В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка фотографа и архитектора Уилла Прайса «Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде». Уилл Прайс рассказал The Village об экологичном доме и будущем деревянного зодчества в большом городе.

 

Изображение 3. Прямая речь: Уилл Прайс о деревянной архитектуре.. Изображение № 1.

 

Уилл Прайс — в прошлом архитектор, ныне архитектурный фотограф. В 2005 году он напечатал книгу Architecture in Wood — результат многолетней работы по всему миру. На обложке книги красуются русские Кижи

Я абсолютно уверен, что деревянная архитектура пригодна для современного мегаполиса, даже самого большого.

—  Уилл Прайс

 

Я пришел к теме деревянной архитектуры через проблему изменения климата. Начал разбираться в деталях проблемы, причинах выбросов углекислого газа и понял, что строительство серьезно влияет на климат. Тем не менее, общество почему-то систематически нарушает все возможные законы, ежедневно ухудшая ситуацию. Например, мы используем недостаточно экологичные материалы для строительства или везем их через всю страну. Так я начал фотографировать деревянную архитектуру по всему миру и заснял вековой опыт строительства из дерева.

Изображение 2. Прямая речь: Уилл Прайс о деревянной архитектуре.. Изображение № 2.

Я абсолютно уверен, что деревянная архитектура пригодна для современного мегаполиса, даже самого большого. У деревянной архитектуры отличные технические характеристики, дерево экологично. Кроме того, деревянный дом гармонично вписывается в природный контекст.   

Изображение 2. Прямая речь: Уилл Прайс о деревянной архитектуре.. Изображение № 3.

Дерево универсально. На вашем Севере в несколько раз холоднее, чем в центральной части, но в избе — очень тепло. Промазанные, с умом сложенные деревянные стены держат тепло, они сами его проводник. А где-нибудь в Таиланде в тропическом, жарком климате, люди живут в деревянной хижине на сваях. Там есть продуваемая веранда и щели между досками. В этом случае всё наоборот — деревянный дом дает необходимую прохладу. Дерево держит тепло и прекрасно дышит. Вот видите, получается, что материал один и тот же, а функции разные. Универсально. 

 

Изображение 6. Прямая речь: Уилл Прайс о деревянной архитектуре.. Изображение № 4.
Золотой павильон (1397). Киото, Япония.

Изображение 2. Прямая речь: Уилл Прайс о деревянной архитектуре.. Изображение № 5.

Сломался сам мировой порядок строительства — в архитектуре пропала индивидуальность. Все бизнес-центры и большие жилые комплексы одинаковые. Чем отличаются высотные дома в Лондоне от тех, что в Москве? Разница невелика. Но ведь деревянный дом XVI века в Японии и Пирогово в Подмосковье — это совершенно разные образцы деревянной архитектуры. Очень интересно снимать такие объекты, потому что сразу понимаешь их технические характеристики и назначение. Думаю, нужно отойти от идеи глобализации архитектуры и снова вернуться к истокам. Тем более что все архитектурные формы вышли из деревянного зодчества — все изгибы, арки и купола. Пора возвращаться к корням, универсализм хорош не везде.

Изображение 2. Прямая речь: Уилл Прайс о деревянной архитектуре.. Изображение № 6.

У деревянной архитектуры есть шансы на развитие в среде жилого строительства. У нее отличные технические характеристики, но люди боятся пожаров в таких домах. Я считаю, что это стереотипы, навязанные бетонными монолитами. Дома из стекла и бетона горят и сгорают так же легко, как и деревянные. Единственный минус — вы не можете построить из бруса огромные небоскребы, но 10 этажей, думаю, вполне. Но опять вопрос: нужны ли нам небоскребы в современном городе? Проблема все-таки в понимании.

Изображение 2. Прямая речь: Уилл Прайс о деревянной архитектуре.. Изображение № 7.

Современная архитектура многое берет из прошлого. Мы должны взять и проанализировать накопленный опыт. На выставке, например, сопоставлены проекты из прошлого и проекты нашего времени. Во время работы я видел объекты, которые стоят несколько веков в первозданном практически состоянии — весомый аргумент для тех, кто считает дерево непрочным материалом. Вот, например, у вас на Севере — Кижи. Я вынес этот старинный храм на обложку своей книги, потому что в мире он почему-то не так известен, а должен. Это уникальный пример того, как можно прочно сложить деревянный брус. Но главное, что всё крепится на деревянных клиньях.

 

Изображение 4. Прямая речь: Уилл Прайс о деревянной архитектуре.. Изображение № 8.
Церковь Преображения Господня (1714 год). Кижи, Карелия.

1.Традиционный тайский дом, Накхонпатхом, Таиланд, XIX век. Фото: Уилл Прайс
2. Загородный дом, Московская область, 2007. Фото: HONKA. Изображение № 9.1.Традиционный тайский дом, Накхонпатхом, Таиланд, XIX век. Фото: Уилл Прайс 2. Загородный дом, Московская область, 2007. Фото: HONKA

Выставка Уилла Прайса «Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде» организована премией АРХИWOOD, компанией HONKA, PR-агентством «Правила Общения» и при поддержке курорта «Пирогово». 
Портрет: Оля Эйхенбаум
 

Событие на Look At Me
Книга «Архитектура в дереве» Уилла Прайса на Ozon.ru