?